1.Пояснительная записка
Программа по обучению дошкольников письму
«Карандаш»
разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность.
Подготовка детей к школе», утверждённой МО РФ в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального образования.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме
развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен
двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты
координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие
пространства, внимание, воображение, память, мышление. Если в основе
подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной
речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму
преобладают
технические
действия.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных
анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах
контура воспринимаемого предмета одновременно. Изображение букв
различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации
двигательного аппарата руки, весьма полного детализированного
изображения.
Программа «Карандаш» предполагает работу по пособию «Солнечные
ступеньки. Подготовка к письму(1,2 ч.)». Она предназначена для подготовки
детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв, содержит
тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве,
учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному
контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных и
прописных букв русского алфавита развивают мелкую моторику,
координацию движений, аналитические способности, формируют
графические навыки детей.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку
приобретают речевые игры, работа по формированию тонкой моторики и
развитию координации движений.
Таким образом, программа «Карандаш» решает задачу подготовки детей к
обучению письму.
2.Цель программы: Формирование компонентов интеллектуальной и
сенсорной готовности к школе.
Задачи:
- Формирование представления об элементарных правилах письма,
правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки)
при работе в тетради.
- Формирование представления об основных элементах букв, конфигурации
печатных и прописных букв, правилах штриховки, контуре предметов и его
особенностях.
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания, графических движений, зрительного
восприятия, зрительно - моторных координации (умения работать в
ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку
снизу вдоль строки, слева направо моделировать и конструировать предметы
из элементов букв различной конфигурации).
- Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и
уверенности в своих умениях.
3.Форма занятий.
Программа данного курса рассчитана на два года обучения (1 раз в неделю).
Групповые занятия, проводятся по 20 минут (один час равен 20 минутам)
Программа рассчитана на 36 часов (каждый год). Всего 72 часа.
Основные методы обучения:
- беседа;
- игра;
- практическая работа;
- коллективные исследования.
- проблемно-ситуационные методы обучения
4.Планируемые результаты:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Соблюдать элементарные гигиенические правила письма.
- Ориентироваться на странице тетради.
- Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа
налево и т.д.
- Выполнять различные виды штриховок.
- Различать заглавные и строчные буквы.
- Знать конфигурацию прописных букв.
- Писать прописные буквы русского алфавита.
- Контролировать и оценивать свою деятельность.
5.Учебный план
по курсу «Карандаш» (1 год)
(подготовка к письму)
Наименование разделов, тем
Количество часов
Обведение по контуру и
раскрашивание картинки
Письмо элементов букв
21
Начертание геометрических фигур
5
Итого
36
10
Учебный план
по курсу «Карандаш» (2 год)
(подготовка к письму)
Наименование разделов, тем
Количество часов
Штриховка
23
Письмо элементов букв
10
Начертание геометрических фигур
3
Итого
36
6.Содержание программы:
1. Пальчиковая гимнастика.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических
импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое
развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя
пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития
мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние
на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в
центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук
приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений, что облегчит приобретение навыков письма. Многие игры
требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в
понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".
2. Формирование гигиенических правил письма.
Соблюдение гигиенических правил поможет преодолеть трудности
технической стороны письма. Выработка правильной осанки, наклонного
расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при
письме и рисовании.
3. Подготовка руки к письму. Графические упражнения. Штриховка.
Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой
изображения линий, но и легкостью и свободой движения. Руки не должны
быть скованными, напряженными. Подготовке руки к письму, развитию
точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями
способствуют графические упражнения и штриховки.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких
мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур,
рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением
руки. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх.
4. Письмо элементов букв, букв русского алфавита.
Овладение строчкой. Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой
палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу,
длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу,
полуовала и овала. Письмо букв.
5. Развитие мелкой моторики с помощью пластилина.
Учебно-тематическое планирование «Карандаш» 1 год
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Гигиенические правила письма. Обведение
по контуру. Персонажи из сказок. Белочка.
Обведение по контуру. Раскрашивание.
Персонажи из сказок. Петушок..
Обведение по контуру. Раскрашивание.
Персонажи из сказок. Снеговик.
Обведение по контуру. Раскрашивание.
Футболист.
Знакомство с вертикальной линией. Наш сад.
Знакомство с волнистой линией. Море.
Обведение по контуру. Раскрашивание.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Игрушки
Обведение по контуру. Раскрашивание.
Предметы.
Знакомство с наклонной линией. Осень.
Учимся писать большую и маленькую дугу.
Обведение по контуру. Фрукты.
Обведение по контуру. Раскрашивание.
предметов.
Письмо элементов букв. Завитушки.
Письмо элементов букв. Круги и волнистые
линии.
Письмо элементов букв. Наклонная линия
Письмо элементов букв. Геометрические
фигуры.
Письмо элементов букв. Волнистая линия.
Письмо элементов букв. Петельки.
Обведение по контуру. Раскрашивание.
Предметы.
Обведение по контуру. Спираль.
Письмо элементов букв. Галочки и
волнистые линии.
Письмо элементов букв. Обведение и
раскрашивание предметов.
Геометрические фигуры в составе
предметов. Обведение по контуру и
дорисовывание.
Обведение по контуру, дорисовывание и
раскрашивание предметов.
Письмо элементов букв. Обведение по
контуру и дорисовывание.
Обведение по контуру, дорисовывание и
раскрашивание предметов.
Письмо элементов букв. Обведение по
контуру.
29
Письмо элементов букв. Спирали, петельки, овалы.
ИТОГО
3
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
2
2
1
36
Учебно-тематическое планирование «Карандаш» 2 год
1
Тема
Гигиенические правила письма. Дары осени.
Количество часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Короткая и длинная наклонные линии .
Игрушки. Прямые наклонные линии.
Знакомство с контуром предмета и его
особенностями.
Железная дорога. Штриховка.
Четырёхугольники по образцу.
Чайный сервиз. Направление штриховки.
Космос. Рисуем звёзды и ракеты.
Домик в деревне. Обведение по контуру
прямыми линиями.
Ознакомление с рабочей строкой. Написание
короткой и длинной наклонной палочки.
Штриховка. Рисование прямоугольников по
образцу.
Написание короткой и длинной палочки с
закруглением внизу.
Написание короткой и длинной палочки с
закруглением вверху
Обведение по контуру. Лесные припасы.
Различные виды штриховки.
Написание прямой с закруглением вверху и
внизу.
Письмо овалов.
Узоры из овалов.
Волнистая линия. Узоры.
Наклонная штриховка. Письмо коротких и
длинных полуовалов.
Написание длинной палочки с петлёй внизу.
Написание длинной палочки с петлёй вверху.
Зайчата. Написание овалов.
Написание длинной и короткой палочки с
закруглением внизу влево.
Написание длинной и короткой палочки с
закруглением вверху влево и вправо.
Письмо плавной линии. Овощи и фрукты.
Письмо маленьких полуовалов. Элементы
письменных букв С и Х.
Письмо высоких полуовалов. Элементы
письменных букв С и Х.
Игрушки. Штриховка в разных
направлениях.
Обведение контуров предметов по
шаблонам, дорисовывание.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Написание длинной палочки с петлёй внизу.
Петельки.
27 Написание петелек. Элемент письменной
строчной буквы е.
28 Написание узора из прямой с закруглением
вверху и внизу. Штриховка.
29 Написание высокой прямой с петлёй вверху.
Элемент письменной строчной буквы в.
30 Написание высокой прямой с петлёй вверху
и внизу.
31 Обведение и письмо овалов и полуовалов.
32 Узоры из элементов букв.
33 Узоры из элементов букв.
34 Узоры из прямой с петлёй вверху и внизу.
35 Дуги и полуовалы.
36 Раскрашивание по заданию. Узоры из
различных элементов.
ИТОГО
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
7. Материально-техническое обеспечение:
1. Солнечные ступеньки. Подготовка к письму. Часть 1,2. Издательство:
ВК Дакота, 2017
2. светлый и просторный класс;
3. стулья и парты для детей;
4. стул и стол для педагога;
5. компьютер
6. МФУ
7. смарт-доска
8. мультимедийный проектор
9. пластилин, клеёнки на парту
8. Литература:
1. Солнечные ступеньки. Подготовка к письму. Часть 1,2.
Издательство: ВК Дакота, 2017
2. Г.Н.Сычёва «Прописи по русскому языку для дошкольников и
младших школьников» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015