1
Пояснительная записка
Настоящая
программа
предназначена
для
преподавания
предмета «Постановка голоса» в рамках «предмета по выбору» в ГБПОУ
СО «СМХК». Направленность программы - художественно-эстетическая.
Обучение
осуществляется на основе единства вокального, общемузыкального и художественного развития учащихся, повышения их
культурного уровня, формирования самосознания.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных
коллективов, расширением их концертно - исполнительской деятельности,
стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности
детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся
формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и
двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки,
народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в
обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так
как нацелена на формирование практических умений и навыков в области
вокально - хорового искусства.
Цель
данной
программы
создание
условий
для
проявления индивидуально-творческих способностей детей, выявление
талантливых детей и развития их творческой самореализации.
Задачи:
Образовательные:
обучение детей сольному и ансамблевому пению
обучение грамотному и выразительному художественному
исполнению вокальных произведений
обучение самостоятельному анализу структуры вокальных
произведений
формирование правильных вокальных навыков
обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с
концертмейстером
обучение навыкам публичных выступление, правильной речи,
уверенному общению с аудиторией
Развивающие:
создать условия, в которых ребенок сможет раскрыть свой потенциал,
осознать свои возможности
развитие вокального и общего музыкального слуха
развитие тембра, силы, гибкости и диапазона голоса
развитие полнозвучной свободной речи
развитие органов звукообразования и дыхания, способствующих
общему оздоровлению организма
развитие музыкального мышления и музыкальной интуиции
развитие самосознания
2
развитие уверенности в себе
развитие эмоциональности, творческой интуиции
Воспитательные:
воспитание высокохудожественного вкуса
воспитание умения ставить перед собой задачи и достигать их решения
воспитание любви к своему народу, к Родине, к национальной культуре
понимание и уважение культуры и традиций
народов мира,
формирование толерантности
воспитание нравственных качеств личности
воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности
приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры
профессиональное ориентирование учащихся в средние и высшие
профессиональные учебные заведения
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
доступности содержательного материала в соответствии с возрастными
особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений
для каждой ступени обучения;
последовательности и систематичности изложения;
принцип
единства художественного и технического развития
учащихся, создание доброжелательной, теплой атмосферы на
занятиях, поддержание постоянного интереса обучающихся к урокам
по постановке голоса.
Программа рассчитана на 1 год обучения обучения. Индивидуальные
занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут.
Развитие вокальных навыков происходит постепенно и целенаправленно,
от простого к сложному в течение всего курса обучения, учитывая
индивидуальные особенности каждого ученика.
Программу отличает разнообразие репертуара: произведения русской и
зарубежной классики сочетаются с песнями современных композиторов и
народными песнями разных жанров.
Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться
следующими принципами:
художественная ценность
воспитательное значение
доступность музыкального и литературного текстов
разнообразие жанров и стилей
В
основе
учебно-педагогической
работы
лежит
система
воспитания детского певческого голоса и слуха в благоприятной среде,
способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению
здорового голосового аппарата учащихся. Большое внимание следует
уделять развитию навыков самостоятельной работы с нотными и
литературными текстами произведений, постоянному совершенствованию
исполнительских навыков, подготовке концертных выступлений.
3
Методическое обеспечение
1.Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается
новый, активно- деятельностный способ обучения, идущий на смену
объяснительно-иллюстративному способу. Развивающее обучение - это
ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на
их реализацию, учитывающее закономерности развития, приспособленное к
уровню и особенностям индивидуума.
2.Метод индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные
анатомические, физиологические и психологические свойства организма,
отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности
и неповторимость звучания каждого голоса, его
тембр, сила, выносливость и другие качества.
3. Метод активного и интерактивного обучения.
Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и учителя,
в результате которой обучающиеся здесь не пассивно исполняют указание
преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, поощряется и
взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в
основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования
активности учащихся в процессе обучения.
4.Метод переосмысления.
Вокальная педагогика использует множество специальных терминов:
грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо,
звуковая атака.
Дети не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно.
Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям
данной возрастной категории.
Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического,
опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания
вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти
термины подбираются индивидуально.
5.Метод эвристики
Прогнозируемый результат:
обучающиеся
приобретают
навык
творческого
отношения
к
музыкальному искусству
обучающиеся приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании
с элементами исполнительского мастерства
обучающиеся приобретают умение понимать и доносить до слушателей
содержание исполняемых произведений
обучающиеся приобретают навык публичных выступлений.
Проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся
осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой
аттестации:
прослушивание (I полугодие)
выступления на открытых концертах, фестивалях и конкурсах
4
Методические рекомендации
Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на
практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде
всего, возрастную. Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и
психикой, а интенсивно растущим и развивающимся организмом молодого
человека, с его изменяющимися возможностями.
У
детей
младшего
школьного
возраста(7-10лет)
сила
голоса
невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и
диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство
привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время
подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить
к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой
аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном
режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать
фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое
серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации
звука целесообразно строить на игровой основе.
Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит
естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса
заставляет
нередко
прибегать
к
транспонированию
вокальных
произведений в более низкие тональности.
Необходимо учитывать «кризисы возраста» у детей, это 6-8 лет, когда часто
могут проявляться состояния дефицита активного внимания, негативизм,
безразличие.
Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой
атаки, как постоянного приема звукообразования. Наиболее целесообразным
с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но
в меру активное пение, без форсирования звука.
На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные
данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки
и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука,
вялость, тремоляцию, перегрузку дыхания, зажим челюсти, скованности и
т.д.)
5
Учебно-тематический план
Содержание
Общее количество часов
1. Певческая установка
2
2 .Пение вокальных упражнений
7
3. Формирование певческого дыхания
6
4. Формирование вокально-фонационных навыков
6
5.Формирование певческой артикуляции
4
6. Формирование звуковысотного интонирования
6
7. Пение произведений:
2
народная песня
2
классика
1
современных авторов
Итого:
36
В процессе передачи технических навыков и ощущений, мы прибегаем к
словесным
объяснениям. Эти объяснения являются образными
выражениями, которые характеризуют ощущения, сопровождающие хорошее
звучание певческого голоса. Учащемуся приходится переводить эти
образные выражения на собственные мышечные ощущения и звуковые
представления.
Упражнения - это ''сухой вид техники'', только они не могут быть основой
обучения детей младшего школьного возраста. Задача этого возрастадостижение компетентности в обучении, поэтому необходимо освоение ими
определенного вокального репертуара .Репертуар должен соответствовать
возрастным возможностям обучаемого, его эмоциональным и физическим
возможностям, т.к. голосовой аппарат не сформирован.
В результате обучения обучающиеся должны уметь:
правильно применять певческую установку и пользоваться певческим
дыханием
правильно формировать гласные в сочетании с согласными
петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе
использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации,
не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:
1-2 не сложные народные песни
2-3 не сложных произведения или современные песни. К «не сложным
произведениям» следует отнести простые, как в техническом
отношении, так и в художественном, вокальные произведения.
Принять участие в 2-х концертных выступлениях
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация
программы
дисциплины
требует
наличия
хорошо
проветриваемого учебного кабинета для индивидуальных занятий по
постановке голоса.
Фортепиано; рабочее место преподавателя ; рабочее
место концертмейстера; зеркало.
6
Технические средства обучения: звуковоспроизводящее оборудование с
возможностью воспроизводить различные информационные носители.
Примерный репертуарный план
Русские народные песни: «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не
летай соловей» «Я на камушке сижу»
Аренский А. «Детская песня»
Бах И.С. «За рекою старый дом»
Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»
Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, во поле»
Герчик В. «Про кузнечика»
Кабалевский Д. «Песенка про Петю», «Наш край»
Калинников В. «Киска», «Звездочки», «Солнышко»
Крылатов Е. «Это знает всякий»
Крылатов Е. «Ты – человек»
Крылатов Е «Лягушачья ламбада»
Парцхаладзе М. «Мамина песенка»
Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка»
Спадавеккиа А. «Добрый жук»
Старокадомский М. «Любитель-рыболов»
Струве Г. «Рыжий пес»
Чернышов Е. «Колыбельная»
Ботяров Е. «Мамин день»
Список литературы
Программы для внешкольных учреждений, Министерство просвещения
, М.,1986
Гонтаренко Н., «Сольное пение», Ростов на дону, «Феникс», 2007
Дмитриев Л. Б., «Основы вокальной методики», М., «Музыка», 1984
Луканин А. «Начало двухголосного пения в школе», М., «Музыка», 1966
Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца», С – П., «Музыка»,
1977
Морозов В.П. «Тайны вокальной речи», С – П., «Музыка», 1967
Морозов
В.П. «Детский голос» (соавт. колл. моногр.), М.,
«Педагогика»,1970
Павлищева О. «Методика постановки голоса», М., 1964
Плужников К., «Механика пения», С-П, «Классика», 2006
Румер М., «Начальное обучение пению», М., «Музыка», 1982
Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»,
М., «Прометей», 1992
Юссон Р. «Певческий голос», М., «Музыка», 1974
Интернет ресурсы:
www.notes.tarakanov.net
www.classicmusicon.narod.ru/nota
7