Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Рабочая программа по предмету Домисолька

1.Пояснительная записка.
«Домисолька» - цикл музыкальных развивающих занятий,

который в

игровой форме готовит учащихся к изучению сольфеджио. Эта авторская
рабочая программа адресована педагогам, работающих с детьми 4 – 6 лет в
классе сольфеджио.

Материал программы может оказать методическую

помощь для преподавателей, работающих в области музыкального воспитания.
В последнее время очень часто высказываются точки зрения в пользу
раннего развития ребенка. Исследователи отмечают пользу ранних

занятий

музыкой. Все дети рождаются с музыкальными способностями, уже в возрасте
2-4 месяцев младенцы

во время гудения могут повторять интонационные

обороты и ритмы мелодий. Однако с возрастом, в случае полного отказа от
музыкальных занятий эта способность резко снижается. Происходит это, если
ребенок совсем не занимается музыкой. Кора головного мозга у музыкантов
более развита, чем у обычных людей, и чем раньше музыкант начинает
заниматься этой областью искусства, тем большая часть коры головного мозга
участвует в музыкальном процессе. Музыкальные занятия способствуют не
только воспитанию будущего музыканта профессионала, но и положительно
влияют на общее развитие ребенка. Развивая с раннего возраста музыкальные
способности ребенка, мы тем самым способствуем не только тому, чтобы он
научился играть на музыкальном инструменте или петь, но и создаем для него
отличную возможность для успешного усвоения иностранных языков, занятий
танцами, развитию математических способностей, речи,

координации

движений, а также концентрации внимания, способности к обучению. Как
известно, за музыкальные способности отвечает правое полушарие головного
мозга, но, при восприятии музыки начинают работать оба полушария,
активизируются механизмы межполушарного взаимодействия. Именно поэтому
занятия музыкой способствуют более гармоничной работе обеих полушарий
головного мозга, что повышает общий интеллектуальный уровень развития
ребенка. В дальнейшем ему легче будет учиться в школе, впитывать новую

информацию. Психологические исследования доказали, что в основе развития
творческих и в том числе музыкальных способностей лежит высокий уровень
развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость
обработки

информации.

В

последние

годы

музыкальная

педагогика

рассматривает ранний и младший дошкольный возраст как

наиболее

благоприятный период для развития музыкальных способностей. Педагоги и
психологи убеждены, чем раньше начать знакомить ребенка с музыкой разных
жанров и стилей, прививать любовь к музыке, привлекать детей к активному
музицированию, тем в дальнейшем проще формировать основы музыкальной
культуры. Именно ранний и младший дошкольный возраст является наиболее
благоприятным с точки зрения закладывания основ музыкального развития
ребенка. А уж если мы ставим целью воспитать профессионального музыканта,
то тем более процесс обучения музыке нужно начинать как можно раньше,
создав условия для успешного развития природных задатков. Б.М. Теплов
считал, что «Способность существует только в движении, только в развитии. И
развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной
практической или теоретической деятельности».
У детей дошкольного возраста преобладает правополушарное, образное
мышление. Для него характерна яркость восприятия, образная память,
богатство воображения, логическое мышление пока недостаточно развито.
Способом познания мира для ребенка является игра, которая создает
необходимые условия для возникновения интереса, желания, помогает обрести
веру в свои силы, создает ситуацию успеха. Возможности музыкальной
деятельности также необходимо дать почувствовать ребенку в процессе игры.
Игровая

методика

обучения

способствует

непроизвольности

процесса

обучения, которое не нарушает психофизиологического состояния детей,
потому что в ней есть все необходимое для развития интереса, положительных
эмоций, образной фантазии, речевого общения, движения, такая методика
больше чем другие средства воздействия соответствует потребности растущего

организма ребенка. Исходя из вышесказанного, обучение по данной программе
происходит преимущественно в игровой форме.
Программа «Домисолька» имеет развивающий характер, ориентирована
на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его
музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской
деятельностью.
Программа опирается на ведущие дидактические принципы, актуальные
для современного дошкольного образования:


принцип

последовательности,

заключающийся

в

усложнении задач музыкального образования детей

логичном
и

содержания музыкального репертуара;


принцип системности, обеспечивающий организацию процесса
музыкального обучения;

 -принцип полноты и целостности музыкального образования детей,
подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем
видам музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;
 принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону
ближайшего развития ребенка;
 принцип деятельностного подхода, признающий музыкальную
деятельность как основную в воспитании нравственной сферы,
музыкальных способностей, познавательных процессов;


принцип

культуросообразности,

последовательном
музыкального

освоении

искусства:

заключающийся

разнообразных

фольклорного,

в

направлений

классического

и

современного.
2.Цель программы: разностороннее и полноценное музыкальное развитие
детей, соответствующее их возрастным возможностям.

Задачи программы:
 способствовать
эстетическому

умственному,
развитию

физическому,

детей

социальному

средствами

и

музыкального

воспитания;


формировать готовность к дальнейшему обучению;

 развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса;
 способствовать овладению ребенком всеми видами музыкальной
деятельности.
Музыкальный материал программы включает в себя лучшие образцы
фольклорной, классической и современной музыки.
Для успешной реализации данной программы необходима наиболее
продуктивная

в

настоящее

музыкально-педагогического

время

личностно

процесса,

в

ориентированная

которой

модель

предусматривается

индивидуальный подход к каждому ребенку, партнерские взаимодействия
детей и педагога, реализуемые на фоне благоприятного психологического
климата и эмоционального комфорта для каждого ребенка. При таком
взаимодействии рекомендуется формировать у детей мотивацию к занятию,
создавая игровые ситуации. Лучшим способом для этого являются сюжетные
занятия, на которых все виды музыкальной деятельности сменяются на основе
сюжетной линии.
3.Форма занятий. Программа рассчитана на занятия 2 раза в неделю по
20 минут. В группах должно быть не более 10 учащихся, чтобы у педагога была
возможность уделить внимание на уроке каждому учащемуся.
Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо проветриваемым.
Урок должен быть четким по форме и разнообразным по содержанию.
Необходимо следить за реакцией детей. При малейших признаках усталости
или притупления внимания надо переходить к другому заданию.
На уроке должны быть представлены следующие формы работы:
 пение вокально-интонационных упражнений и песен;

 слушание музыки; ритмические упражнения;
 знакомство с нотами и клавиатурой;
 разнообразные творческие задания;
 игра на детских музыкальных инструментах;
 танцевально-двигательные упражнения;
 пальчиковая гимнастика;
 координационно-подвижные, коммуникативные игры и танцы.
Такое деление во многом условно. Все формы занятий темнейшим
образом переплетаются друг с другом.

4.Учебно-тематический план. Первый год обучения.
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Тема занятия
«Вместе за руки возьмемся, и друг другу
улыбнемся» (занятие - знакомство).
«Шаги, которые слышны в музыке».
(Ритмическая пульсация)
«Жук, жук, где твой дом». (интонирование
мелодий на одной ноте)
«Дин-дон, дин-дон, в переулке ходит слон».
(Четверти – шагающие ноты)

Кол-во
часов
1
2
2
1

«Репка»
«Эй, ребята, всем приветик, я принес конфет
пакетик». (Восьмые длительности –
бегущие)

2
2

«Прогулка в осеннем лесу»
«Кто приехал в зоопарк?»

2
2

«К нам пришел котенок». (Интонирование в
пределах терции)
«Приключения дождика».
«Ходит кот».
«На стене часы висели».
«Едет, едет паровоз». (Интонирование в
пределах квинты)

2
2
2
2
2

Декабрь

Январь
Февраль.

Март

Апрель

Май.

«На машине».
«Хоть мы нот не знаем, хорошо играем».
(Игра в оркестре)
«Елочка» (Варежковый театр)
«Зимние фигуры»
«Новый год у ворот».

2
2

«Почему медведь зимой спит?»
«Едем, едем на лошадке».
«Жил лохматый пес».
«В танце кружимся смелей»
«Масленица».

2
2
2
2
1

«Петушок»

2

«Звуки музыки вокруг нас».

2

«Все мы моряки».

2

«Все для мамы»
«Весенние голоса»
«Шаловливые сосульки».

2
2
1

«Сапожник»
«Ослик»
«Козочка-коза»
«На травке»

1
2
1
1

«Весенний бал насекомых»
«Теремок»
«Бумажный карнавал»
«Прибаутки»
«Кого встретил колобок»
«К нам идет бычок»
«Все мы музыканты, вот нас сколько».
«Болтливые ноги»

1
1
1
2
1
1
2

1
2
1

«Веселые ложкари»

1
2

«Путешествие в Африку».

2

«Жили-были человечки»

1

Итого: 72 часа

Учебно-тематический план. Второй год обучения.
Месяц.
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Тема занятия.
«Встреча друзей»
«Музыкальный компот»
«Поиграем в прятки»
Как скрипичный ключ потерял свой завиток».
«Оркестровый урок»
«Посмотри, осенний лес полон сказочных
чудес».
«Встречаем гостей»
«Музыкальный дождик»

Кол-во
часов.
1
2
2
2
1
2
2
1

«Маленькое облачко Лиза»
«Быль, у зайки огород»

1
1

«Динь, динь, динь, письмо тебе».
«Едем, едем на лошадке»
«Веселый зоопарк»
«Тень, тень, потетень»
«Сказка о глупом мышонке»
«Едем, едем на машине».
«Почему краснеет нос?»
«Стеклянный урок»
«Зимняя фантазия»
«В декабре, в декабре»
«Вот часы 12 бьют»
«Приключения у новогодней елки»
«Приходи, коляда»

1
2
1
2
2
1
2
1
2
1
1
1
2

«Колокольный звон»
Путешествие в страну интервалов. Примаснежинка, прима-балеринка.
«Металлическая фантазия»
«Два волшебника: Консонанс и диссонанс»
«Ежик и бычок»
«Аквариум»
«Шумный Ба-бах»
«Деревянные истории»

2
2
2
2
2
2
1
1

Март

«С весной поздравим маму и пропоем ей
гамму»
«Едет матушка Весна»
«Маленькая птичка прилетела к нам»
«Что за желтый мячик?»
«Приходи со мной играть»

Апрель

Май

«Дом, который построил Джек»
«Бумажный карнавал»
«Бал насекомых»
«Фантазия»
«Урок в ритме вальса»
«Цветочная фантазия»
«Кругосветное путешествие»
«Солнечный урок»
«Музыкальные шутки»
Итого: 72 часа

2
1
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
1
2

Учебно-тематический план. Третий год обучения.
Месяц.
Сентябрь.

Тема занятия.
Домисолька
Элементарное музицирование и игра на детских
музыкальных инструментах.
«Водолей» чешская нар. песня.
Э.Григ Танец Анитры.
«Муха-цокотуха»
«Игралочка»:
«Перелетные птицы»
«Прыгающие интервалы»
«Детектив» (игра на определение интервалов»
Развитие тембрового, гармонического слуха. Игра
«Кто тебя позвал?»
Повторение знакомых интервалов, пение попевок,
определение на слух.
Теоретические сведения. Закрепляем понятия форте и
пиано. Игра «Музыкальные прятки».
Игра «Дирижер». Повторяем названия нот, их
расположение на нотном стане, повторяем знакомые
ритмоформулы. Знакомимся с целой паузой.
Повторяем четвертную паузу.
Ритмика

Кол-во
часов

1

1

1

1

Октябрь.

Ноябрь

Развитие творческих способностей. Сочинение
ритмического аккомпанемента к песенкам.
Развитие чувства ритма. Дирижирование в размере
2/4. Савельев «Неприятность эту мы переживем»
Игра «Перелетные птицы»
Ритмодекламация Т.Боровик «Поезд».

1

Танцы и движение под музыку. «Ку-чи-чи»
«Брейк-миксер»
Домисолька
Развитие тембрового слуха. «Угадай на чем играю?»
Пение. Чешская песня «Жучка и кот».
Т.Тютюнникова «Семейка огурцов»
Е.Михальчук «Листья желтые летят»
Теоретические сведения. Мажор и минор.
Повторяем четвертную паузу.
Интервалы – секста, септима.
Р.Шибаев «Была тишина» (упражнение на
закрепление понятий forte и piano)
Элементарное музицирование
Р.Сеф «Совершенно непонятно»
(модель О.Степаненковой)
Нотная грамота. Упражнения в тетради (пишем
скрипичный ключ, ноты).
Выкладываем мелодию на магнитной доске.
«Спор» - (на закрепление знания нот ми, соль, ля).
Ритмика
Развитие чувства ритма.Ритмические игры с
видеорядом «В мире насекомых», «Утренний марш».
Пальчиковые игры.
«Куда спешат головастики» (повторение)
«Карусель», «Патер из Сан-франциско» (игра на
освоение различных фигур в пространстве»
Т.Тютюнниковой)
Ритмодекламация «Совершенно непонятно» (Р.Сеф,
модель О.Степаненковой) Э.Успенский «Над нашей
квартирой» (модель О.Степаненковой)
Домисолька
Развитие тембрового слуха.
Элементарное музицирование и игра на детских
музыкальных инструментах. Игра «Передай другому».
Сочиняем музыку (мелодия из трех нот и знакомые
ритмоформулы)
А.Усачев «Пыльная песенка».
(модель О.Степаненковой)

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

1
1

Декабрь.

Январь.

Нотная грамота . Тренировка написания нот.
Октава. Дж.Ривз «Шумный Ба-бах» – закрепляем
понятия forte и piano (модель О.Степаненковой)
Знакомство со сказкой С. Гарина «Поющие друзья».
Знакомство с ритмоформулой тири-тири. Знакомство
со штрихами – легато и стаккато.
«Сказка про интервалы».
Ритмика
Развитие чувства ритма. Игра «Эхо» с бубнами
«Ритмические картинки» (упражнение в тетради)
Речевые игры. Пальчиковая игра «Чайничек».
Пальчиковые игры. Б.Заходер «Жила-была собачка»
(модель О.Степаненковой)
Музыкально двитательные упражнения. Польская
нар.песня «Сапожник и дети».
Танцы и движение под музыку. Танец – игра «Ку-чичи».
Домисолька
Знакомство с темпами – Allegro, Moderato, Grave.
«Волшебная картинка» (упражнение в тетради на
знание нот)
Элементарное музицирование и игра на детских
музыкальных инструментах «Вышли мыши как-то
раз» (модель О.Степаненковой)
И.Пивоварова «что рождается в ночи?»
(модель О.Степаненковой.
Ритмика
Развитие чувства ритма. Знакомство с триолью
(«выскочка».)
Ритмодекламация «Вышли мыши как-то раз» (модель
О.Степаненковой)
А.Усачев «Десять лунатиков»
(модель О.Степаненковой)
Н. Хрущева, С. Преображенская «Привидения».
(модель О.Степаненковой)
Танцы. Движения под музыку. Игра – танец ног
«Сапоги». (О.Кацер).
Музыкально-ритмические игры. «Мы повесим
шарики», «Новогодний серпантин»
Домисолька
Звукоряд. Устойчивые ступени.
Элементарное музицирование и игра на детских
музыкальных инструментах В.Берестов
«Мартышкины качели».

1
1

1
1

1
1

1
2
1

1
1

1
1

2
1

Февраль.

Март.

Апрель.

Ритмика
Знакомство с ритмической фигурой ти-ри-ти.
Ритмоделамация «Бука и Бяка»
Танцы и движение под музыку Датская песня «Звери
из Африки».
Домисолька
Консонанс и диссонанс. Знакомство. Игра – угадайка.
Рисуем консонанс и диссонанс. Подбираем образы.
Интервал секунда.
Интервал терция. «Ежик и бычок» (И.Каплунова,
И.Новоскольцева).
Знакомство с инструментами симфонического
оркестра. С.Прокофьев «Петя и волк».
Танец джентельменов (Рег-тайм).
Варежковый театр «Рыбки золотые».
Хор рук «Краб».
Музыкально-дидактические игры. «Музыкальное
домино».
Ритмика
«Ритмические картинки» (упражнение в тетради)
Упражнение с инструментами «Шумный Ба-Бах». (И.
Каплунова, И. Новоскольцева).
«Бумсики и думсики» (Повторение)
С. Слонимский «Рондо с палочками»
Домисолька
Гамма. «Песенка о гамме».
«Едет матушка Весна». (Т.Боровик).
Элементарное музицирование и игра на детских
музыкальных инструментах. «Маленькая птичка».
(Т.Боровик).
Знакомство с понятиями solo и tutti. Интервалы кварта
и квинта
Ритмика
Танцы и движение под музыку «Злюки- закорюки и
бабочки».
Ритмодекламация «Черепашонок»
Развитие чувства ритма «Раскрась кружочки»
(упражнение в тетради на определение сильной доли)
Домисолька
Танцы и движение под музыку «Полька-рак», «Вудали
атча».
Ритмическая игра М.Мишиной «Что рисуют дети?»
(видео)
Ритмика

2
1

1

1
1

1

3
1

2
1

1

1
1
2

2
2

Канон. Закрепляем знакомые интервалы.
Знакомимся с тактовой чертой. Учимся расставлять
нотки по «комнатам» - тактам.
Игра на детских музыкальных инструментах
В.Моцарт «Турецкий марш»
Май.
Домисолька
Танцы и движение под музыку. Игра со звучащими
жестами «За что мы любим цветы» (Е. Матвиенко)
Хор рук «Бал насекомых».Танец шмелей.
Закрепление всего пройденного материала.
Ритмика
Ритмодекламация Н. Шилов «Паучок-босячок».
(модель О.Степаненковой)
Развитие чувства ритма «Паучина» (Т.Боровик).
Ритмическая игра «Увлекательное путешествие Сони
Солнышкиной» (видео)
Закрепление всего пройденного материала.
Итого: 72 часа

2

2

2

2
2
2

1

5. Содержание программы
Развитие вокально-интонационных навыков.
В период младшего дошкольного возраста пение является основным и
наиболее доступным средством музицирования. Поэтому пение
обязательно присутствовать во всех заданиях.

должно

К этому возрасту чаще всего

речь у детей уже достаточно развита, что позволяет достаточно внятно
пропевать текст песни, протяжно исполнять небольшие фразы, воспроизводить
низкие и высокие звуки. Но вместе с тем вокальные возможности детей
невелики, так как голосовые связки находятся в начальной стадии роста и
развития. Песни, разучиваемые на уроках, делятся на две группы. Одни –
короткие и легкие служат материалом для освоения нотной грамоты, пения
ритмическими слогами (ритмослогами). Другие – более сложные – нужны для
развития образно-художественного мышления, развития вокальных навыков.
Одна из главных задач – научить детей петь правильно и выразительно, а
для этого они должны привыкнуть петь аккуратно, не форсируя звук.
Аккомпанируя учащимся, педагог должен соизмерять звучание инструмента с

пением

детей.

Маленькие

песенки

-

попевки

лучше

исполнять

без

аккомпанемента.
Одной из интересных форм работы над выразительным вокальным
интонированием является пение по нарисованным линиям. Такое пение
представляет собой свободное скольжение голосом на определенном гласном
звуке. Такой способ вокального интонирования учит детей самостоятельно
управлять линией движения своего голоса. При такой форме работы ни один
ребенок не чувствует себя плохо поющим, что очень важно для создания
ситуации успеха на занятии. Такой способ записи и исполнения мелодии
наряду с песенками-графиками также способствует успешному усвоению
детьми понятий «вверх» и «вниз» и ощущения этих направлений.
Песенки-попевки вводятся с постепенным увеличением объема мелодии.
В течение года необходимо возвращаться к ранее пройденному материалу и
повторять его. Это касается не только песенного материала, но и других форм
работы. Каждое повторение на новом уровне развития преследует новые
задачи, закрепляет материал и дарит радость детям, которые в этом возрасте
очень любят повторение полюбившихся песенок, упражнений, игр.
Слушание музыки необходимо для того, чтобы вызвать эмоциональный
отклик детей, научить их различать простейшие жанры (вальс, полька, марш,
песня),

прививать первые навыки умения анализировать музыкальное

произведение, определять характер, темп, динамические оттенки, регистры,
используя простые и доступные для данного возраста характеристики (веселая грустная, быстрая -медленная, громкая - тихая, высокий - низкий), и, самое
главное, слушание музыки служит обогащению музыкальных впечатлений
детей, является мощным фактором в

развития музыкальности детей,

воспитанию культуры слушателя.
В этом возрасте у ребенка интенсивно формируются основы личности.
Это

возраст

эмоционального

наполнения

«Я»

ребенка.

Чувства

уже

обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию,

близостью с другими людьми. В этом возрасте наиболее интенсивно
формируются такие эмоции, как любовь, жалость, сочувствие и сострадание.
Дети с удовольствием слушают музыку, наполненную знакомыми образами. К
этому периоду у детей уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых
представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много
знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их
музыкальной

памяти.

Имеющийся

музыкальный

опыт

позволяет

им

вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а
также некоторые виды песни (колыбельная и плясовая).
Для младшего возраста, как уже говорилось выше, характерно конкретное
восприятие, поэтому необходимо присутствие персонажей. Чаще всего в этой
роли будут выступать игрушки, но возможно это будут люди и животные,
знакомые ребенку. Музыкальное восприятие ребенка находится в стадии
развития, внимание становится все более произвольным, поэтому дети уже
способны до конца прослушать небольшое музыкальное произведение.
Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального
произведения, большинство детей так же ярко проявляют эмоциональную
отзывчивость на музыку. Восприятие музыки становится не только более
эмоциональным,

но

и

дифференцированным:

дети

легко

различают

контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры
инструментов. Таким образом, данный возраст весьма благоприятен для
дальнейшего приобщения детей к слушанию доступной им музыки.
Каждую пьесу рекомендуется слушать не один раз, а на нескольких
уроках. Для слушания рекомендуются сочинения небольшие по объему, но
яркие в образном отношении: из «Детского альбома» П.И, Чайковского,
«Альбома для юношества» Р. Шумана, «Детской музыки» С. Прокофьева,
произведений Э.Грига, Д, Шостаковича, В. Гаврилина и др.

Перед

прослушиванием следует задать детям вопрос, дать задание, которое
активизирует их внимание. Например, это может быть задание придумать
название для музыкальной пьесы.

В процессе слушания музыки на занятиях

формируется представление об основных жанрах музыки (песня, танец, марш),
отдельных видах песен (колыбельная, плясовая), даются первые понятия об
образной природе музыкального искусства на примере произведений,
имеющими яркий, конкретный образ.
Упражнения, направленные на развитие чувства ритма обязательно
присутствуют на каждом уроке. В третий год обучения ритму посвящен целый
раздел «Ритмика». Формы работы над развитием чувства ритма разнообразны.
Это: музыкально-двигательные упражнения, исполнение песен ритмослогами,
работа со звучащими жестами, хор рук, ритмодекламация, «ритмовырезалки»,
«ритмические наклейки», исполнение ритмических партитур ритмослогами,
звучащими жестами, на детских музыкальных инструментах.
На первом же занятии происходит знакомство детей со звучащими
жестами (хлопки, притопы, щелчки, шлепки). В процессе дальнейших занятий
активно развивается умение пользоваться этими жестами. На каждом уроке
приветствуем друг друга, каждый ребенок называет свое имя, аккомпанируя
себе при помощи звучащих жестов, вся группа повторяет. Это задание
развивает не только чувство ритма, но и способствует развитию творческих
способностей, навыков импровизации. Это приветствие, повторяющееся из
урока в урок, настраивает детей на занятие.
Понятие длительности звука осваивается детьми на более позднем этапе,
а в 4-летнем возрасте мы даем понятие длительности звука на примере образов,
понятных и доступных детям. Это мамы и дети, животные и их детеныши.
Различие между четвертью и восьмой даем как сопоставление большой маленький. Освоению метроритма способствуют ритмические картинки, на
которых

изображены

последовательности

одинаковых

предметов,

различающихся по размеру. Зрительный образ помогает детям лучше осознать
различие между длительностями. К тому же использование подобных картинок
позволяет

использовать

разнообразные

ритмослоги

помимо

общераспространенных ТИ и ТА. Например, для капелек дождя, это могут быть

слоги «динь» и «Бумс», для картинок, изображающих мам и деток – «Бегом» и
«Шаг» и т.д.
Ритмические

рисунки

проговариваются

ритмослогами,

которые

позволяют быстро и легко перевести слова в ритм, выкладываются цветными
магнитами на доске, пуговицами на столе, наклейками – стикерами на листе
бумаге. Много радости доставляет детям работа с «ритмовырезалками»,
которая представляет собой вырезание объектов с последующим наклеиванием
их на заранее заготовленные картинки с ритмическими рисунками. На
следующем этапе этой работы картинки проговариваем ритмослогами, поем их
или импровизируем с их помощью на детских музыкальных инструментах.
Еще

одной

очень

интересной

и

полезной

формой

работы,

способствующей ритмическому развитию детей, является ритмодекламация,
которая в последнее время достаточно ярко освящена в работах отечественных
педагогов-новаторов (Т.Боровик, О. Кацер, Т.Тютюнникова).
Ритмодекламация способствует развитию мышечных представлений
движения, озвученного и подсказанного стихотворной речью, автоматически и
непроизвольно вызывает сокращение определенных мышц, а следовательно
активно развивает координацию движений.
Речевой способ подтекстовки для трудных пассажей был известен еще в
18 веке. Его активно применял итальянский скрипач Дж. Тартини. В 20 веке
этот метод встречается в рекомендациях Г. Когана

и А. Артоболевской.

Использование ритмодекламации в области музыкального воспитания – одна из
педагогических идей К. Орфа.
Ритмодекламация – четкое произнесение текста или стихов в заданном
ритме. В этом возрасте речевые навыки у ребенка развиты гораздо лучше, чем
певческие и исходя из этого, ребенку легче понять и прочувствовать общие для
речи и пения

средства выразительности: ритм, темп, динамику, регистры.

Поэтому необходимой предпосылкой для выразительного пения служит умение
выразительно говорить, чему способствует ритмодекламация. Речевой этап
развития голоса способствует овладению и певческими навыками (дыхание,

звукообразование, полетность звучания) и даже элементами многоголосия и
ансамблевых навыков.
Ритмодекламации

используются в сопровождении звучащих жестов

(«Енотик» моет пищу» модель И. Каплуновой и И. Новоскольцевой); любых
движений на фоне звучащей музыки («Сардинки» модель Т. Боровик); в
сопровождении игры на детских музыкальных инструментах («Зрасьте» модель
О, Кацер). При ритмодекламации нет надобности в точном исполнении высоты
звука, здесь важна ритмическая точность и эмоциональная окрашенность
голоса, точность передачи образных интонаций. Для этого в воображении детей
необходимо создать точный эмоционально-образный настрой, нарисовать
яркую картинку того, о чем говорится в тексте. Ритмодекламации способствуют
развитию культуры речи, непосредственно приводят к развитию певческого
голоса. Стихотворный материл для ритмодекламаций основан на детском
фольклоре (потешки, прибаутки), стихотворениях детских поэтов А.Барто,
С.Маршака и т.д.
Начиная с раннего возраста, периода младенчества, восприятие музыки у
детей тесно связано с движением, которое позволяет ребенку выражать свои
эмоции, улучшает зрительную, слуховую и двигательную координации.
Музыкально-двигательные упражнения учат ребенка изображать звуки и
настроения с помощью элементарных движений, при этом вырабатывается
реакция, умение ждать, находить момент вступления. Ребенок начинает
осознавать музыку через движение. Необходимо максимально включать в
занятия двигательные упражнения. Двигательная активность способствует
быстрому физическому и умственному развитию детей. Движение под музыку
способствует закреплению долевой пульсации. Это игры, шаги и бег под
музыку, показ знакомых песен в движении, инсценировка песен, упражнения
для координации рук и ног, импровизация движений. Физиологическая
потребность детей в движении наступает постоянно, через очень короткие
промежутки времени. Если эту потребность вовремя не удовлетворять, то
усталость и утомление блокируют психические процессы - внимание, память,

мышление и т.д. Танцы и движение под музыку способствует снятию
мышечных зажимов, более продуктивному развитию речедвигательных
функций, формированию координации движения. Формы двигательной
активности

на

уроке

разнообразны:

игры

со

звучащими

жестами,

координационно-подвижные игры, танцы, движение под музыку.
Хор рук- форма работы, автором которой является Татьяна Боровик,
является подготовительным этапом, который приводи детей к пониманию
двигательного двухголосия.

В хоре рук все дети делятся на два «голоса»,

которые располагаются в два ряда, первый из которых сидит на стульях, а
второй стоит за ними. Перед хором встают два «дирижера», каждый отвечает за
свою «партию». «Дирижеры» показывают движения для своей партии, а
исполнители копируют действия своего дирижера. Для такой формы работы
необходимы атрибуты, подходящие для каждой конкретной импровизации:
осенние ветки и листики, перчатки – цветы, насекомые и.т.д. К этой работе
можно привлекать и родителей, которые могут исполнять как роль дирижеров,
так и роль третьего «голоса» (например, исполнять партию неба в хоре рук
«Прогулка в осеннем лесу». Совместное музицирование родителей и детей
способствует установлению благоприятного психологического контакта между
ними, вызывает чувства радости и гордости, стимулирует к дальнейшему
совместному творчеству.
Эта форма работы способствует развитию творческих способностей,
координации, чувства ритма, внимания, развивает навыки взаимодействия в
ансамбле.
Пальчиковые игры. Тренировка «мелкой пальцевой моторики является
мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи, а
следовательно и оказывающим большое влияние на чистоту интонирования»
(А.Р. Лурия, Ф, Я, Юдович «Речь и развитие психических процессов ребенка»).
В контексте развития музыкальности детей пальчиковые игры также
представляют собой первый опыт исполнительского артистизма. Яркий,
образный, хорошо понятный детям текст в речевых играх практически

интонируется, обогащаясь звуковыми красками разговорной речи. Работа над
текстами

с

жестовыми

рисунками

способствует

также

активизации

абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Кроме того, пальчиковые
игры

развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную

чувствительность; развивают реакцию

(ввиду быстроты смены движений);

повышают общий уровень развития ребёнка, направлены на развитие чувства
ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования,
координации

движений.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого начала обучения,
используя небольшие по объему и несложные по содержанию тексты,
доступные детям. Текст проговаривается педагогом очень выразительно,
несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на
этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по
желанию, в основном в самые любимые моменты. Со временем пальчиковые
игры усложняются, жесты становятся наиболее символичными, в результате
чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр. К речевым
играм добавляются пальчиковые игры с пением.
Игра на детских музыкальных инструментах. К 4 годам у детей,
особенно у тех, кто посещает детские образовательные учреждения довольно
хорошо развит тембровый слух, они способны без труда различать звучание
многих детских музыкальных инструментов (барабан, дудочка, погремушка,
колокольчик). Этот вид музицирования в силу доступности является наиболее
привлекательным для детей.

В этом возрасте можно наблюдать развитие

инструментальной импровизации – ребенок с удовольствием пытается
импровизировать на различных музыкальных инструментах, проявляя большой
интерес к их устройству и внешнему виду.
Дети знакомятся со звучанием различных инструментов, сравнивают
их по тембру. Для развития тембрового слуха большую помощь могут оказать
различные игры «Волшебный мешочек» или «Угадай, на чем играю». Кроме
накопления слухового опыта, дети знакомятся со способами звукоизвлечения

на различных инструментах. Игра на музыкальных инструментах кроме
развития тембрового слуха, способствует совершенствованию навыков,
приобретенных в других видах музыкальной деятельности, развивает умение
взаимодействовать в ансамбле, и, самое главное, развиваются творческие
способности ребенка.
Коммуникативные танцы и игры способствуют созданию доброжелательной
атмосферы, развитию навыков партнерского взаимодействия, эмоциональнопсихическому раскрепощению. Эта форма работы решает задачи развития
коммуникативных

навыков,

двигательной

координации,

чувства

ритма,

способствует приобретению навыков ощущения музыкальной формы.
Для некоторых коммуникативных игр и танцев необходимы атрибуты,
например: разноцветные веревочки, шляпы, музыкальные молоточки и т.д.
Развитие творческих способностей.
Задания, модели, направленные на развитие творческих способностей
представлены в данной программе в самых разнообразных формах –
импровизация со звучащими жестами, образно-пластическими движениями,
аппликации и рисунки из нотных знаков, иллюстрации к прослушанным
произведениям, выполнение функций «дирижера» в хоре рук, сочинение
аккомпанемента к песенкам, стихам при помощи детских музыкальных
инструментов и т.д. Формы творческой работы, задания идут с постепенным
усложнением.
6. Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо создание музыкальной
предметно-разивающей среды, наличие фортепиано, музыкального центра,
детских музыкальных инструментов. Занятия должны проходить в просторном
классе, в котором стоят удобные детские столы и стулья.
Детские музыкальные инструменты, необходимые для занятий:
бубенчики, колокольчики, бубны, барабаны, деревянные ложки, деревянные

палочки (клавесы), погремушки, музыкальные молоточки, металлофоны,
ксилофоны, треугольник, коробочка, рубель, трещотка, маленькие тарелочки,
самодельные инструменты и разные предметы, издающие звук

(расчески,

контейнеры от «киндерсюрприза», наполненные крупой, связки ключей, разные
виды бумаги и т.д.)
Помимо музыкальных инструментов для занятий по этой программе
потребуются: разнообразные игрушки (мягкие, резиновые, пластмассовые, с
магнитами); игрушки для кукольного театра, куклы би-ба-бо, муляжи овощей и
фруктов, мешочки из ткани разного цвета и разной фактуры, наполненные
разнообразным сыпучим материалом; варежки для варежкового театра;
веревочки; шляпы; элементы маскарадных костюмов; осенние веточки;
снежинки; цветы; разноцветные шарфы из органзы; разноцветные ленты и т.д.

7.Литература:
1.

Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Минск, 1999г.

2.

Боровик Т. «Что ты чувствуешь, малыш?». Музыкальная палитра,

2004 г., №4.
3.

Боровик Т. «Пути педагогического творчества». Музыкальная

палитра, 2004 г., №№1,2,3,4.
4.

Буренина И. «Ритмическая мозаика». Спб, 2000 г.

5.

Готсдинер А. Музыкальная психология. М., 1993 г.

6.

Железнова Е. Бим! Бом! Читаем, рисуем, играем, поем! М., 2005 г.

7.

Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». М.

2007 г.
8.

Картушина М. Мы играем, рисуем, поем. М., 2008г.

9.

Кацер О. Музыка. Дети. Здоровье. СПб.2007 г.

10. Кацер О, Коротаева С. Будем лучше говорить, чисто и красиво.
Лекарство от плохого поведения. СПб, 2008 г.
11. Кацер О. Игровая методика обучения детей пению. СПб, 2005 г.
12. Коротаева С. Здравствуй, музыка. Спб, 2007 г.
13. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений.
Екатеринбург, 1994 г.
14. Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. Вып.1.Спб., 2004 г.
14.Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. Вып.2.Спб., 2005 г.
15. Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. Вып.3.Спб., 2005 г.
16. Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. Вып.4.Спб., 2006 г.
17.Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. Вып.5.Спб., 2007 г.
18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.;Л., 1947 г.
19.Тютюнникова Т. Бим! Бам! Бом! Вып.1 Игры звуками. СПб., 2003 г.
20.Тютюнникова Т.Э. Нескучные уроки. М.,2004 г.
21. Тютюнникова Т.Э. Потешные уроки. М.,2004 г.
22.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа. М.. 2000г.
23.Тютюнникова Т.Э. Шумовой оркестр. М.2007 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».