Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ПО.01.05.01 музыкальная литература ХД 6.10

1

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по

специальности

(специальностям)

среднего

профессионального

образования (далее СПО) 53.02.06. Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской хоровой
колледж
Разработчики:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

9

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

ОСВОЕНИЯ

12

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Музыкальная литература
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности (специальностям) СПО Хоровое дирижирование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Основные программы ФГОС основного общего образования. Предметная
область «Искусство»
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору
музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных
знаний.
Задачами курса являются формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному
искусству, понимание народного, классического и современного музыкального
творчества, развитие музыкальных способностей, подготовка активных
слушателей и пропагандистов музыки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с литературными источниками и нотным материалом;
в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и
творчестве композиторов или делать общий исторический обзор, разобрать
конкретное музыкальное произведение;
определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;
применять основные музыкальные термины и определения из смежных
музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные этапы развития музыки, формирование национальных
композиторских школ;
условия становления музыкального искусства под влиянием
религиозных, философских идей, а также общественно-политических
событий;
этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и
формирование русского музыкального стиля;
основные направления, проблемы и тенденции развития современного
русского музыкального искусства.
4

Владеть следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин
федерального компонента среднего (полного) общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар
(в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую
деятельность
и
репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и
ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически
работать
над
совершенствованием
исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств
для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем
музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар
в соответствии с программными требованиями.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.8. Владеть
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 399 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 285часов;
самостоятельной работы обучающегося 114 часов.

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа

Объем часов
399
285
7
114
114

Итоговая аттестация в форме (указать) экзамен

6

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной
дисциплины
№
Содержание учебно-тематического материала, Объе Уровень
наимен самостоятельная работа, контрольные
м
компетен
ование мероприятия
часов
ции
темы
5 класс
1
7
1
И.С.Бах Биография краткий обзор творчества.
И.С.Ба Клавирные сочинения.
х
Органная музыка.
Контрольный урок по творчеству И.С.Баха.
2
6
1
И.Гайдн.
И.Гайд Биография и краткий обзор творчества.
н.
Сонатно-симфонический цикл:
Соната Ре мажор для фортепиано (соната ми
минор для ф-но)
Симфония № 103 Ми бемоль мажор.
Контрольный урок и сдача музыкальных тем.
3
6
1
В.А.Моцарт
В.А.М Биография и краткий обзор творчества.
оцарт Соната Ля мажор Симфония № 40 соль
минор.
Опера «Свадьба Фигаро»
«Реквием» (фрагменты)
Контрольный урок по творчеству Моцарта.
4
6
1
Л.Бетховен.
Л.Бетх Биография и краткий обзор творчества.
овен. Соната № 8 до минор («Патетическая»)
Соната № 14 до диез минор («Лунная»)
Увертюра «Эгмонт»
Симфония № 5 до минор
Контрольный урок по творчеству Бетховена
Викторина.
5
5
1
Ф.Шуберт.
Ф.Шуб Биография и краткий обзор творчества Песни.
ерт.
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»
(фрагмент).
Фортепианные произведения Симфония № 8
(«Неоконченная») Контрольный урок,
музыкальная викторина по творчеству
Шуберта.
6
5
1,2
Ф.Шопен. Биография и краткий обзор
Ф.Шоп творчества. Фортепианные сочинения.
ен.
Музыкальная викторина по творчеству
Шопена. Контрольный урок.
7

Обобщение по курсу «Зарубежная
Музыкальная литература». Итоговая
контрольная работа. Музыкальная викторина.
Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:
6 класс
1
М.И.Глинка
М. И. Биография и обзор творчества.
Глинка Опера «Иван Сусанин».
Симфонические произведения: фантазия
«Камаринская», «Вальс-фантазия».
Романсы.
2
А. С. Даргомыжский.
А. С. Биография и обзор творчества.
Дарго Романсы и песни.
мыжск Опера «Русалка».
ий

35
17
1
7

1

6

1

3
Музыкальная культура России 60-70 гг.
Музык XIX в., «Могучая кучка».
альная
культу
ра
России
60-70
гг.

3

1

4
А. П.
Бороди
н

А.П.Бородин.
Биография и обзор творчества.
Симфония № 2 («Богатырская»)
Опера «Князь Игорь».

6

1

5
М. П.
Мусор
гский

М.П.Мусоргский.
Биография и обзор творчества.
Песни.
Опера «Борис Годунов» (отдельные сцены).

6

1

6
Н. А.
Римск
ий Корсак
ов.

Н.А.Римский-Корсаков.
Биография и обзор творчества
Опера «Снегурочка» (или опера «Сказка о
Царе Салтане»)
Симфоническая сюита «Шехеразада».

5

1,2

3

1,2

7
Обобщение по курсу «Русская музыкальная
Обобщ литература».
ение Подготовка к контрольному уроку по всему

8

курсу «Русская музыкальная литература».
Контрольный урок по всему курсу «Русская
музыкальная литература».
Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:
7 класс
1
П.И. Чайковский. Биография и обзор
П.И.
творчества.
Чайков Симфония № 1 соль минор («Зимние грезы»)
ский
Опера «Евгений Онегин»
Цикл пьес «Времена года»

36
18
1
12

1

2
Русска
я
музыка
на
рубеже
Х1ХХХ
веков.
3
А.Н.
Скряби
н

Русская музыка на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Русские меценаты и музыкальнообщественные деятели.

4

1

А.Н. Скрябин.
Биография и обзор творчества.
Фортепианные сочинения.

4

1

4
С.В.
Рахман
инов

С.В. Рахманинов.
Обзор творчества.
Произведения для фортепиано.
Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Романсы.

8

1

4

1

12

1

5
И.Ф. Стравинский.
И.Ф. Обзор творчества.
Страви Балет «Петрушка».
нский
6
С.С.
Проко
фьев.

С.С. Прокофьев.
Обзор творчества.
Фортепианные произведения.
«Александр Невский»
«Ромео и Джульетта»
«Золушка»
«Седьмая симфония».

9

7
Д.Д. Шостакович.
Д.Д. Биография и обзор творчества.
Шоста Седьмая симфония.
кович

6

1

Отечественная музыка в 1960-1990-е годы.

2

Г.В. Свиридов.
Биография. «Поэма памяти С.Есенина».

4

1

А.И. Хачатурян. Творческий портрет.
Балет «Спартак».

4

1

Композиторы последней трети XX века.
В.А.Гаврилин, Р.К.Щедрин, Э.В.Денисов,
А.Г.Шнитке.
Подготовка к зачету по курсу «Музыкальная
литература 5-7 классы».
Зачетный урок.

12

1,2

Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:
8 класс
Зарубежная музыкальная литература. Вводная
беседа. Зарубежная музыка эпохи
Возрождения и Барокко.
Муз.литература ХVП-ХVШ в.в. Г.Гендель.
Жизненный и творческий путь. Оратория
«Самсон». Инструментальные сочинения.

72
26
1

3

И. С. Бах. Жизненный и творческий путь.
Инструментальная музыка. Вокальноинструментальные сочинения.

10

4

К. В. Глюк. Жизненный и творческий путь.
Опера «Орфей».
Венская классическая школа. Й. Гайдн.
Жизненный и творческий путь. Симфонии.
Оратория «Времена года».

3

8
Отечес
твенна
я
музыка
в 19601990-е
годы
9
Г.В.
Свири
дов
10
А.И.
Хачату
рян
11
Компо
зиторы
послед
ней
трети
XX
века

1

2

5

5

6

6

10

6
7

8
9

10
11

12.

13.

1
2

3
4
5
6
7
8
9

В. А. Моцарт. Жизненный и творческий путь.
Оперы. Симфонии.«Реквием».
Л. В. Бетховен. Жизненный и творческий
путь. Сонаты. Симфонии. Увертюра
«Эгмонт».
Музыкальный романтизм.
Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь.
Песни. Вокальный цикл. «Прекрасная
мельничиха». Вокальный цикл «Зимний
путь». Песни из сборника «Лебединая песня».
Инструментальные произведения.
К. М. Вебер. Жизненный и творческий путь.
Опера «Вольный стрелок».
Ф. Мендельсон. Жизненный и творческий
путь. Фортепианные сочинения.
Симфонические произведения.
Р. Шуман. Жизненный и творческий путь.
Фортепианные сочинения. Вокальный цикл
«Любовь поэта».
Дж. Россини. Жизненный и творческий путь.
Опера «Севильский цирюльник». Обобщение.
Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:
9 класс
Ф.Шопен. Жизненный и творческий путь.
Фортепианные сочинения.
Ф. Лист. Жизненный и творческий путь.
Фортепианные сочинения. Симфонические
сочинения.
Г.Берлиоз. Жизненный и творческий путь.
Симфонии.
Р. Вагнер. Жизненный и творческий путь.
Оперная реформа.
И. Брамс. Жизненный и творческий путь.
Симфония № 4.
Дж. Верди. Жизненный и творческий путь.
Оперное творчество.
Французская музыкальная культура. 2 пол.
XIX в.Ш.Гуно. Опера «Фауст».
Ж. Бизе. Жизненный и творческий путь.
Опера «Кармен». «Арлезианка».
Чешская музыкальная культура XIX в.

7
9

1
8

4
3

6

4
72
26
2
8
8

3
6
3
13
3
4
1
11

10
11

12

13
14

15

Б.Сметана. Жизненный и творческий путь.
Опера «Проданная невеста».
А.Дворжак. Жизненный и творческий путь.
Симфония № 5.
Норвежская муз. культура XIX в.
Э.Григ.
Жизненный и творческий путь. Музыка к
драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
Музыкальная культура рубежа Х1Х-ХХ вв.
Музыкальный импрессионизм во Франции.
К.Дебюсси.
Жизненный и творческий путь.
«Послеполуденный отдых фавна». Прелюдии.
М. Равель. Жизненный и творческий путь.
«Болеро».
Веризм как художественное направление в
Италии. Дж.Пуччини. Жизненный и
творческий путь. Опера «Богема».
Поздний романтизм в музыкальной культуре
Германии и Австрии.
Музыкальный экспрессионизм. Обобщение по
курсу.
Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:

1
4

6

4
3

5

70
27
2

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы

1.Царева Н.А., Н. А. Сорокина. Практикум по музыкальной литературе
для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 4 класс. М.,
Престо, 2014.
2.Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе.
Полный курс обучения, Ростов – на- Дону, Феникс, 2014.
3.Сорокотягин Д. А. Музыкальная литература в таблицах: полный курс
обучения, Ростов – на- Дону, Феникс, 2013.
4..Грубер Р. И. Всеобщая история музыки, ч. 1, М., Государственное
музыкальное издательство, 1960.
5. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. СПб.-М.:
Музыка. 1998.
6. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. М.: Музыка, 1987.
7. Лихеева Л., Розова Т. В мире оперы. Л.: Советский композитор,
1989.
8.
Конен В. История зарубежной музыки,
вып. 3, М. Музыка,1984
9.
Левик Б. История зарубежной музыки,
вып. 2, М. Музыка,1961
10.Русская музыкальная литература. Вып. 2, учеб пособие для
муз.училищ. Общ. ред. М.Михайлова и Э.Фрид. -Л., Музыка,
11.Русская музыкальная литература. Вып. 3, учеб пособие для
муз.училищ. Общ. ред. М.Михайлова и Э.Фрид. -Л., Музыка
12.Русская музыкальная литература. Вып. 4, учеб.пособие для муз.
училищ. Общ. ред. М.Михайлова и Э.Фрид. -Л., Музыка, 1985.
13.Л. Рапацкая История русской музыки: от Древней Руси до "
Серебрянного века". Учеб.пособие для студентов пед. Высших
учеб. заведений. -М.: Гуманитарный центр Владос, 2001.
14.Отечественная музыкальная литература 1917-1985. Вып. 1-М.:
Музыка, 1996 (РАМ им. Гнесиных /состЕ.Дурандина).
13

15.В. Галацкая. Музыкальная литература зарубежных стран, Часть 1 3,. - М., Музыка 1985, 1983.
16.Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 4, 5,6. Учеб.
Пособие для муз.училищ. Под ред. Е. Царевой. - М., Музыка, 2002.
17.Оперные либретто. Краткое изложение содержания опер, М.
Музыка,1995.
18.Келдыш Ю., Левашева О. История русской музыки, вып. 1., М.,
Музыка, 1990 г.
19.Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка 20 века.
Четвертый год обучения. Ростов на/Д: Феникс, 2004.
20.Шорникова М. Музыкальная литература: Музыка, ее формы и
жанры. Первый год обучения. Ростов на/Д: Феникс, 2014.
21.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно –
европейской музыки.. Второй год обучения. Ростов на/Д: Феникс,
2004.
22.Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыкальная
классика. Третий год обучения. Ростов на/Д: Феникс, 2004.
23.Никитина Л. Д. Советская музыка: история и современность, м.
Музыка, 1991.
24.Басманова Т, Уфимцева Е. Зарубежная музыка 20 века в контексте
ведущих течений художественной культуры, Екатеринбург,
Акцидент, 1998.
25.Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. М.
Музыка, 1999.
26.Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. М,
Музыка, 2007.
27.Манылова С. Русская музыкальная литература в планах –
конспектах.Краснотурьинск, 2008.

3.3. Методические рекомендации преподавателям.
1.
В процессе изучения данного курса учащиеся должны
овладеть следующими основными знаниями, умениями и навыками:
1. Умение активно слушать музыку.
2. Знание основных музыкальных выразительных средств, умение их
анализировать в нотном тексте и на слух.
3. Знать характерные особенности основных музыкальных жанров,
умение анализировать жанровую основу музыки.
4. Умение опознавать бытовые жанры при помощи анализа
характерных для каждого жанра выразительных средств (на слух и в
нотном тексте).
5. Знание музыкальной терминологии.
6. Знание биографических сведений и основных произведений,
изучаемых композиторов.
14

7. Знание особенностей основных стилевых направлений, изучаемых в
рамках курса.
8. Знание и определение на слух музыкальных произведений,
изучаемых в рамках курса.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо строго следовать теоретическим
основам, полученным на лекциях. Для усвоения материала рекомендуется
самостоятельно слушать изученные музыкальные произведения в разных
интерпретациях.
Основные формы самостоятельной работы (всего за курс 114 часа).
1. Прослушивание музыкальных произведений, изучаемых по программе и
написание отзыва:
Отзыв о прослушанных произведениях сдается в конце четверти.
5 класс
1 четверть – 3 часа;
2 четверть – 4 часа;
3 четверть – 5 часов;
4 четверть – 5 часов;
6 класс
1 четверть – 4 часа;
2 четверть – 4 часа;
3 четверть – 5 часов;
4 четверть – 5 часов;
7 класс
1 четверть – 5 часов;
2 четверть – 7 часов;
3 четверть – 7 часов;
4 четверть – 7 часов;
8 класс
1 четверть – 5 часов;
2 четверть – 7 часов;
3 четверть – 7 часов;
4 четверть – 7 часов;
9 класс
1 четверть – 6 часов;
2 четверть – 7 часов;
3 четверть – 7 часов;
4 четверть – 7 часов;

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Умения:
работать с литературными
источниками и нотным материалом;
в письменной или устной форме
излагать свои мысли о музыке,
жизни и творчестве композиторов
или делать общий исторический
обзор, разобрать конкретное
музыкальное произведение;
определять на слух фрагменты
того или иного изученного
произведения;
применять основные
музыкальные термины и
определения из смежных
музыкальных дисциплин при
анализе (разборе) музыкальных
произведений;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование,
анализ
музыкальных
произведений, музыкальная викторина

Тестирование
Знания:
основные этапы развития
музыки, формирование
национальных композиторских
школ;
условия становления
музыкального искусства под
влиянием религиозных,
философских идей, а также
общественно-политических
событий;
этапы исторического развития
отечественного музыкального
искусства и формирование русского
музыкального стиля;
16

основные направления, проблемы и
тенденции развития современного
русского музыкального искусства.
анализ
музыкальных
ОК 12. Использовать умения и Тестирование,
произведений,
музыкальная
викторина
знания профильных дисциплин
федерального компонента среднего
(полного) общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно
воспринимать
и
исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно осваивать хоровой
и ансамблевый репертуар (в
соответствии
с
программными
требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую деятельность и
репетиционную работу в условиях
концертной организации, в хоровых
и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически
работать над совершенствованием
исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать
комплекс
музыкальноисполнительских
средств
для
достижения
художественной
выразительности в соответствии со
стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять
в
исполнительской
деятельности
технические средства звукозаписи,
вести репетиционную работу и
запись в условиях студии.
ПК 1.6. Выполнять
теоретический и исполнительский
анализ музыкального произведения,
применять базовые теоретические
знания
в
процессе
поиска
интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и
ансамблевый
исполнительский
репертуар
в
соответствии
с
17

программными требованиями.
ПК 2.2. Использовать знания
в области психологии и педагогики,
специальных
и
музыкальнотеоретических
дисциплин
в
преподавательской деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной
учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.8. Владеть
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией.

18

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».