Структура образовательной программы
1. Пояснительная записка
2.Актуальность и целесообразность программы
3. Цели и задачи программы
4. Срок реализации программы
5. Форма обучения и режим занятий
6. Организация учебно-воспитательного процесса
7. Планируемые результаты освоения образовательной программы
8. Учебный план
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
10. Содержание учебных предметов: «Художественное творчество», «Хор»,
«Домисолька».
11.Список литературы
1.Пояснительная записка.
Образовательная программа «Школа развития» разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так
как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер
будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать
условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала
ребенка, необходимо создать условия для развития функционально грамотной
личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы),
используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и
навыки.
Данная Образовательная программа «Школа развития» социальнопедагогической, художественной и музыкальной направленности создана для
развития и раскрытия творческого потенциала воспитанников
Подготовительных курсов. Она помогает формировать основы музыкальной
культуры обучающихся, развивает голосовые данные. Воспитывает желание
слушать и исполнять музыку. Расширяет кругозор и словарный запас учащихся.
Готовит детей к поступлению в школу. Функциональное назначение
программы-общеразвивающее. Ребенок должен получить право стать субъектом
собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы,
научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит
ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к
познанию в условиях школьного обучения.
2. Актуальность и целесообразность создания данной образовательной
программы. Свердловский мужской хоровой колледж предоставляет
одновременно полноценное общее и специальное музыкальное образование.
Руководствуясь многолетним педагогическим опытом работы в Колледже, мы
поняли необходимость создания такой образовательной программы, которая бы
сочетала в себе подготовку к школе, а также была направлена на развитие
творческих, вокальных и музыкальных данных ребенка. Поэтому эта программа
имеет две составляющие - музыкальную и общеобразовательную. Созданием
данной образовательной программы послужила необходимость выявить и
развить определенные творческие и интеллектуальные способности,
необходимые для обучения в Свердловском мужском хоровом колледже, чтобы
верно сориентировать ребенка на дальнейшее получение образования в этом
учебном заведении. Интеллектуальная, музыкальная, эмоциональнопсихологическая готовность ребенка является приоритетной для успешного
обучения в Свердловском мужском хоровом колледже, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Достаточно большие нагрузки
предъявляют особые требования и к способностям учеников, и к их
склонностям, и к физическим возможностям. Также основной задачей является
формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым
условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в
формировании детской личности.
3.Цель программы: создание условий для развития индивидуальных и
творческих способностей детей в возрасте от 4 до 5 лет, подготовка к обучению
в «Свердловском мужском хоровом колледже».
Задачи:
- Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в
решении поставленных задач
- Организация разнообразной развивающей и обучающей деятельности
детей.
- Развитие у детей устойчивого интереса к активному познанию и
творчеству.
- Выявление и развитие индивидуальных способностей ребенка и реализация
его творческого потенциала
- Разностороннее и полноценное музыкальное развитие детей,
соответствующее их возрастным возможностям,
- Формирование основ музыкальной культуры,
4. Срок реализации.
Программа рассчитана на 1 год, 36 недель, в необходимом количестве часов по
каждому предмету в соответствии с Учебным планом,216 часов групповых
предметов.
5. Форма обучения и режим занятий.
Форма обучения очная. Занятия групповые.
Данная программа включает 3 групповых учебных предмета «Художественное
творчество», «Хор», «Домисолька».
Продолжительность реализации программы– девять месяцев (период с сентября
месяца по май месяц включительно), что составляет 6 занятий в неделю для
группы 4-5 лет по 20 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю согласно
учебному плану подготовительных курсов.
6. Организация учебно-воспитательного процесса:
Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре
развиваются творческие способности личности. При реализации данной
образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и
практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение
игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование,
занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические
игры, игры на развитие внимания, памяти)
7. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы подробно
изложены в рабочих программах учебных предметов.
Во время обучения формируются такие качества личности, как усидчивость,
прилежание, умение понимать и выполнять учебную задачу, умение общаться в
коллективе сверстников, дружелюбие, взаимопомощь. За 1 год обучения данная
программа воспитывает: чувство коммуникабельности и ответственности;
трудолюбие, собранность, терпение; навыки публичного поведения на сцене и в
быту.
Форма подведения итогов освоения программы – мониторинг освоения детьми
содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых
заданий. Форма подведения итогов по реализации образовательной программы
«Школа развития» – открытые занятия для родителей, концерты для родителей.
8.Учебный план дополнительной образовательной программы «Школа
развития» ГБПОУ СО «СМХК» (для детей 4-5 лет)
Групповые предметы
Всего в неделю
Хор «Волшебные голоса»
2ч
72ч
Домисолька
2ч
72ч
Художественное творчество
2ч
72ч
Итого
6ч
216ч
Общее количество 216 часов (1 час = 20 минутам)
Всего за год
9. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические условия ГБПОУ СО «СМХК» обеспечивают
возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных
программой.
Материально-техническая база ГБПОУ СО «СМХК» соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для
реализации процесса обучения по образовательной программе необходимо:
1.Учебные кабинеты
2.Хоровой класс
3.Учебная мебель (стол, парты, стулья)
4.Доска
5.Шкаф, стеллаж для размещения учебного оборудования
6. Оборудование для воспроизведения аудио- и видео-материалов
(компьютеры, магнитофон, интерактивная доска)
7.Концертный зал
8. Различные музыкальные инструменты
10.Содержание учебных предметов.
№
1.
Предметы
«Художественное
творчество»
2.
«Хор»
Цели
-Развитие у детей изобразительных
способностей,
-развитие художественного вкуса,
- развитие творческого воображения,
-развитие устной речи.
-формирование у детей певческие
умения и навыки.
-обучение исполнению песен.
-развитие музыкального слуха,
- развитие певческого голоса,
укрепление и расширение диапазона
3.
«Домисолька»
-формирование
готовности
к
дальнейшему обучению;
-развитие музыкальных способностей,
музыкального вкуса;
- овладение ребенком в игровой форме
всеми
видами
деятельности.
музыкальной
11. Список литературы
1.Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Минск, 1999г.
2.Боровик Т. «Что ты чувствуешь, малыш?». Музыкальная палитра, 2004 г.,
№4.
3.Боровик Т. «Пути педагогического творчества». Музыкальная палитра,
2004 г., №№1,2,3,4.
4.Буренина И. «Ритмическая мозаика». Спб, 2000 г.
5.Готсдинер А. Музыкальная психология. М., 1993 г.
6.Железнова Е. Бим! Бом! Читаем, рисуем, играем, поем! М., 2005 г.
7.Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». М. 2007 г.
8.С.Савшинский Детская фортепианная педагогика
9.Ф.Брянская Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы
обучения.
10.Е.Калантарова Начальное обучение пианистов.
11.С.М.Майкапар Как работать на рояле. Володина Н. В. Считаю и решаю
М. 2009 г.- 96с.
12.И.Э Сафарова Игры для организации пианистических движений.
13.Вся школьная программа. Математика. М. 2007г.-100с.
14.Вся школьная программа. Тесты М. 2008 г.-130с.
15.Грин Р.,Лаксон В. Введение в мир числа М. 1982 г.- 68с.
16. Гербова К.В. Методические рекомендации к программе «Развитие речи
в детском саду»
17. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
18.Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. Вып.4.Спб., 2006 г.
19.Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. Вып.5.Спб., 2007 г.
20. Румер М., «Начальное обучение пению», М., «Музыка», 1982
21.Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»,
М., «Прометей», 1992