Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Рабочая программа по предмету Хоровой класс

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию
1.3 Основные принципы обучению пению
1.4 Основные направления образовательной работы «Хорового класса»
1.5 Интеграция с образовательными областями
1.6. Целевые ориентиры освоения программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста
2.2. Приемы обучения пению
2.3 Содержание занятий
2.4. Формы и методы по реализации основных задач программы
2.5. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Учебно-тематический план
Репертуар хора мальчиков «Волшебные голоса»
3.2 Диагностика вокальных данных ребенка

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Список литературы

2

1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Образовательная программа по обучению детей «Хоровому классу» в рамках
проведения дополнительной образовательной услуги для детей 4-7 лет
подготовительных курсов ГБПОУ СО «СМХК» хора мальчиков «Волшебные
голоса» ,г. Екатеринбурга.
Программа «Хорового класса» по развитию певческих способностей детей дошкольного возраста ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 4 до 7
лет и рассчитана на 3 года. Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Рабочая программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства и может быть рекомендована
музыкальным руководителям и педагогам дополнительного образования.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3

сотрудничество образовательное учреждения с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Образовательная программа по обучению детей вокально-хоровому
искусству в рамках проведения дополнительной образовательной услуги для
детей 4-7 лет разработана на основе учебно-методических пособий:
Л. Абелян «Как Рыжик научился петь», Москва «Советский композитор»,
1989 год.
М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва ООО
«Издательство «Скрипторий 2003»», 2010 год.
А.А. Евтодьева «Учимся петь играя» Г. Калуга 2007 год.
Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного
возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до
конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой
песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные
игры.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным
действиям.
Программа «Хорового класса» по развитию певческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в образовательном учреждении ориентирована на обучение детей пению в возрасте
от 4 до 7 лет и рассчитана на 3 года.
4

Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными
документами. В программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной деятельности, обосновано использование разных видов
детской музыкально - художественной деятельности в процессе обучение детей пению.
1.2 Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному
образованию
Цель:
Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей .
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
2. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к
русским народным песням и интерес к песням современных авторов.
3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона,
чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса)
4. Расширять певческий диапазон.
5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через
здоровьесберегающую технологию - дыхательную гимнастику (дыхательные
упражнения)
8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального
исполнительства дошкольников.
1.3 Основные принципы обучения детей пению.
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
5

1.Принцип воспитывающего обучения. Преподаватель хора в процессе
обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в
жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и
речь.
2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту
и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В
начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце
года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет
так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных
звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной,
волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого,
наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и
художественное исполнение песни.
6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а
сознательным его воспроизведением.
1.4. Основные направления образовательной работы «Хорового класса».
Задачи:
1. При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
2. Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без
крика и напряжения. Развивать протяжное звукообразование через пение песен,
написанных в умеренном и медленном темпах.
3. Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения
и между музыкальными фразами.
6

4. Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.
5. Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.
6. Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.

1.5 Интеграция образовательных областей.
«Социально-коммуникативное развитие»
Привить любовь детей к пению, как художественной деятельности для самовыражения. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; формирование представлений о вокальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Познавательное развитие»
Расширение кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной
картины мира в области вокального искусства.
«Речевое развитие»
Развитие артикуляционного аппарата, развитие слухового восприятия; развитие активного словаря.
«Художественно-эстетическое развитие»
Привить детям любовь к пению, развивать эмоциональную отзывчивость,
воспитать художественный вкус. Развитие у детей творческой инициативы, импровизации
1.6 Целевые ориентиры освоения программы:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальнотворческому самовыражению (пение соло, ансамблем);
 проявление навыков вокально-хоровой деятельности (Петь без напряжения, плавно, легким звуком; вовремя начинать и заканчивать пение, правильно
вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музы7


кальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать
при исполнении);
 умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на
сцене;
 стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
 умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки
(ноты с точкой, пунктирный ритм).
 Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
 Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
 Активно участвовать в выполнении творческих заданий;

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей
пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует
развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие
ребенка.
Основной формой подведения итогов работы «Хорового класса» являются концертные выступления , участие в конкурсахи фестивалях ,в творческих мероприятиях и отчётный концерт хора мальчиков «Волшебныые голоса»,

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.
Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них
окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным,
хотя все еще довольно поверхностное. У детей расширяется словарный запас, они
активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция.
Дети способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и квинты, слышат направление мелодии вверх и вниз, могут
выделить вступление, петь после вступления вместе со взрослым, начинают петь
согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке
голоса взрослого).
8

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат попрежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками
еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается
резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует
избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно,
поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления.
Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену
темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное
понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит
за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым
звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в
голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

9

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей
6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это
позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два
взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности
певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать,
слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
 игровой характер занятий и упражнений,
 активная концертная деятельность детей,
 доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
 атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
 звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты
и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
 сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с
детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка.
При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую
постановку корпуса.
10

2.2. Приемы обучения пению.
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в
первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность
детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на
предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на
вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с
какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них
уверенность, но делать это деликатно.
2.3 Содержание занятий.
Технология вокального обучения базируется на игровых методах работы
с детьми, что обеспечивает заинтересованность ребёнка в процессе занятий.
Направлениями работы на занятиях являются:

Вокально-хоровые навыки (певческая установка, работа над дыханием, звукообразование, звуковедение, артикуляция и дикция, формирование тембра, чистоты интонирования, эмоционально-выразительное исполнение).

Творческие задания на развитие воображения

Пальчиковая игра с пением.

Музыкальные игры с пением.
Компоненты занятий
1.
2.
3.
4.
5.

Коммуникативная игра-приветствие.
Упражнения на развитие дыхания.
Вокально-хоровые упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
Дикционная разминка.
11

6.
7.

Игровое распевание. Песни.
Пальчиковые игры с пением.

2.4 Формы и методы реализации программы «Хорового класса»
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа с «гудошниками»;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Концертные выступления
9. Участие в конкурсах,фестивалях
2.5 Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в
органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства
включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь
можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены
и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой
вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении
стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой
практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика
воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются
смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешние физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила
по формированию певческого дыхания:
12

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных
упражнений в игровой форме следует научить детей делать вдох через нос. Это
способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос
стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это
служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом
(через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо
научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны
знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается
на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования
гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для
раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к
«а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует
нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной
громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над
«и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении
13

детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный
способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность
детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В
упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими
качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою
очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо
и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование
йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится
позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.
Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ
и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без
активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при
звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться
словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных
звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного
пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения
произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением
или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни

14

в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная
с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной
энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном
отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения
полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если
дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для
овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в
песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом
на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует
дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед дошкольником
сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим педагогом.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей
помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные
вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
15

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу,
соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному
артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети
должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос
общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить
детей пользоваться микрофоном, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокальнотехническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей
пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует
развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие
ребенка.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-тематический план
Программа «Хорового класса» по развитию певческих способностей детей
дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 4 до 7 лет и рассчитана на 3 года.
Состав хора формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их
вокальных навыков.
Непосредственно образовательная деятельность «Хорового класса» проводится по расписанию, продолжительностью 20 минут. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии должна иметь место как коллективная, так и индивидуальная работа. В течение учебного года планируется
16

ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях конкурсных выступлениях и т.д.
.
Учебно-тематический план «Хорового класса» 4-7 лет (3 года обучения)
№ п/п Тема
Кол-во Кол-во
часов
часов
Всего за Всего за
год
3 года

1

Вводное

2

6

2

Развитие музыкального слуха

8

24

3

Развитие музыкальной памяти

8

24

4

Развитие чувства ритма

8

24

1

Прослушивание голосов

2

6

2

Певческая установка.

11

33

Дыхание.
3

Распевание

11

33

4

Дикция

11

33

5

Работа с ансамблем над репертуаром

11

33

72

216

Итого часов
Содержание программы 72 часа в год, 216 часов за 3 года

Репертуар хора мальчиков «Волшебные голоса» подготовительных курсов
ГБПОУ СО «СМХК» на 2019-2020 учебный год
 «Чепуха» муз.С.Сиротина,сл. Ю.Черных
 «Песенка львёнка и черепахи» из мультфильма «Как Львёнок и Черепаха
пели песню» муз.Ген.Гладкова,сл.С.Козлова
 «Песенка про кузнечика» из мультфильма «Приключения Незнайки»
муз.В.Шаинского,сл.Н.носова
 «Песенка про кашу» муз.и сл. Абелян
 ««Цыплята» муз. Т.Волгиной,сл.А.Филиппенко
17











«Цап-царап» муз.С.Гаврилова,сл.Р.Алдининой «Утро» муз. Г.Гриневича
«Собачка» муз.М.Раухвергера
«Корова» муз.Раухвергера
«Кап-кап» муз.и сл. Ф.Филькенштейн
«Барабанщик» муз.Красева,сл.М.Чарной
«Делай как я» Английская песня-игра
«Щенок» муз.С. Шашуриной сл.Л.Чащина
«Японская народная детская песня»
«Бравые солдаты» муз.А.Филиппенко,сл.Т.Волгиной

3.2 Диагностика уровня развития певческих умений.
№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.
4.

Умение импровизировать
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и
сексту

5.

Навыки выразительной дикции

Оценка/б
0
н с

в

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации данной Программы необходимо:
Технические средства обучения
1. Фортепиано, рояль, электропианино
18

2. Музыкальный центр
3. Ноутбук
4. Мультимедийное оборудование
5. Микрофоны и стойки к ним
6. Концертный зал
7. Хоровой класс
Учебно-наглядные пособия
1. Плакаты
2. Ноты
3. Иллюстрации
4. Игрушки
5. Дидактические игры, пособия
6. Детские музыкальные и шумовые инструменты
9. Сценические костюмы

19

ЛИТЕРАТУРА

1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. –
33 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие
детского голоса. -М., 1963.
4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. –
232 с.
6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС,
2000.- 33 с.
9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
10.Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы.
Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
13.Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый
ветер», 1998. – 44 с.
14.Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
15.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
16.Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
17.Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
18.Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. М..
19.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.
СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
20.Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».