1. Пояснительная записка
1.1
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе.
Дополнительная обучающая программа «Музыкальная грамота»
ориентирована на развитие таких музыкальных данных как слух, память,
ритм, помогает выявлению творческих задатков учеников, знакомит с
теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими
занятиями эти уроки способствуют расширению музыкального кругозора,
формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках «Музыкальной грамоты»
знания,
формируемые
умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а
также в изучении других учебных предметов.
Программа предназначена для обучающихся, испытывающих
трудности в освоении некоторых форм работы на уроках сольфеджио, теории
музыки или желающих получить дополнительные знания, умения и навыки
по этим дисциплинам.
1.2. Минимальный срок реализации программы – 1 год, занятия проводятся
1 раз в неделю. Всего 36 занятий. Срок освоения программы,
данное
количество часов и их распределение на разделы тематического плана
определяется по запросу обучающихся и их законных представителей, на
основе конкретных задач, поставленных перед педагогом, и могут
варьироваться и изменяться в зависимости от уровня подготовленности и
индивидуальных возможностей обучающихся.
2. Цель и задачи предмета «Музыкальная грамота»
Цель:
формирование
устойчивого
интереса
к
творческой
деятельности, обеспечение развития интеллектуальных и художественнотворческих
способностей
ученика,
профессиональное обучение музыке.
не
планирующего
дальнейшее
Задачи:
формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного
на формирование и развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти,
чувства
метроритма,
художественного
музыкального
вкуса,
формирование
восприятия
знаний
и
мышления,
музыкальных
стилей,
владение профессиональной музыкальной терминологией;
формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным
материалом;
3. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная.
Основной вид аудиторных учебных занятий – урок, продолжительностью 30
минут.
4.Планируемые результаты
По окончании курса «Музыкальная грамота»
ребенок должен: иметь
желание заниматься музыкой; иметь более совершенный слух; знать нотную
грамоту; обладать развитым образным мышлением и восприятием музыки.
5. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение
учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения.
Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из
особенностей
каждого
ребенка,
собственного
опыта,
сложившихся
педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что
гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной
памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного
обращения
на
каждом
уроке
к
различным
формам
работы
(сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные,
ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный
момент темы.
Примерный тематический план и содержание дисциплины.
Теория музыки
Нотная грамота. Мелодия. Интервалы. Аккорды. Трезвучия и их
обращения. Септаккорды с обращениями. Транспонирование. Три вида
минора. Три вида мажора. Лады народной музыки. Отклонения и модуляция.
Интонационные упражнения
Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на
музыкальную фразу. Слуховое осознание чистой интонации. Пение песенупражнений
с постепенным расширением диапазона и усложнением (с
названиями нот, на слоги и т.д. по выбору педагога). Пение мажорных гамм
вверх и вниз, отдельных тетрахордов. Пение тонического трезвучия с разной
последовательностью звуков. Пение устойчивых ступеней, неустойчивых
ступеней с разрешениями, опеваний устойчивых ступеней. Пение мажорного
и минорного трезвучия от звука. Сольфеджирование, чтение с листа. Пение
выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях. Пение
простых мелодий по нотам, с названием нот и тактированием. Пение в
мажоре и миноре тонического трезвучия, отдельных ступеней, мелодических
оборотов, включающих опевания, скачки на устойчивые ступени (по
цифровке, таблице на усмотрение педагога). Пение интервалов и аккордов.
Пение простейших секвенций. Транспонирование выученных мелодий в
пройденные тональности.
Ритмические упражнения
Повторение данного ритмического рисунка условно выбранными
слогами, простукиванием. Простукивание, повторение слогами ритмического
рисунка прослушанной мелодии. Простукивание, исполнение на слоги
записанного ритмического рисунка (использование ритмических карточек,
таблиц на усмотрение педагога). Узнавание мелодии по ритмическому
рисунку. Проработка размеров 2/4, 3/4, 4/4, различных ритмических групп с
восьмыми,
четвертями,
половинными.
Навыки
тактирования
и
дирижирования. Понятие «ритмическое остинато». Исполнение простого
ритмического
остинато
на
основе
элементарных
ритмоформул.
Использование ритмического остинато как аккомпанемента к выученным
песням (возможно с использованием шумовых инструментов). Исполнение
простейших ритмических партитур. Сольмизация музыкальных примеров.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном
примере лада, размера, сильных и слабых долей, темпа, количества фраз,
структуры. Определение на слух различных мелодических оборотов,
включающих в себя поступенное движение вверх и вниз, повторение звука,
скачки на устойчивые звуки. Определение на слух отдельных ступеней лада.
Определение на слух трезвучий и их обращений, септаккордов и их
обращений в мелодическом и гармоническом звучании.
Музыкальный диктант
Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Подготовительные упражнения к диктанту:
запоминание без предварительного пропевания небольшой
фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или
с текстом;
устные диктанты, воспроизведение на слоги или с названием
нот
небольших
попевок
после
проигрывания
(с тактированием или без);
воспитание навыков нотного письма.
Запись:
1. знакомых, ранее выученных мелодий, предварительно спетых
с названием звуков,
2. ритмического рисунка мелодии,
3. мелодий в объеме 8 тактов в пройденных тональностях с
использованием
пройденных
мелодических
оборотов
и
ритмических фигур.
Различные формы устного диктанта. Запись выученных
мелодий.
Творческие задания
Допевание мелодии на нейтральный слог, с названием звуков.
Импровизация простейших мелодий на заданный текст. Импровизация и
сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок. Запись сочиненных
мелодий. Сочинение мелодии с использованием изученных мелодических и
ритмических оборотов, в пройденных размерах. Подбор аккомпанемента из
предложенных аккордов.
6. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Музыкальная грамота» неразрывно связан с
другими
учебными
предметами,
поскольку
направлен
на
развитие
музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и
навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе,
анализа
музыкальных
форм,
импровизации
и
сочинения
являются
необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными
предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство,
хоровой класс, оркестровый класс и другие).
7. Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимы:
Класс для индивидуальных занятий
Фортепиано
Стол и стулья
Аудио и видеоаппаратура.
Оснащение занятий
На аудиторных занятиях активно используется наглядный материал
– карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка»,
изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с
названиями интервалов и аккордов, карточки с основными ритмическими
формулами,
применяются
плакаты
с
информацией
по
основным
теоретическим сведениям.
Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для
воспроизведения
тембровых
диктантов,
прослушивания
музыкального
фрагмента для слухового анализа и т. д.
Дидактический
существующих
материал
методических
подбирается
пособий,
педагогом
учебников,
на
основе
сборников
для
сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом
самостоятельно.
8.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебная литература
1 Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006
2 Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка»
3 Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007
4 Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991
5 Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010
6 Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М.
ООО «Престо», 2007
7 Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8
классы. М. «Классика XXI», 2004
8 Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис.
Метроритм. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
9 Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад.
Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
10 Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000-2005
11 Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1 Одноголосие. М. Музыка,
1971
12 Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2 Двухголосие. М. Музыка,
1970
13 Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005
14 Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.
15 Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов
детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008
16 Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., 2009
17 Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-XXI»
2003
18 Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. «Престо» 2003
19 Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. «Престо», 2001
20 Рубец А. Одноголосное сольфеджио
21 Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для
детей, ч.1 и 2 М.: «Музыка», 1999
22. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982
Методическая литература:
1.
Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта.
М. «Музыка», 1991
2.
Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993
3.
Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы.
4.
Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост.
5.
Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995
6.
Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М.:
7.
Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999
8.
Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио.
9.
Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по
сольфеджио. М., 2007
Дополнительная литература:
1 Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М.,
2 Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие.
М., «Музыка», 2005
3 Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие.
М., «Музыка», 1981
4 Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое
пособие. М., «Музыка», 1988
5 Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и
2 М. «Музыка» 1999