Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Рабочая программа по предмету Игровая арифметика

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению математике «Игровая арифметика» имеет социальнопедагогическую направленность и составлена на основе государственной программы
развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…»,
предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.
Рабочая программа составлена в соответствии и на основании следующих нормативно правовых документов: Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373);законом
Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);учебному плану подготовительных
курсов ГБПОУ СО «СМХК» г. Екатеринбург.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным
объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с
определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в
коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то
новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее
развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих
сил, качеств личности. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и
величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с
пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования
целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных
особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию
успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и
с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени
сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной
программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую
моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только
являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его
познавательных интересов и коммуникативных способностей. Программа курса отражает
современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения,
обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей,
формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует
сохранению и поддержке их здоровья.
Реализация содержания настоящей программы развития математических представлений и
подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов
Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной
основе, ч. 1-2), ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей,
их интереса к математике.
Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических
функций: восприятия, внимания, памяти, мышления и др., при этом особое значение
имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество,
умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка,
развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
2.Цель программы: формирование и развитие математических способностей на основе
овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых знаний и
умений.

Задачи программы:
обучающие:
- учить практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения,
классификации, преобразования;
- учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях,
изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;
- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру,
количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
развивающие:
- развивать внимание, речь, память, воображение;
- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи занимательные, практические, игровые;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками
учебной деятельности.
Учебный материал вводится последовательно: от развития более простых умений детей к
более сложным умениям.
В рамках одного занятия детям предлагается широкий спектр различных заданий и
упражнений. Предполагается групповое и самостоятельное выполнение устных заданий и
заданий в учебной тетради.
3.Форма занятий: групповая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут. За год – 36 часов. 1
академический час равен 20 минутам.
Срок реализации программы - 2 года, 72 часа.
Приёмы и методы работы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные,
проблемные, уроки с использованием ИКТ.
Программа «Игровая арифметика» рассчитана на детей 5-7 лет. Возрастные особенности
детей 5- 7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому детям
предлагается большое количество игровых ситуаций, игровых упражнений, на уроках
используются сказочные герои, сюрпризы. Для того, чтобы переключить активность детей
(умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятиях
проводятся физкультминутки. Для работы с детьми используются тетради на печатной
основе, которые помогают организовать проверку учителем детей и самопроверку детьми
выполненных ими заданий. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на
основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а
постигается ими путем самостоятельного сравнения. Формирование навыков самооценки
способствует подведение итогов занятий. В течение 2 – З минут урока внимание детей
акцентируется на основных идеях занятия. Необходимым условием занятий с детьми
является атмосфера доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуальный подход.

Завершением курса обучения за год является итоговое занятие – открытый урок для
родителей.
4.Тематический план обучения программы «Игровая арифметика»

Наименование разделов,
тем

Количество
часов

Количество часов

Всего за 2 года

2 год обучения

1 год обучения
Общие понятия

10

10

20

Числа и операции над ними

15

15

30

Пространственновременные представления

4

4

8

Геометрические фигуры и
величины

7

7

14

Итого:

36

36

72

5. Содержание программы «Игровая арифметика» (на 1 год)
(развитие математических представлений)
Общие понятия (10 часов)
Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету,
форме, размеру, материалу.Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим
общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части
совокупности.Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений
равенства и неравенства.Установление равночисленности двух совокупностей (групп)
предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на
…).Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в
одно целое. Формированиеобщих представлений о вычитании как удалении части
предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Числа и операции над ними (15 часов)
Прямой и обратный счет в пределах 5. Порядковый и ритмический счет.Образование
следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и
обозначение чисел от 1 до 5 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого
десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на
наглядной основе.Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в
пределах 5 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и
вычитанием чисел.
Пространственно – временные представления (4 часа)

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху
– снизу.
Геометрические фигуры и величины (7 часов)
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
четырехугольник, круг, шар. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке,
ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых
линиях.
Содержание программы «Игровая арифметика» (на 2 год)
(развитие математических представлений)
Общие понятия (10 часов)
Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету,
форме, размеру, материалу.Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим
общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части
совокупности.Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений
равенства и неравенства.Установление равночисленности двух совокупностей (групп)
предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на
…).Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в
одно целое. Формированиеобщих представлений о вычитании как удалении части
предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.Начальные представления о
величинах: длина, масса.
Числа и операции над ними (15 часов)
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.Образование
следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и
обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого
десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на
наглядной основе.Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в
пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и
вычитанием чисел.Число 0 и его свойства.Решение простых (в одно действие) задач на
сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно – временные представления (4 часа)
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху
– снизу.Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины (7 часов)
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
четырехугольник, круг, шар. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке,
ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых
линиях.
К концу обучения по программе «Игровая арифметика» предполагается продвижение
детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них
познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или
нескольких единиц;- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью
мерки;
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины,
ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике,
многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур
из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки ,
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и
совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью
и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой
бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти
нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе;
Метапредметными результатами изучения курса логического мышления с
использованием математического материала «Раз - ступенька, два – ступенька» являются
формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Учиться планировать учебную деятельность;
Высказывать свою версию;
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на
печатной основе, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний;
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.);
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы;
Средством формирования этих достижений служит учебный материал и задания в
тетрадях.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Вступать в беседу на занятии и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог)
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.

6. Материально-техническое обеспечение
Организовано рабочее место учителя (ПК, колонки, МФУ,Смарт-доска, проектор),
рабочие тетради, учебный кабинет для занятий, доска рабочая, рабочие столы, стулья;
Имеются материалы, инструменты, приспособления, необходимые для занятия:
демонстрационный материал, лента цифр. Картинки, игрушки, таблицы, набор
геометрических тел. Модель часов, календарь, счетные палочки. Мерки для измерения
длины. Цветные карандаши.

7.ЛИТЕРАТУРА
1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и
перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2010.
2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для
дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
3. Е.Бортникова «Проверяем готовность ребёнка к школе» - Литур 2009
4. Серия «Рабочие тетради дошкольника». Знакомимся с геометрией (ч.1,2)- ВК
Дакота
5. Е.С.Гаврина, Н.Л.Кутявина «Математика для малышей» 2013
6. Серия «Рабочие тетради дошкольника». Ребусы, игры, головоломки. - ВК Дакота,
2013
7. Серия «Папка дошкольника». Складываем и вычитаем. 2011
8. Серия «Папка дошкольника».Счёт до 10.
9. Интернет-ресурсы
10. Серия «Рабочие тетради дошкольника». Солнечные ступеньки. Четвёртый лишний
(1 ч.) - ВК Дакота, 2019
11. С.В. Бурдина «Изучаем математику». Дом печати - Вятка.-2019
12. С.В. Бурдина «Цифры». Дом печати - Вятка.-2019
13. С.В. Бурдина «Состав числа». Дом печати - Вятка.-2019
14. Е.Ф.Бортникова Рабочая тетрадь «Знакомимся с геометрией». Литур 2018
15. С.Е.Гаврина «Развиваем мышление». ООО «РОСМЭН» 2016
16. С.Е.Гаврина «Учимся считать». ООО «РОСМЭН» 2016

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Игровая арифметика» (1 год )
№
урока

Тема урока

Кол-во часов

1-5

Свойства предметов.

5

6-8

Сравнение.

3

9

Сложение.

1

10

Понятия «на», «над», «под».

1

11-12

Понятия «справа», «слева».

2

13

Вычитание.

1

14

Понятия «между», «посередине».

1

15

Понятия «один», «много».

1

16

Число 1. Цифра 1.

1

17

Понятия «внутри», «снаружи».

1

18

Число 2. Цифра 2. Пара

1

19

Точка. Линия. Прямая, кривая линии.

1

20

Отрезок. Луч.

1

21

Число 3. Цифра 3.

1

22

Замкнутые и незамкнутые линии.

1

23

Ломаная линия. Многоугольник

1

24

Число 4. Цифра 4.

1

25

Угол.

1

26

Числовой отрезок.

1

27

Число 5. Цифра 5.

1

28

Понятия «впереди», «сзади».

1

29

Понятия «столько же», знаки = и =.

1

30

Знаки «больше» и «меньше».

1

31

Понятия «раньше» и «позже»

1

32-34

Повторение.

3

35-36

Математические игры.

2

Итого

36

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Игровая арифметика» (2 год)

№
урока

Тема урока

Кол-во часов

1-2

Числа 1-5

2

3-4

Число 6. Цифра 6.

2

Понятия «длиннее», «короче»

1

6-8

Измерение длины

3

9-11

Число 7. Цифра 7.

3

Понятия «тяжелее», «легче». Сравнение по
массе.

1

5

12

13-14

Измерение массы.

2

15-17

Число 8. Цифра 8.

3

18

Понятие «объём». Сравнение по объёму.

1

19

Измерение объёма.

1

20-22

Число 9. Цифра 9.

3

23-24

Площадь. Измерение площади.

2

25-26

Число 0. Цифра 0.

2

27-28

Число 10.

2

29

Шар. Куб. Параллелепипед.

1

30

Пирамида. Конус. Цилиндр.

1

31

Символы.

1

32-34

Повторение.

3

35-36

Математические игры.

2

Итого

36

Приложение.
Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки)
А сейчас мы с вами, дети
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол
ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Физкультминутка. Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Физкультминутка. Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!

Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ванька-встанька
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Физкультминутка. Весёлые гуси
(Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —

Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.

Весёлые прыжки
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то
в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» —
выпрямляются.)

Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвой клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо
и влево.)

Вечером
Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)
В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)
Брат ее мальчик Иван (Приседания.)
Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».