Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской
области
«Свердловский мужской хоровой колледж»
Рассмотрено
на заседании ПЦК
естественнонаучных
дисциплин
Протокол №__ от
_августа_2024 г.
Председатель
__________/_________
УТВЕРЖДЕНA
Приказом директора ГБПОУ СО
«СМХК»
________________ А.В. Войня
№ ___________________
от __ августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности и защиты Родины»
основной образовательной программы среднего профессионального образования (ППССЗ) для
профессий среднего профессионального образования гуманитарного профиля по специальности:
53.02.06 «Хоровое дирижирование»
53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство»
Разработчик:
Методист
Истомина Л.И.
г. Екатеринбург, 2024г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Основы безопасности и защиты Родины» ................................................................................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ............................................ 16
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ............................... 32
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ................ 34
3
1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины
«Основы безопасности и защиты Родины»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальностям:
53.02.06 «Хоровое дирижирование»,
53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство».
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение знаний и умений,
обеспечивающих готовность к выполнению конституционного долга по защите Отечества и
достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует
выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций,
избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях,
грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход
содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих
обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и
государства.
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является
овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
- способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на
основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов
возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к
применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые обеспечивают
готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества;
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и
группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства;
- знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
4
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии
с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4;
ОК 6; ОК 7; ОК 8 и ПК, представленных в актуализированных ФГОС СПО по
профессии/специальности.
Владеть следующими общими и профессиональными компетенциями:
53.02.06 «Хоровое дирижирование»,
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой
и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство»,
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой
и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ПК 1.9. Владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ПК 3.3. Использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста в
учреждениях и организациях образования и культуры.
5
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
обеспечивать:
ПРб 01. - знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих
национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о государственной политике в области
обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
ПРб 02. - знание задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав
и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина
в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской
обороны;
ПРб 03. - сформированность представлений о роли России в современном мире;
угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации
в обеспечении защиты государства; формирование представления о военной
службе;
ПРб 04. - сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки;
овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым
оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем
действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
ПРб 05. - сформированность представлений о современном общевойсковом бое;
понимание о возможностях применения современных достижений научнотехнического прогресса в условиях современного боя;
ПРб 06. - сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора
построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных
организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны
и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
ПРб 07. - сформированность представлений о ценности безопасного поведения
для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения
и способов их применения в собственном поведении;
ПРб 08. - сформированность представлений о возможных источниках опасности
в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной
среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами
предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных
и чрезвычайных ситуациях;
ПРб 09. - сформированность представлений о важности соблюдения правил
дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности
на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение
применять их на практике, знание о порядке действий в опасных, экстремальных
и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
ПРб 10. - знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение
применять их на практике; знания порядка действий при чрезвычайных ситуациях
природного характера; сформированность представлений об экологической
безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного
природопользования;
ПРб 11. - знания основ пожарной безопасности; умение применять их на практике
для предупреждения пожаров; знания порядка действий при угрозе пожара
и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знания
прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности;
ПРб 12. - владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания
первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных
заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность
представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического
6
и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания
о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального
и военного характера; умение применять табельные и подручные средства
для само- и взаимопомощи;
ПРб 13. - знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать
опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминогенного
характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
ПРб 14. - сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде;
умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой
среде (в том числе криминогенного характера, опасности вовлечения
в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
ПРб 15. - сформированность представлений об опасности и негативном влиянии
на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии в том числе
экстремизма, терроризма; понимание роли государства в противодействии
терроризму; умения различать приёмы вовлечения в деструктивные сообщества,
экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им;
знания порядка действий при объявлении разного уровня террористической
опасности и действий при угрозе или в случае террористического акта, проведении
контртеррористической операции
7
Код
и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
Планируемые образовательные результаты обучения
Общие1
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
базовыми логическими действиями:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии
их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
базовыми исследовательскими действиями:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
Дисциплинарные (предметные)2
ПРб 02. Знание задач и основных принципов
организации
единой
системы
предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных
ситуаций,
прав
и
обязанностей гражданина в этой области;
прав и обязанностей гражданина в области
гражданской обороны; знание о действиях
по сигналам гражданской обороны.
ПРб 08. Сформированность представлений о
ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства. знание
правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении.
Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в отлагательной форме), в формировании которых участвует общеобразовательная дисциплина.
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО. Предметные результаты базового уровня (ПРб)
нумеруются в соответствии ФГОС СОО.
1
2
8
ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
- способность их использования в познавательной и социальной
практике.
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
работой с информацией:
- владение навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
- создание текстов в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивание достоверности, легитимности информации, ее
соответствия правовым и морально-этическим нормам;
- использование средств информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владение навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
ПРб 06. Сформированность представлений о
применении беспилотных летательных
аппаратов
и
морских
беспилотных
аппаратов; понимание о возможностях
применения
современных
достижений
научно-технического прогресса в условиях
современного боя.
В части ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
9
ОК 03. Планировать
и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самоорганизации:
- самостоятельное осуществление познавательной деятельности,
выявление
проблемы,
постановка
и
формулирование
собственных задач в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельное составление плана решения проблем с учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей
и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
самоконтроля:
использование приемов рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- умение оценивать риски и своевременно принимать решения по
их снижению;
эмоционального
интеллекта,
предполагающего
сформированность:
– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать
ПРб 01. Знание основ законодательства
Российской Федерации, обеспечивающие
национальную безопасность и защиту
населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность
представлений
о
государственной политике в области
обеспечения
государственной
и
общественной
безопасности,
защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций различного характера.
ПРб 07. Сформированность необходимого
уровня военных знаний как фактора
построения профессиональной траектории, в
том числе в образовательных организациях,
осуществляющих подготовку кадров в
интересах
обороны
и
безопасности
государства, обеспечении законности и
правопорядка.
10
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
работать в коллективе
команде
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
В части духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
и
совместной деятельностью:
и - понимание и использование преимуществ командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее достижению:
составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
Готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
ПРб 14.
Знание
основ
безопасного,
конструктивного общения, умение различать
опасные
явления
в
социальном
взаимодействии, в том числе криминального
характера; умение предупреждать опасные
явления и противодействовать им
11
самоопределению.
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в
том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности.
Осознание
обучающимися
российской
гражданской
идентичности.
Целенаправленное развитие внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций,
формирование системы значимых ценностно-смысловых
установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы.
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
ПРб 03. Сформированность представлений о
роли России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в обеспечении
защиты государства; знание положений
Общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации.
ПРб 15. Сформированность нетерпимости к
проявлениям
насилия
в
социальном
взаимодействии;
знания
о
способах
безопасного поведения в цифровой среде;
умение применять их на практике; умение
распознавать опасности в цифровой среде (в
том числе криминального характера,
опасности вовлечения в деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
ПРб 16. Сформированность представлений
об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности,
общества,
государства
деструктивной идеологии, в том числе
экстремизма,
терроризма;
овладение
знаниями
о
роли
государства
в
противодействии
терроризму; умение
различать
приемы
вовлечения
в
деструктивные сообщества, экстремистскую
и
террористическую
деятельность
и
противодействовать им; знание порядка
действий при объявлении разного уровня
12
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
мирного
и
военного времени
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной
практике, готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
В части экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде
на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности.
террористической опасности, при угрозе
совершения
террористического
акта;
совершении
террористического
акта;
проведении
контртеррористической
операции
ПРб 05. Сформированность представлений о
боевых свойствах и поражающем действии
оружия массового поражения, а также
способах защиты от него.
ПРб 09. Сформированность представлений о
возможных
источниках
опасности
в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в
социуме, в цифровой среде); владение
основными способами предупреждения
опасных ситуаций; знание порядка действий
в чрезвычайных ситуациях.
ПРб 10. Сформированность представлений о
важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения.
13
Знание основ и правил безопасного
поведения на транспорте, умение применять
их на практике, знание о порядке действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях на
транспорте.
ПРб 11. Овладение знаниями о способах
безопасного поведения в природной среде;
умением применять их на практике; знание
порядка действий при чрезвычайных
ситуациях
природного
характера;
сформированность
представлений
об
экологической безопасности, ценности
бережного отношения к природе, разумного
природопользования.
ОК
08.
Использовать
средства
физической
культуры для сохранения и
укрепления
здоровья
в
процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
Готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
самоопределению.
Наличие мотивации к обучению и личностному развитию.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самоорганизации:
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей
и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных
ПРб 12.
Знание
основ
пожарной
безопасности; умение применять их на
практике для предупреждения пожаров;
знание порядка действий при угрозе пожара
и пожаре в бы ту, общественных местах, на
транспорте, в природной среде; знание прав
и обязанностей граждан в области пожарной
безопасности.
ПРб 13. Владение основами медицинских
знаний: владение приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях;
сформированность
представлений
об
инфекционных
и
неинфекционных
заболеваниях, способах профилактики;
сформированность
представлений
о
здоровом образе жизни и его роли в
сохранении психического и физического
здоровья, негативного отношения к вредным
14
предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень.
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью.
ПК 1.9. (2.8) Владение
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной
терминологией.
ПК
3.3.
Использовать
базовые
нормативноправовые
знания
в
деятельности специалиста в
учреждениях и организациях
образования и культуры.
В части ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде.
привычкам;
знания
о
необходимых
действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого- социального и военного характера;
умение применять табельные и подручные
средства для само- и взаимопомощи;
ПРб 04. Сформированность знаний об
элементах начальной военной подготовки
(включая общевоинские уставы, основы
строевой,
тактической,
огневой,
инженерной,
военно-медицинской
и
технической подготовки), правилах оказания
первой помощи в условиях ведения боевых
действий, овладение знаниями требований
безопасности при обращении со стрелковым
оружием.
ПРб 14.
Знание
основ
безопасного,
конструктивного общения, умение различать
опасные
явления
в
социальном
взаимодействии, в том числе криминального
характера; умение предупреждать опасные
явления и противодействовать им
ПРб 01. - знание основ законодательства
Российской Федерации, обеспечивающих
национальную безопасность и защиту
населения от внешних и внутренних угроз;
15
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем в часах
Вид учебной работы
70
в т.ч.
Основное содержание
58
в т. ч.:
теоретическое обучение
29
практические занятия
29
Профессионально ориентированное
прикладного модуля)
содержание
(содержание
10
в т. ч.:
практические занятия
8
Индивидуальный проект (да/нет)*
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)
нет
2
16
*) Если предусмотрен индивидуальный проект по дисциплине, программа по его реализации разрабатывается отдельно
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), Объ
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии).
ем
часо
в
2
3
1
Основное содержание
Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Взаимодействие
Комбинированное занятие
личности, общества и Российская Федерация в современном мире. Правовая основа обеспечения национальной
государства
в безопасности. Принципы обеспечения национальной безопасности. Реализация национальных
обеспечении
приоритетов как условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития
национальной
Российской Федерации. Взаимодействие личности, государства и общества в реализации
безопасности
национальных приоритетов
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Государственная
и Практическое занятие
общественная
Роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной
безопасность
безопасности. Роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной
деятельности
Тема 1.3.
Роль
общества
Содержание учебного материала
личности,
и Практическое занятие
4
1
1
Формируемые
компетенции
4
ОК 01; ОК 03; ОК
06; ОК 07; ОК 08
ОК 03; ОК 06; ОК 07;
ОК 08
1
1
ОК 01; ОК 03; ОК 06
1
ОК 01; ОК 03; ОК 06
1
17
государства
предупреждении
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
в Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
и структура, режимы функционирования. Территориальный и функциональный принцип организации
РСЧС. Ее задачи и примеры их решения. Права и обязанности граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций. Задачи гражданской обороны. Права и обязанности граждан Российской
Федерации в области гражданской обороны.
Тема 1.4.
Оборона страны как
обязательное условие
благополучного
развития страны
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
1
Россия в современном мире. Оборона страны как обязательное условие мирного социальноэкономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной безопасности. Роль
Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Раздел 2. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
2
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
1
Современные
1
представления
о Комбинированное занятие
культуре безопасности Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества и государства.
Соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий
«опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия человека
и окружающей среды. Понятие «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение».
Общие принципы (правила) безопасного поведения. Индивидуальный, групповой, общественногосударственный уровень решения задачи обеспечения безопасности. Влияние действий и
поступков человека на его безопасность и благополучие. Действия, позволяющие предвидеть
опасность. Действия, позволяющие избежать опасности. Действия в опасной и чрезвычайной
ситуации.
Тема 2.2.
Влияние поведения на
безопасность.
Рискориентированный
подход к обеспечению
безопасности
на
уровне
личности
общества, государства
ОК 03; ОК 06; ОК 07;
ОК 08
Содержание учебного материала
1
Комбинированное занятие
1
Понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение». Влияние действий и
поступков человека на его безопасность и благополучие. Действия, позволяющие предвидеть
опасность. Действия, позволяющие избежать опасности. Действия в опасной и чрезвычайной
ситуации. Риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности. Рискориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества, государства
ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07
18
Раздел 3. Безопасность в быту
5
Тема 3.1.
Источники опасности
в быту. Профилактика
и первая помощь при
отравлениях и травмах
Содержание учебного материала
Тема 3.2.
Безопасность в быту.
Предупреждение
травм
и
первая
помощь
при них.
Пожарная
безопасность в быту
Содержание учебного материала
2
Практическое занятие
Комбинированное занятие
1
1
Комбинированное занятие
2
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного поведения. Причины
и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях в
ситуациях бытового отравления. Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения
в ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование
различных инструментов, стремянок, лестниц и другое). Первая помощь при ушибах переломах,
кровотечениях.
ОК 07
Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с
опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов,
стремянок, лестниц и другое). Первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях. Основные
правила безопасного поведения при обращении с газовыми и электрическими приборами.
Последствия электротравмы. Порядок проведения сердечнолегочной реанимации. Основные
правила пожарной безопасности в быту. Термические и химические ожоги. Первая помощь при
ожогах
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая
территория, детская площадка, площадка для выгула собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры
по предупреждению преступлений. Правила безопасного поведения в ситуации коммунальной
аварии. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействие с ними.
Раздел 4. Безопасность на транспорте
Тема 3.3.
Безопасное поведение
в
местах
общего
пользования
Тема 4.1.
Безопасность
дорожного движения
2
ОК 01; ОК 04; ОК
06; ОК 07
ОК 06; ОК 07
1
1
ОК 01; ОК 04
3
ОК 01; ОК 04; ОК
06; ОК 07
ОК 01; ОК 06; ОК 07
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
1
19
История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости. Рискориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте. Безопасность пешехода в
разных условиях (движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с
использованием средств индивидуальной мобильности). Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или
несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников)
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
1
Порядок действий при
1
дорожнотранспортных Практическое занятие
происшествиях
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии
пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим
количеством участников)
ОК 04; ОК 06; ОК 07
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Основные источники опасности на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения.
Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные источники
опасности в метро. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной
или чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности на водном транспорте. Правила
безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения.
Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации
Раздел 5. Безопасность в общественных местах
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Безопасность
в Практическое занятие
общественных местах. Общественные места и их классификация. Основные источники опасности в общественных местах
Опасности социально закрытого и открытого типа. Общие правила безопасного поведения. Опасности в общественных
психологического
местах социально-психологического характера (возникновение толпы и давки; проявление
характера
агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся человек – ребёнок, взрослый, пожилой
человек, человек с ментальными нарушениями и т.п.). Порядок действий при риске возникновения
или возникновении толпы, давки. Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи.
Правила безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу
1
1
ОК 04; ОК 07
3
1
1
ОК 03; ОК 04; ОК 06
ОК 04; ОК 06
Тема 4.3.
Безопасное поведение
на
разных
видах
транспорта
20
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии. Криминальные ситуации в
общественных местах. Правила безопасного поведения. Порядок действий при попадании в
опасную ситуацию. Порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок; взрослый;
пожилой человек; человек с ментальными расстройствами). Порядок действий в ситуации, если вы
обнаружили потерявшегося человека
Содержание учебного материала
Тема 5.3.
Безопасность
в Практическое занятие
общественных местах. Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на
объектах с массовым пребыванием людей (лечебные, образовательные, культурные, торговоразвлекательные учреждения). Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения
зданий и отдельных конструкций. Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях
совершения террористического акта
Раздел 6. Безопасность в природной среде
1
1
ОК 03; ОК 04
1
1
ОК 04; ОК 06
7
ОК 01; ОК 07; ОК 08
Содержание учебного материала
1
ОК 07; ОК 08
Комбинированное занятие
1
Тема 5.2.
Безопасность
в
общественных местах.
Опасности
криминального
характера
Тема 6.1.
Безопасность
природной среде
в
Отдых на природе. Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного
поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Общие правила безопасности в походе. Особенности
обеспечения безопасности в лыжном походе. Особенности обеспечения безопасности в водном
походе. Особенности обеспечения безопасности в горном походе. Ориентирование на местности.
Карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS)
Содержание учебного материала
Тема 6.2.
1
Выживание
в Практическое занятие
1
Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде. Источники опасности в
автономных условиях
автономных условиях. Сооружение убежища. Получение воды и питания. Способы защиты от
перегрева и переохлаждения в разных природных условиях. Первая помощь при перегревании,
переохлаждении и отморожении
Тема 6.3.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
1
1
ОК 01; ОК 07
ОК 01; ОК 07
21
Природные
чрезвычайные
ситуации.
Природные пожары
Природные чрезвычайные ситуации. Общие правила поведения в природных чрезвычайных
ситуациях. Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения. Правила
безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей и окружающей среды
Тема 6.4.
Природные
чрезвычайные
ситуации. Опасные
геологические явления
и
процессы:землетрясен
ия,
Извержение
вулканов,
оползни,сели,
камнепады
Тема 6.5.
Природные
чрезвычайные
ситуации.
Опасные
гидрологические
явления и процессы:
паводки, половодья,
цунами, сели, лавины
Тема 6.6.
Природные
чрезвычайные
ситуации.
Опасные
метеорологические
явления и процессы:
ливни, град, мороз,
жара
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
1
Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями и процессами.
Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями
и процессами
ОК 07; ОК 08
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
1
Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами.
Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими
явлениями и процессами
ОК 07; ОК 08
Содержание учебного материала
1
Комбинированное занятие
1
Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами.
Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами
ОК 01; ОК 07
22
Содержание учебного материала
Тема 6.7.
1
Практическое занятие
1
Экологическая
Влияние
деятельности
человека
на
природную
среду.
Причины
и
источники
загрязнения
Мирового
грамотность
и
океана, почвы, атмосферы. Чрезвычайные ситуации экологического характера. Возможности
разумное
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Экологическая грамотность и разумное
природопользование
природопользование
ОК 07; ОК 08
Раздел 7. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
Содержание учебного материала
Тема 7.1.
Факторы, влияющие Комбинированное занятие
на здоровье человека.
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика».
Инфекционные
Биологические, социально-экономические, экологические (геофизические), психологические
заболевания
факторы, влияющие на здоровье человека. Составляющие здорового образа жизни: сон, питание,
физическая активность, психологическое благополучие. Общие представления об инфекционных
заболеваниях. Механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры профилактики и защиты. Роль
вакцинации. Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация по
эпидемиологическим показаниям. Значение изобретения вакцины для человечества
Содержание учебного материала
Тема 7.2.
Инфекционные
Комбинированное занятие
заболевания.
Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм распространения способы
Значение вакцинации
передачи инфекционных заболеваний. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера.
в
борьбе
с
Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации. Национальный календарь профилактических
инфекционными
прививок. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Значение изобретения вакцины для
заболеваниями
человечества
ОК 04; ОК 06; ОК 08
ОК 04; ОК 06; ОК 08
Тема 7.3.
Неинфекционные
заболевания. Факторы
риска и меры
профилактики.
Роль диспансеризации
5
1
1
1
ОК 06; ОК 08
1
Содержание учебного материала
1
Комбинированное занятие
1
Неинфекционные заболевания. Самые распространённые неинфекционные заболевания. Факторы
риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы риска возникновения
онкологических заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы.
Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных
ОК 06; ОК 08
23
для
здоровья
сохранения заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний. Признаки
угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи
(инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия, кровотечения и др.). Состояния, при
которых оказывается первая помощь. Основные правила оказания первой помощи
Содержание учебного материала
Тема 7.4.
Психическое здоровье
и
психологическое Практическое занятие-тренинг
благополучие
Психическое здоровье и психологическое благополучие.
Критерии психического здоровья и психологического благополучия. Основные факторы, влияющие
на психическое здоровье и психологическое благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее выявление
психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса: оптимизация условий
жизни, работы, учёбы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию). Меры, направленные на
сохранение и укрепление психического здоровья
Содержание учебного материала
Тема 7.5.
Первая помощь
Практическое занятие-тренинг
пострадавшему
1
ОК 04; ОК 06; ОК 08
1
1
ОК 04; ОК 06; ОК 08
1
Первая помощь. История возникновения скорой медицинской помощи и первой помощи.
Состояния, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия первой помощи. Алгоритм
первой помощи. Оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких
травмах одновременно). Действия при прибытии скорой медицинской помощи
Раздел 8. Безопасность в социуме
6
ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07; ОК 08
Содержание учебного материала
Тема 8.1.
1
Общение в жизни
Практическое занятие-тренинг
1
человека.
Определение понятия «общение». Навыки конструктивного общения. Общие представления о
Межличностное
понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая группа». Межличностное общение,
общение, общение в общение в группе, межгрупповое общение (взаимодействие). Особенности общения в группе.
группе
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07;
24
Психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе. Групповые
нормы и ценности. Коллектив как социальная группа. Психологические
закономерности в группе
Содержание учебного материала
Тема 8.2.
2
Конфликты и способы Практическое занятие-тренинг
2
их разрешения
Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в межличностном общении;
конфликты в малой группе. Факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта.
Способы поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение. Конструктивное
поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы
саморегуляции. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей
стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Ведение переговоров при разрешении
конфликта. Опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие). Способы противодействия
буллингу и проявлению насилия
Тема 8.3.
Конструктивные
деструктивные
способы
психологического
воздействия
Содержание учебного материала
и Практическое занятие
Тема 8.4.
Психологические
механизмы
воздействия
на
большие
группы
людей
2
2
ОК 03; ОК 04; ОК 06
ОК 04; ОК 06; ОК 07;
ОК 08
Способы психологического воздействия. Психологическое влияние в малой группе.
Положительные и отрицательные стороны конформизма. Эмпатия и уважение к партнёру
(партнерсам) по общению как основа коммуникации. Убеждающая коммуникация. Манипуляция в
общении. Цели, технологии и способы противодействия
Содержание учебного материала
1
Комбинированное занятие
1
ОК 04; ОК 06; ОК 07;
ОК 08
Психологическое влияние на большие группы. Механизмы влияния: заражение; убеждение;
внушение; подражание. Деструктивные и псевдопсихологические технологии
Раздел 9. Безопасность в информационном пространстве
Содержание учебного материала
Тема 9.1.
Практическое занятие
6
2
1
ОК 2; ОК 03; ОК 06
ОК 2; ОК 03; ОК 06
25
Безопасность
цифровой среде
в Комбинированное занятие
1
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на жизнь человека.
Приватность, персональные данные. «Цифровая зависимость», её признаки и последствия.
Опасности и риски цифровой среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой
среде
Тема 9.2.
Опасности, связанные
с использованием
Программного
обеспечения
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
1
Тема 9.3.
Опасности, связанные
с коммуникацией в
цифровой среде
Содержание учебного материала
1
Комбинированное занятие
1
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины. Опасные персоны, имитация близких
социальных отношений. Неосмотрительное поведение и коммуникация в Сети как угроза для
будущей жизни и карьеры. Травля в Сети, методы защиты от травли. Деструктивные сообщества и
деструктивный контент в цифровой среде, их признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные
сообщества. Вербовка, манипуляция, воронки вовлечения. Радикализация деструктива.
Профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества. Правила
коммуникации в цифровой среде
Содержание учебного материала
1
Тема 9.4.
Достоверность
информации
цифровой среде
Тема 9.5.
ОК 2; ОК 03; ОК 06
Вредоносное программное обеспечение. Виды вредоносного программного обеспечения, его цели,
принципы работы. Правила защиты от вредоносного программного обеспечения. Кража
персональных данных, паролей. Мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников.
Правила безопасного использования устройств и программ
в Практическое занятие
ОК 2; ОК 03; ОК 06
ОК 2; ОК 03; ОК 06
1
Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации. Проверка на достоверность.
«Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда. Фальшивые аккаунты, вредные
советчики, манипуляторы. Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков. Правила и
инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений
Содержание учебного материала
1
Комбинированное занятие
1
ОК 2; ОК 03; ОК 06
26
Защита
прав
цифровом
пространстве
в Понятие прав человека в цифровой среде, их защита. Ответственность за действия в Интернете.
Запрещённый контент. Защита прав в цифровом пространстве
Раздел 10. Основы противодействия экстремизму и терроризму
6
Содержание учебного материала
Тема 10.1.
Экстремизм
и
терроризм как угроза Комбинированное занятие
устойчивого развития
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества. Понятия «экстремизм» и
общества
«терроризм», их взаимосвязь. Варианты проявления экстремизма, возможные последствия.
Преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия. Опасность
вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы и признаки.
Предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность
Содержание учебного материала
Тема 10.2.
Правила безопасного Практическое занятие
поведения при угрозе Комбинированное занятие
и
совершении Формы совершения террористических актов. Уровни террористической угрозы. Правила поведения
террористического
и порядок действий при угрозе или совершении террористического акта, проведении
акта
контртеррористической операции
Тема
10.3 Содержание учебного материала
Противодействие
Комбинированное занятие
экстремизму
и Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Основы
терроризму
государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, её цели, задачи, принципы.
Права и обязанности граждан и общественных организаций в области противодействия экстремизму
и терроризму
Раздел 11. Основы военной подготовки.
2
Тема 11.1.
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 08
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
2
2
1
1
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
2
2
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
11
ОК 01; ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07; ОК 8
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07
1
1
27
Строевые приёмы и
движение без оружия
(строевая подготовка)
Тема 11.2.
Основные
виды
тактических действий
войск
(тактическая
подготовка)
Движение строевым шагом. Движение бегом, походным шагом. Движение с изменением скорости
движения. Повороты в движении. Выполнение воинского
Содержание учебного материала
Практическое занятие
1
1
Основы общевойскового боя. Основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, манёвр).
Виды манёвра. Походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений. Оборона, её
задачи и принципы. Наступление: задачи и способы
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
1
Тема 11.3
Требования
безопасности
при
обращении с оружием Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и
и
боеприпасами тренировок. Правила безопасного обращения с оружием. Изучение условий выполнения
упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия. Способы удержания оружия и правильность
(огневая подготовка)
прицеливания
Тема 11.4.
Виды, назначение и
тактикотехнические
характеристики
современного
стрелкового оружия
(огневая подготовка)
Тема 11.5.
Беспилотные
летательные аппараты
(БПЛА) – эффективное
средство в условиях
военных
действий.
Морские беспилотные
аппараты
(основы
технической
подготовки и связи)
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
1
ОК 01; ОК 06; ОК 08
ОК 07; ОК 08
ОК 02
Назначение и тактикотехнические характеристики современных видов стрелкового оружия (АК-12,
ПЯ, ПЛ). Перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия
Содержание учебного материала
Практическое занятие
1
1
ОК 07; ОК 08
1
ОК 01; ОК 06; ОК 08
История возникновения и развития радиотехнических комплексов. Виды, предназначение, тактикотехнические характеристики и общее устройство БПЛА. Конструктивные особенности БПЛА
квадрокоптерного типа.
Содержание учебного материала
Тема 11.6.
Беспилотные
летательные аппараты Практическое занятие
1
28
(БПЛА) – эффективное
средство в условиях
военных
действий.
Морские беспилотные
аппараты
(основы
технической
подготовки и связи)
Тема 11.6.
Предназначение, общее
устройство
и
тактикотехнические
характеристики
переносных
радиостанций (основы
технической
подготовки и связи)
История возникновения и развития радиотехнических комплексов. Виды, предназначение, тактикотехнические характеристики и общее устройство БПЛА. Конструктивные особенности БПЛА
квадрокоптерного типа
Тема 11.7.
Свойства местности и
их
применение
в
военном деле (военная
топография)
Тема 11.8.
Фортификационное
оборудование позиции
отделения.
Виды
укрытий и убежищ
(инженерная
подготовка)
Содержание учебного материала
Содержание учебного материала
1
1
ОК 01; ОК 06; ОК 08
Содержание учебного материала
1
ОК 07; ОК 08
Практическое занятие
1
Практическое занятие
История возникновения и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные требования.
Предназначение, общее устройство и тактикотехнические характеристики переносных
радиостанций
Местность как элемент боевой обстановки. Тактические свойства местности, основные её
разновидности и влияние на боевые действия войск. Сезонные изменения тактических свойств
местности
1
ОК 01; ОК 06; ОК 08
Практическое занятие
1
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Порядок оборудования позиции
отделения. Назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка
Содержание учебного материала
Тема 11.9.
Оружие
массового
Практическое занятие
поражения
1
ОК 01; ОК 06; ОК 08
1
29
(радиационная,
химическая,
биологическая
защита)
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль в
современном бою. Поражающие факторы ядерных взрывов. Отравляющие вещества, их назначение
и классификация. Внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия.
Зажигательное оружие и способы защиты от него
Тема 11.10.
Первая помощь на
поле
боя
(военномедицинская
подготовка.
Тактическая
медицина)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Тема 11.11.
Особенности
прохождения военной
службы по призыву и
по контракту. Военноучебные заведения и
военноучебные
центры
тактическая
подготовка)
Содержание учебного материала
ОК 07; ОК 08
1
ОК 01; ОК 06; ОК 08
Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи. Виды боевых ранений и
опасность их получения. Алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях. Условные
зоны оказания первой помощи. Характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон.
Объем мероприятий первой помощи в каждой зоне. Порядок выполнения мероприятий первой
помощи в зонах
Практическое занятие
1
Особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-учетных специальностей.
Особенности прохождения службы по контракту. Организация подготовки офицерских кадров для
Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствии. Военно-учебные заведение и военно-учебные центры
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 10 час
Прикладной модуль: Содержание учебного материала
Раздел 1.
Комбинированное занятие
Особенности
профессиональной
деятельности
в
рамках получаемой
специальности или
профессии,
потенциальные
опасности
и
их
последствия
1
1
Обзорная экскурсия на предприятия или объекты экономики региона.
Теоретическая часть обзорной экскурсии (виртуальная экскурсия): Изучаемая отрасль (по
профессии или специальности) в России, её перспективы и развитие. Объекты экономики страны,
региона, изучаемой направленности. Сфера профессиональной деятельность, родственные
профессии, классификация профессии, требования к индивидуальным особенностям специалиста,
медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке, область применения,
требуемое профобразование, карьерный рост
Практическая часть обзорной экскурсии (место проведения): Условия труда, профессиональные
риски, опасные и вредные производственные факторы, Методы уменьшения опасностей на рабочем
4
2/2
ОК 01; ОК 02, ОК 03,
ОК 04; ОК 06; ОК 07;
ПК 1.9 (2.8)
30
Прикладной модуль:
Раздел 2.
Мероприятия
и
алгоритм
оказания
первой помощи при
возникновении
несчастного случая на
производстве
Прикладной модуль:
Раздел 3.
Знакомство
с
повседневным бытом
военнослужащих
месте, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты. Типовые отраслевые нормы выдачи
средств индивидуальной
Содержание учебного материала
2
Практическое занятие
2
Первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой помощи. Состояния,
при которых оказывается первая помощь. Оказания первой помощи в сложных случаях (травма
глаза, «сложные кровотечения», иные несчастные случаи на производстве). Первая помощь с
использованием подручных средств, первая помощь при нескольких травмах одновременно.
Действия при прибытии скорой медицинской помощи
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы, специальной военной техники,
посещение музея части. (прим: Экскурсия в Военный комиссариат в рамках акции «Есть такая
профессия - Родину защищать», «День призывника»; организация встреч с представителями
воинских частей, участниками СВО)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану); Статья-отчёт об экскурсии в музей
воинской славы (по плану);Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ.
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:
2
2
ОК 06; ОК 08;
ПК 1.9 (2.8)
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08; ПК 1.9 (2.8)
2
2
2
70
*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе
Прикладной модуль.
31
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Учебный кабинет №5 «Основы безопасности и защиты Родины / Безопасность жизнедеятельности»
3.1. Нормативные документы в актуальной редакции:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя
редакция);
- Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ (последняя редакция);
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (последняя редакция);
- Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 09.01.1996 N 3-ФЗ (последняя
редакция);
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (последняя
редакция);
- Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция).
-
3.2. Плакаты/стенды:
Стенд с изображением Государственной символики Российской Федерации;
Комплект демонстрационных учебных таблиц по предметной области:
- действия населения при авариях и катастрофах;
- гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций;
- правила оказания первой помощи;
- правила поведения в ЧС природного и техногенного характера;
- противодействие терроризму и экстремизму;
- умей действовать при пожаре;
- действия населения при стихийных бедствиях.
3.3. Технические средства обучения:
- Персональный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и
система защиты от вредоносной информации);
- Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (программное
обеспечение, проектор, крепление в комплекте);
- Выход в локальную сеть.
3.4. Специальные технические средства. Модели
- Система хранения тренажёров;
-Сейф оружейный (располагается в подсобном помещении спор. зала);
-Дозиметр;
-Защитный костюм;
-Компас-азимут;
-Противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий;
-Респиратор;
-Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами;
-Стрелковый тренажёр;
-Тренажёр для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребёнка;
-Образцы первичных средств пожаротушения, огнетушителей, покрывала для изоляции очага
возгорания;
32
-Лабораторно-технологическое оборудование для оказания первой помощи (дыхательная трубка
(воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный перевязочный пакет, индивидуальный
противохимический пакет, бинт марлевый медицинский нестерильный, вата медицинская
компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная,
повязка медицинская малая стерильная, булавка безопасная, жгут кровоостанавливающий
эластичный, комплект шин складных средний, шины проволочные (лестничные) для ног и рук,
носилки санитарные, лямка медицинская носилочная, пипетка, термометр электронный для
измерения температуры тела.
3.5. Площадки для практических занятий:
-Площадка для занятий строевой подготовкой при проведении учебных сборов и в рамках
практических занятий (спортивный зал).
3.6. Учебно-методическое обеспечение программы:
Учебник:
- Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс/ Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная
Л.И., Маслов М.В.; под ред. Егорова С.Н., АО «Издательство «Просвещение» (срок действия – до 25
июня 2026 г.).
- Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс/ Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И.,
Маслов М.В.; под ред. Егорова С.Н., АО «Издательство “Просвещение”» (срок действия – до 25 июня
2026 г.).
Электронные образовательные и информационные ресурсы, при реализации
образовательных программы СПО на базе основного общего образования:
http://www.bez.econavt.ru Безопасность жизнедеятельности школы
http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э.
http://theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ.
http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности
http://0bj.ru/
http://www.ampe.ru/web/guest/russian Институт психологических проблем безопасности
http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности
http://www.0-1.ru Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных
ситуаций
http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
http://www.rwd.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
http://www fcgsen.ru Охрана труда и техника безопасности
http://www.znakcomplect.ru
Лига здоровья нации http://www ligazn.ru
33
http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение
http://www.risk-net.ru
http://all-photo.ru/empire Тесты для выбора профессии http://www.mappru.com
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций.
Общая/профессиональная
Раздел/Тема
Тип
оценочных
компетенция
мероприятий
ОК 01. Выбирать способы Р 1, Тема 1.2;
решения
задач Р 2, Тема 2.1;
профессиональной
Р 3, Тема 3.3;
деятельности применительно Р 4, Тема 4.1;
к различным контекстам
Р 6, Тема 6.2;
Р 11, Тема 11.2
ОК
02.
Использовать Р 9, Тема 9.1; 9.2; 9.3
современные
средства Р 11, Темы: 11.2; 11.3
поиска,
анализа
и
интерпретации информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и Р 1, Темы: 1.1; 1.2;
- Кейс-задание;
реализовывать собственное Р 2, Тема 2.1;
- Старт-задание;
профессиональное
и Р 5, Тема 5.2;
- Фронтальный опрос;
личностное
развитие, Р 8, Тема 8.1;
- Задание-исследование;
предпринимательскую
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
- Задание-эксперимент;
деятельность
в Р 10, Темы: 10.1; 10.2; – Тест-задание;
профессиональной
сфере, 10.3;
- Ситуационные задачи
использовать
знания
по Р 11, Тема 11.1
- Выполнение заданий на
правовой
и
финансовой
дифференцированном
грамотности в различных
зачёте
жизненных ситуациях
ОК
04.
Эффективно Р 4, Тема 4.2;
взаимодействовать и работать Р 5, Тема 5.1;
в коллективе и команде
Р 7, Темы: 7.1; 7.3;
Р 8, Темы: 8.1; 8.2; 8.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.1
ОК
06.
Проявлять Р 1, Темы:1.1;1.2;
гражданско-патриотическую
Р 2, Тема 2.1;
позицию, демонстрировать Р 3, Тема 3.1;
осознанное поведение на Р 4, Тема 4.1;
основе
традиционных Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
общечеловеческих ценностей, Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
34
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
ПК 1.9 (2.8)
Владение культурой устной и
письменной
речи,
профессиональной
терминологией.
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р
10,
Темы:
10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2
Р 1, Тема 1.1;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Темы: 3.1; 3.2;
Р 4, Темы: 4.1; 4.2;
Р 6, Темы: 6.1;6.2;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.3
Р 1, Тема 1.1;
Р 6, Тема 6.1;
Р 7, Темы: 7.1;7.2;7.3;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.2;11.3
Прикладной модуль:
Р1
Р2
Р3
ПК 3.3. Использовать базовые Прикладной модуль:
нормативно-правовые знания Р 1
в деятельности специалиста в Р3
учреждениях и организациях
образования и культуры.
35