1.Пояснительная записка
Программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «АБВГДейка» имеет культурологическую
направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»,
предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, в соответствии с
требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Федерального закона
Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.
Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает
решение задачи интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и
творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
2. Цель 1 года обучения: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
1.Расширять словарный запас
2. уточнять знания об окружающем мире.
3.Развивать интонационную выразительность речи.
4. Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков родного языка.
5.Развивать фонематический слух.
6.Учить образованию новых слов и согласованию слов в предложении, употреблять синонимы.
7Употреблять в речи простые и сложные предложения.
8. Развивать речевое творчество, выразительность речи.
Цель 2 года обучения: работа над звуковой культурой речи детей, звуко-слоговый анализ слов.
Задачи 2 года обучения
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать
свои суждения.
3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца;
работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
6. Развития грамматического строя речи.
7. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
3. Форма занятий.
Программа данного курса рассчитана на два года обучения (1 раз в неделю).
Групповые занятия, проводятся по 20 минут(один час равен 20 минутам)
Программа рассчитана на 36 часов (каждый год). Всего 72 часа.
Основные методы обучения:
- беседа;
- игра;
- практическая работа;
- коллективные исследования.
- проблемно-ситуационные методы обучения
4.Планируемые результаты.
В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания
психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по программе курса «АБВГДейка»
будет способствовать их развитию и формированию культурологической направленности.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий.
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
-добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- сравнивать и группировать различные звуки и предметы.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги, слова, предложения, тексты на основе
рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других,научиться оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-читать и пересказывать текст.
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «АБВГДейка» являются формирование следующих умений:
-расширять кругозор дошкольников в области звуко – буквенного анализа слов;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Механизм оценивания прогнозируемых результатов
Основными механизмами оценивания прогнозирования результатов является тестирование (входной и итоговый
контроль).
Форма подведения итогов программы «Абвгдейка»
Тестирование в виде игр: «рассели звуковичков», «определи место звуку», «найди потерявшуюся букву»
5.Учебный план
по курсу «АБВГДейка» (1 год)
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Наименование разделов, тем
Количество часов
Лексическая и грамматическая
работа
15
Развитие грамматического строя
устной речи
9
Развитие связной речи
6
Развитие звуковой культуры речи и
фонематического слуха
6
Итого
36
5.1.Содержание программы курса «АБВГДейка»(1 год)
1. Лексическая и грамматическая работа
наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над словами с
противоположным значением в речи;
обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья»,
«Город», «Осень» и т.д.);
деление слов на тематические группы по смыслу, группировка слов;
употребление новых слов в собственной речи.
2. Развитие грамматического строя устной речи:
наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения
в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»);
наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
образование и употребление форм слов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
(упражнения типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые», «Скажи со словами
один, много» и т.д.);
составление словосочетаний и предложений, распространение предложений;
выделение предлогов из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в
употреблении предлогов.
3. Развитие связной речи:
ответы на вопросы, организация диалога;
подробный пересказ текста по зрительной опоре;
составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т.д.
4. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи:
развитие артикуляционного аппарата;
развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, выделять звуки в начале слова
Отличительными особенностями первого года обучения являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Занятия проводятся в игровой форме, которое является обязательным для занятий с дошкольниками. Вместе с тем,
широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям, предусмотрены ориентиры на связи с программным материалом по предметам: русский
язык, окружающий мир.
Обучаясь по данной программе, у учащихся будет проявляться самостоятельное стремление расширять свой кругозор.
При обучении используются следующе технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации
обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является, именно, развитие культурологической
направленности и развитие познавательных способностей, общеучебных умений и навыков.
Основные принципы обучения:
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
При реализации программы используются следующие формы и методы:
Основные методы обучения:
беседа;
игра;
практическая работа;
коллективные, парные и индивидуальные исследования.
проблемно-ситуационные методы обучения.
Возраст детей, обучающихся по программе «АБВГДейка» 5-7 лет
Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей
деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другими видами деятельности. Кроме этого,
в этом возрасте возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное
интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Учебно-тематическое планирование «АБВГДейка» 1 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Тема
Домашние животные
Птицы
Животные жарких стран
Рыбы
Хлебные продукты
Молочные продукты
Мясные продукты
Магазины
Наземный транспорт
Водный транспорт
Воздушный транспорт
Город
Почта
Театр, музыкальные инструменты
Спорт
Профессии
Детский сад
Весна
Лес. Деревья
Плоды. Семена
Грибы
Садовые цветы
Полевые цветы
Насекомые
Ягоды
Количество часов
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
26 Лето
27 Повторение
ИТОГО
1
3
36
5.2.Учебный план
по курсу «АБВГДейка» (2 год)
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Наименование разделов, тем
Количество часов
Лексическая и грамматическая
работа
3
Развитие связной речи
5
Развитие звуковой культуры речи и
фонематического слуха
20
Обучение звуко-слоговому анализу
8
Итого
36
5.3.Содержание программы курса «АБВГДейка» ( 2год)
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Лексическая и грамматическая работа (3 часа):
обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи (5 часов):
ответы на вопросы, участие в диалоге;
подробный пересказ текста по зрительной опоре;
составление рассказа описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (20 часов):
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу (8 часов):
звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
соотнесение букв и звуков.
В результате работы по программе курса дети должны:
конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
отвечать на вопросы педагога;
подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
выделять звук в начале слова;
различать звуки и буквы;
узнавать и называть буквы русского алфавита;
соединять звуки и слоги.
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного
возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается
с работой развитию речи.
Для речевого развития старших дошкольников характерен богатый словарь, который продолжает расширяться, в том
числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети
начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при
составлении собственного текста оформляют его вводными и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое
внимание уделено развитию фонематического слуха и правильному звукопроизношению.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно
овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов и их использованием в речи. Учебный
материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать
собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое
мышление ребенка, на основе которого постепенно складывается система знаний о языке и формируется потребность
владения языком, совершенствования речи.
Учебно-тематическое планирование «Абвгдейка»( 2 год)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
Слова и буквы. Выделение звука в начале,
конце и середине слова.
Слова. Звуки. Понятие «звук»; органы
артикуляции, способы произнесения звука.
Звук [А]. Знакомство с органами
артикуляции, способами произнесения звука,
его условным обозначением.
Звук [О]. Обучение ответам на вопросы.
Звук [Э]. Дифференциация понятия «звук» и
«буква».
Звук [И]. Ответы на вопросы, выявление
логических несоответствий в рисунке или
рассказе.
Звук [Ы]. Выделение звука в конце и
середине слова.
Звук[ И-Ы]. Изменение слов путём замены
звука.
Звук [У]. Конструирование словосочетаний и
предложений. Акустические характеристики,
выделение в слове гласных звуков.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Звук [М]. Понятие «слог», звуковой анализ
слогов. Твердые и мягкие согласные. Звук
[М´]. Знакомство с классификацией звуков:
твердые и мягкие согласные.
Звук[ Н]. Соотнесение букв и звуков.
Гласные и согласные звуки. Звук [Н´].
Составление слогов с помощью условных
звуковых обозначений.
Звук [П]. Обучение составлению рассказа по
сюжетной картинке. Звук [П´]. Выделение в
слове твёрдых и мягких согласных звуков.
Звук [Т]. Составление рассказа-описания.
Звук [Т´]. «Чтение» и составление слогов и
слов с помощью условных обозначений.
Звук [К]. Акустические характеристики,
выделение в слове согласных звуков.
Звук [К´]. Выделение в слове твёрдых и
мягких, звонких и глухих согласных звуков.
Звук [Х]. Наблюдение над многозначными
словами в речи. Звук [Х´]. Определение
положения звука в слове.
Звуки [К-Х], [К´- Х´]. Обогащение
словарного запаса детей.
Звук [Ф]. Обучение составлению рассказа по
сюжетной картинке. Звук [Ф´].
Последовательное преобразование слова в
другие слова путем неоднократного
изменения его звукового и слогового состава.
Звук [Й´]. Определение положения звука в
слове.
Двойные звуки. Звук [Й´О]. Соотнесение
букв и звуков. Звук [Й´У]. Звуковой анализ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
слогов и слов.
Звук [Й´А]. Звуковой анализ слогов и слов.
Звук [Й´Э]. Подробный пересказ текста по
зрительной опоре.
Звуки [Й´Э],[Й´О],[Й´У],[Й´А]. Соотнесение
букв и звуков.
Звук [Л]. Изменение слов путём замены,
перестановки звуков или слогов. Звук [Л'].
Изменение слов путём добавления,
исключения звуков. Звуки [Л] - [ Л'].
Восстановление нарушенной
последовательности звуков или слогов в
структуре слова.
Звуки [В] и [В']. Обучение диалоговой речи.
Звонкие и глухие согласные. Звуки [В] - [Ф],
[В'] - [Ф'].
Звук [Ч']. Обучение составлению
предложений, конструированию
словосочетаний. Звук [Щ']. Обучение
распространению предложений, добавлению
недостающих слов.
Звуки [Ч'] - [Щ']. Составление рассказа по
серии картинок.
Звуки [Б] - [Б']. Составление прямых и
обратных слогов. Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П'].
Выделение в слове твердых и мягких,
звонких и глухих согласных звуков.
Звуки [Д] - [Д']. Составление слова из
изученных звуков и слогов. Звуки [Д] - [Т],
[Д'] - [Т']. Классификация звуков: звонкие и
глухие, мягкие и твердые согласные.
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
34
35
36
Звук [С]. Участие в диалоге. Звук [С'].
Употребление новых слов в речи. Звук [Ц].
«Чтение» и составление слогов и слов с
помощью условных обозначений. Звуки [Ц] [С], [Ц] - [Ч'].Обучение подробному
пересказу текста.
Звуки [Г] - [Г']. Составление слов на
заданное количество слогов. Звуки [Г] - [К],
[Г'] - [К'].
Звук [З]. Восстановление нарушенной
последовательности слогов в структуре
слова. Составление слогов и слов. Звук [З'].
Конструирование словосочетаний.
Многозначные слова. Классификация звуков:
свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] [С'].
Звук [Ш]. Звуковой анализ состава слогов и
слов. Звуки [Ш] - [С], [Ш] - [Щ']. Выявлений
различий в звуковом (слоговом) составе двух
слове.
Звук [Ж]. Расширение словарного запаса.
Классификация звуков: шипящие согласные
звуки [Ж] - [З], [Ж] - [Ш].
Звук [Р]. Обучение составлению рассказа по
серии картинок. Звук [Р']. «Чтение» и
составление слогов и слов с помощью
условных обозначений.
Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Выявление
различий в звуковом (слоговом) составе двух
слов.
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
36
6.Материально-техническое обеспечение
Повышению эффективности образовательной деятельности изучения курса «АБВГДейка» способствуют
организационные условия проведения данных занятий. А именно:
светлый и просторный класс;
стулья и парты для детей;
стул и стол для педагога;
комплект пособий авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 2,3,4).
компьютер
МФУ
смарт-доска
мультимедийный проектор
7. Литература:
1. Н.Ю.Костылева «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4-5 лет» ООО «Издательство АСТ»
2014
2. Н.Ю.Костылева «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» ООО «Издательство АСТ»
2016
3. Е.Ф.Бортникова «Учимся читать»(1 ч.) ООО «Литур-К» 2018
4. Серия «Рабочие тетради дошкольника». Солнечные ступеньки. Обучение грамоте (1,2 ч.) ООО «ВК Дакота» 2017
5. С.В.Бурдина «Делим слова на слоги» «Дом печати – Вятка» 2017
6. С.В.Бурдина «Развиваем связную речь» «Дом печати – Вятка» 2013
Приложение.
Оценочные материалы
Тест
Цель: оценивание уровня речевого развития ребенка, определение соответствует ли он возрастным нормам.
Алгоритм проведения теста:
Объясните ребенку задание, предоставьте ему возможность выполнить егосамостоятельно. Если ребенок затрудняется,
помогите ему. Обязательно похвалите его за старание, даже если вы не очень довольны результатом.
Внизу каждого задания вы найдете звездочку, которую нужно раскрасить в определенный цвет.
красный -ребенок справился с заданием самостоятельно;
зеленый - ребенок справился с заданием с помощью
взрослого;
синий - ребенок с заданием не справился.
В конце каждой темы посчитайте количество звездочек разного цвета, чтобы сравнить результаты через некоторое
время.
К семи годам ребенок должен:
уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и
отличия;
самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений;
составлять рассказы из личного опыта;
изменять слова, образуя новые;
пересказывать небольшие рассказы;
выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в зависимости от содержания;
правильно употреблять трудные формы знакомых слов;
использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением)
отгадывать загадки, понимать образные выражения.