1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
3
2. Результат обучения
6
3. Развитие музыкальных способностей
7
4. Содержание курса
8
2
Пояснительная записка
Основная цель музыкального воспитания - приобщение детей к
музыкальному искусству.
Задачи:
Воспитывать интерес к музыке.
Развить музыкально - творческие способности в различных видах и
формах музыкальной деятельности.
Развивать эмоциональность и образность музыки.
Основные принципы работы:
Принцип развивающего обучения.
Принцип культуросообразности.
Принцип преемственности ступеней образования.
Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку.
Виды деятельности:
Восприятие музыки.
Пение.
Слушание.
Подпевание.
Элементарное музицирование.
Музыкально-ритмические движения.
Рабочая программа «Музыкальная шкатулка» предполагает проведение
музыкальных занятий 1 раза в неделю для детей шести лет, количество часов
в год составляет 36 часов.
1. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - развивать чувства ритма,
слышать сильную и слабую долю в музыке, знать основные музыкальные
3
длительности, развивать навыки танцевальных движений, которые будут
использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание
мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ,
эмоционально на них реагировать.
3. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить
чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также
начинать и заканчивать пение вместе с преподавателем.
4. Музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с
детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения,
музыкально-сенсорных способностей.
Цель музыкального воспитания: воспитывать эмоциональную отзывчивость
на музыку; познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем,
маршем; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать
умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки
(веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.
Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать
характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении
(одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне.
Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка,
погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
4
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в
диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).
Учить двигаться соответственно музыки и силе ее звучания (громко, тихо);
реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно
начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных
движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и
индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной
передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают
птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.
Формировать навыки ориентировки в пространстве. Стимулировать
самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые
мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер
изображаемых животных.
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами:
дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном,
а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков
подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.
Результат обучения
К концу года дети могут:
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его
характер; выражать свои чувства словами, движением, через рисунок.
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
Узнавать песни по мелодии.
5
Знать композиторов (Чайковский П.И., Прокофьев С.С., Римский-
Корсаков Н.А. и т.д.)
Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и
заканчивать пение.
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно
меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение
парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Инсценировать песни, хороводы.
Играть на металлофоне простейшие мелодии.
Знать названия длительностей (четверти, восьмые, шестнадцатые),
уметь их хлопать и играть на ударных музыкальных инструментах по
ритмическим партитурам.
Развитие музыкальных способностей
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе
врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для
успешного ее осуществления.
Дети 6 лет
1.Ладовое чувство:
- просьба повторить, наличие любимых произведений;
- эмоциональная активность во время звучания музыки;
- высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных
сравнений, «словаря эмоций»);
- узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
- определение окончания мелодии;
6
- окончание на тонике начатой мелодии.
2. Музыкально-слуховые представления:
- пение малознакомой мелодии без сопровождения;
- подбор по слуху на металлофоне;
3. Чувство ритма:
- воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах
более сложного ритмического рисунка мелодии;
- выразительность движений и соответствие их характеру музыки;
- соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены
ритма).
Содержание курса
№ Тема
Кол-во
часов
Элементы основного
содержания
Дата проведения
По плану
По факту
Характер и образы музыки.
1.
Музыка выражает
настроения и
8
чувства человека.
Умение определять
выражать в пластике
настроение музыки:
радостное, весёлое,
торжественное, серьёзное.
Умение выбирать характер
движений. П. Чайковский.
“Вальс цветов” из балета
“Щелкунчик”. Р. Глиэр.
“Вальс”. А. Аренский.
“Колыбельная”. П.
Чайковский. “Грустная
песенка”. М. Мусоргский.
“Гопак” из оперы
“Сорочинская ярмарка”
Темп, динамика. Осознание
влияния темпа в музыке на
образ и выражение его в
7
Сентябрь
Октябрь
пластике и движении.
Умение держать темп.
Динамические оттенки –
форте и пиано, выражение
их голосом и движением. Д.
Кабалевский. “Рондомарш”, “Весёлое
путешествие”. (“Шагаем –
бегаем”). Ф. Шуберт.
Экосез, соч. 18а №1 Т.
Островская. “Вышивание”.
2.
Первичные
музыкальные
жанры: песня,
танец, марш.
9
Мелодия, лад: мажор и
минор. Восприятие и
выражение в движении
того или иного характера
мелодической линии
(задушевного, певучего,
лирического, плясового,
задорного). Восприятие
контрастного характера
музыкальных
произведений, ладового
колорита (мажор, минор).
П. Чайковский. “Трепак” из
балета “Щелкунчик”.Л.
Бетховен. “Весело –
Грустно”.И. Бах. “Шутка”.
Е. Туманян. “Плавно –
Отрывисто”.
Песня.
Восприятие песенной
мелодики. Умение
выразить песенность в
движении. Умение
соотносить и
Ноябрь
координировать вокальное
Декабрь
и ритмическое исполнение.
Январь
Д. Штейнбельт. “Адажио”.
“Белый снег белёшенький”.
“Андрей-воробей”. Моцарт.
“Тоска по весне”. А.
Хачатурян
Марш.
8
Знакомство с
маршеобразными
движениями. Осознание и
передача в пластике
разнохарактерных маршей:
героический, траурный,
игрушечный. И.
Дунаевский. “Наша
молодость идёт”. П.
Чайковский. “Похоронный
марш” (“Детский альбом”).
П. Чайковский. “Марш
деревянных солдатиков”
(“Детский альбом”).
3.
Природа и
музыка.
6
Танец. Знакомство с
разными танцами.
Отражение 2х-дольности и
3х-дольности в движении.
Вальс, полька, менуэт.
Умение чувствовать
сильную долю. Р. Глиэр.
“Вальс”. Соч. 31, № 6. П.
Чайковский. “Вальс”
(“Детский альбом”). Б.
Можжевелов. “Хоровод”.
С. Рахманинов. “Полька”.
И. Бах. “Менуэт”.
Времена года в музыке.
Закрепление представлений
детей об изменениях в
природе. Воспитание
эмоциональной
отзывчивости на красоту
природы. Развитие
наглядно-образного
Январь
мышления: мыслительных
Февраль
операций анализа,
сравнения, общения.
Формирование интереса к
совместному выполнению
заданий, развитие навыков
совместной деятельности.
П.Чайковский.
“Подснежник” (“Времена
9
года”).
П. Чайковский. “Песнь
косаря” (“Времена года”).
П.Чайковский. “Декабрь”.
“Вальс”. (“Времена года”).
А.Вивальди. “Времена
года”.
В.Моцарт. “Тоска по
весне”.
Утренняя и вечерняя
природа.
Формирование
музыкальной и
пластической отзывчивости
на состояние утренней и
вечерней природы;
Восприятие и передача в
собственном исполнении
настроение утра и вечера.
Э Григ. “Утро”. “Заход
солнца”.
С. Прокофьев. “Дождь и
радуга”. “Утро”. “Вечер”.
“Ходит месяц над лугами”
(“Детская музыка”).
4.
Музыка
рассказывает о
животных и
птицах.
4
Метроритм.
Формирование способности
выражать образный строй
музыки.
Интуитивное восприятие на
слух длительностей,
ритмических рисунков,
пульсации. Ощущение
Март
сильных и слабых долей.
Воспроизведение детьми
ритмического рисунка
хлопками. К.Сен-Санс
«Карнавал животных»
А. Вивальди. “Весна”.
С. Прокофьев. “Шествие
кузнечиков”. (“Детская
музыка”).
Р. Шуман. “Бабочки”.
10
“Кто живёт в лесу?”
“Медведи”. “Лисы”.
“Волки”. “Зайцы”.
5.
Сказка в музыке.
5
6.
День, полный
событий.
4
Итого
Строение музыкального
произведения (форма).
Умение правильно
воспринимать форму
музыкальных
произведений. Понятие о
вступлении, частях, фразах.
Апрель
Изображение музыкальных
фраз. Ориентировка в
коллективе и пространстве.
П.И.Чайковский «Детский
альбом». С. Прокофьев.
“Детская музыка”.
Н.А.Римский-Корсаков
«Сказка о царе Салатане».
Музыкальные
инструменты. Понятие
тембра.Усвоение
теоретических основ
музыкального искусства.
Приобретение и развитие
Май
навыков игры на детских и
оркестровых музыкальных
инструментах. Русская
народная песня “Светит
месяц”.
36
11