Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

УП. 01 Хоровая исполнительская и концертная практика 6.10

1

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
53.02.06 «Хоровое дирижирование».
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «СМХК»
Разработчики: Пименов С.Ю., Андронов М.В., преподаватели ГБПОУ СО «СМХК»

2

Структура рабочей программы
1.Паспорт программы
2.Стуктура и содержание
3. Условия реализации программы
4.Контроль и оценка результатов освоения программы

3

1.Паспорт программы
Рабочая программа по УП 01

«Хоровая исполнительская и концертная

практика» является частью основной профессиональной образовательной программы
ГБПОУ СО «СМХК» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.06 «Хоровое
дирижирование» в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД).
Областью

профессиональной

деятельности

выпускников

являются:

исполнительское творчество в качестве руководителя хора, хормейстера, артиста хора,
ансамбля на различных сценических площадках; музыкальная педагогика в детских школах
искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других учреждениях
дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;
организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений, музыкальное
руководство хоровыми коллективами и вокальными ансамблями и соответствующих
общим и профессиональным компетенций:
На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать
профессиональными

компетенциями,

соответствующими

основным

видам

профессиональной деятельности:
Дирижерско-хоровая деятельность
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно овладевать хоровым и ансамблевым репертуаром.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу
в условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Осваивать

сольный,

ансамблевый,

хоровой

исполнительский

репертуар.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для
достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального
произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства
звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального
произведения,

применять

базовые

теоретические

знания

в

процессе

поиска

интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого
коллектива,

включающие

организацию

репетиционной

планирование и анализ результатов деятельности.
4

и

концертной

работы,

ПК 1.8. Сохранять и развивать исторические традиции русской хоровой
музыки, культуры хорового пения.
Педагогическая деятельность
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в
детских школах искусств и детских музыкальных школах, детских хоровых школах и
других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях,
учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных
и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и
анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в хоровом классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания,
анализировать особенности отечественных и мировых школ хорового пения.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в хоровом
классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
1.2 Цели и задачи курса
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид
учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую
подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы.
При реализации ОПОП предусматриваются учебная и производственная
практики.
Целью курса является:
формирование практических умений и навыков в объёме, необходимом для
дальнейшей практической деятельности в качестве артиста хора, дирижера детского
хорового коллектива, преподавателя музыки в общеобразовательной школе, преподавателя
хора в музыкальной школе, других учреждениях дополнительного образования.
Задачами учебной практики УП.01.01 «Хоровая исполнительская и концертная
практика» является получение первичных профессиональных умений и навыков. Практика
по профилю специальности (профессиональная) направлена на закрепление, расширение,
5

углубление и систематизацию творческих знаний, полученных при изучении специальных
дисциплин,

приобретение

первоначального

практического

опыта.

Практика по профилю специальности проводится рассредоточено по всему периоду
обучения и включает в себя следующие виды:
исполнительская;
концертная.
1.3 Результаты освоения программы
Результаты освоения ОПОП должны соответствовать требованиям
Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование»
Дирижер хора, преподаватель, должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить

цели,

мотивировать

деятельность

подчиненных,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

повышение

квалификации.
ОК 9. Ориентироваться

в

условиях

частой

смены

технологий

в

профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
6

ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального
компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального
компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Должен иметь практический опыт: работы хормейстера с хоровыми
коллективами различных составов; чтения с листа хоровых партитур в соответствии с
программными требованиями; аккомпанемента на фортепиано ансамблевому и хоровому
коллективу; составления плана разучивания и исполнения хорового произведения,
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные
решения, научиться использовать художественно-исполнительские возможности хорового
коллектива, изучить профессиональную терминологию.
В результате прохождения учебной практики обучающийся

должен

приобрести навыки и умения по следующим видам профессиональной деятельности:
осуществление целостного процесса, направленного на организацию работы творческого
коллектива в качестве его руководителя; освоение произведений ансамблевого и хорового
репертуара и совершенствование его звучания; репетиционная работа, исполнительская
деятельность в условиях студии звукозаписи и публично-концертная практика; создание в
сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование
и развитие эстетических потребностей всех социальных и возрастных групп населения.

2.Структура и содержание рабочей программы
2.1 Объём учебных дисциплин и видов учебной работы
классы

5

6

7

8

9

10

11

Вид учебной работы

Объем
часов

Максимальная учебная
нагрузка (всего)
Обязательная
аудиторная учебная
нагрузка (всего)
Самостоятельная
работа обучающегося
(всего)
Итоговая аттестация в
форме

7

190
140

50

194
144

50

194
144

50

184

180

184

144

140

144

40

40

40

171
136

35

1297
992

305

ИГА

Распределение учебных часов по классам (курсам) и полугодиям (семестрам)
5

6

7

8

9

10

11

16

19

16

20

16

20

16

20

16

19

16

20

16

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

18
4

2.2. Тематический план и содержание учебной практики «Хоровая
исполнительская и концертная практика «
5,9 классы
Наименование
разделов и тем
Тема №1

Содержание учебного материала,
практические работы обучающихся

Объем часов
28

Тема№2

Распределение по хоровым партиям
(дисканты, альты, тенора, басы).
Певческая установка, дыхание.

Тема№3

Звукообразование

28

Тема№4

Работа над фонетикой,певчестью

28

28

фокусировкой гласных букв,умение правильно
произносить согласные.
Тема№5
Итого:

Разучивание хоровых партий

28
140

6,7,8,10 классы
Наименование
разделов и тем
Тема №1

Содержание учебного материала,
практические работы обучающихся

Объем часов
28

Тема№2

Распределение по хоровым партиям
(дисканты, альты, тенора, басы).
Певческая установка, дыхание.

Тема№3

Звукообразование

30

Тема№4

Работа над фонетикой,певчестью

28

30

фокусировкой гласных букв,умение правильно
произносить согласные.
Тема№5
Итого:
11 класс
Наименование
разделов и тем

8

Разучивание хоровых партий

Содержание учебного материала,
практические работы обучающихся

28
144

Объем часов

Тема №1

27

Тема №2

Распределение по хоровым партиям
(дисканты, альты, тенора, басы).
Певческая установка, дыхание.

Тема №3

Звукообразование

27

Тема №4

Работа над фонетикой ,певчестью

27

27

фокусировкой гласных букв, умение
правильно произносить согласные.
Тема №5
Итого:

Разучивание хоровых партий

28
136
2.3

Содержание УП 01
1. Певческая установка: свободное положение корпуса, активность,

свобода артикуляционного аппарата, работа голосовых связок.
2. Певческое дыхание активное, по фразам, умение пользоваться

"цепным" дыханием.
3. Звукообразование в хоре: мягкая, твердая атака звука, округлость гласных

звуков и высокая позиция, пение legato и поп legato, ровное звуковедение и распевность
гласных звуков при быстром произношении согласных звуков; необходимо избегать
вялого или
форсированного звучания.
4. Особое внимание уделяется фонетике, т.к. обучение пению в Мужском

хоровом колледже основано на фонетическом методе работы с хором.
5. Строй. Главное требование - чистый унисон естественно звучащих голосов.

Пение 1-2 голосных произведений с сопровождением и без сопровождения фортепиано в
младших классах и 4-8 голосных без сопровождения в старших.
6. Нюансировка средняя - тр, mf в младших классах и от ррр doff в старших.
7. Осмысленность хорового пения: связь характера хоровой звучности с

образным содержанием произведения.
Примерное количество пройденных произведений 6-8 за полгода.

Концертный хор мальчиков и юношей (5-11 классы)
Формирование концертного хорового коллектива: распределение по хоровым
партиям (дисканты, альты, тенора, басы).
Певческая

установка,

дыхание,

звукообразование

органично

сохраняются,

развивается диапазон дискантов до ре 2 октавы, динамика от рр до ff (в период наиболее
9

яркого звучания детского голоса), штрихи legato, non legato, staccato. Пение 4-8голосных произведений. Исполнение разнохарактерных произведений, контрастных по
динамике, разных по темпу, разнообразных по стилю. Важнейшей задачей является
выработка навыка «слышания» всех хоровых партий хора, умение петь стройно, слушая
хоровую вертикаль, а также пение divisi.
Концертно-исполнительская

и

гастрольно-концертная

деятельность,

запись

компакт-дисков, подготовка дипломной программы к Государственной аттестации.
Юношеская группа хора (8-11 классы)
Формирование хора юношей, формирование мужской группы концертного хора.
Прослушивание учащихся в период мутации, после мутации, определение в партию
басов, теноров или баритонов. В период мутации необходимо обращать внимание на
охрану голосов хористов. Тщательный подбор репертуара, отсутствие форсированного
звучания, индивидуальная работа с учащимися - основа правильного развития и
сохранения голоса.
Важно научить петь молодых певцов тембрально окрашенными голосами, сохраняя,
певческие навыки, приобретенные в детском хоре.
Строй, чистота интонации, тембр, владение фальцетом, техническая оснащённость
должны сочетаться с ярким, эмоциональным, артистичным исполнением произведений на
концертах. Репертуар хора- народная песня, духовная музыка, русская и зарубежная
классика.
3. Условия реализации программы
3.1 Учебно-методическое обеспечение
Методические указания для преподавателей
Руководитель

хоровой исполнительской и концертной практики следит за

качеством подготовки студентов к репетициям. Подготовка обучающихся хоровому классу
предполагает:
•

знание студентом на память всех голосов партитуры;

•

литературный, музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения

(особое внимание следует уделить специфике вокально-хоровых трудностей и методике их
преодоления);
•

наличие репетиционного плана;

•

проделанную организационную работу (качественная подготовка хоровых партий,

партитур, демонстрация характерных стилевых особенностей и др.).
По окончании репетиции руководитель практики анализирует работу студента и
дает рекомендации к следующей репетиции.
10

Необходимое овладение вокально-хоровыми навыками достигается специальными
упражнениями, применяемыми как на распевании хора, так и в процессе работы над
песенным материалом.
В зависимости от поставленных целей, используется следующая тематика вокальнохоровых упражнений:
•

на развитие певческого дыхания и звукообразования;

•

на расширение диапазона голоса;

•

на работу с разными регистрами – грудным, головным, смешанным;

•

на смену регистров (флажолеты, гукание);

•

на сглаживание и выравнивание регистров;

•

на формирование навыков пения legato, staccato, non legato;

•

на развитие навыков пения в речевой позиции;

•

на формирование навыков смысло-речевого интонирования;

•

на развитие навыков певческой дикции и особенностей диалектной фонетики;

•

на развитие техники выполнения различных динамических оттенков;

•

на исполнение ритмически сложных построений;

•

на развитие навыков цепного дыхания;

•

на формирование навыков музыкального интонирования;

•

на достижение различных видов частного и общехорового ансамбля и строя.
По утверждению предметно-цикловой комиссией в программу отчётного концерта

можно включить самостоятельные студенческие работы, которые в данной учебной
категории соответствуют профессиональному уровню, предъявляемому к специальным
дисциплинам. Программа составляется на основе единой концепции (сценария) таким
образом, чтобы многогранно осветить работу всего отдела за отчётный период.
В соответствии с этой концепцией ведётся подготовка к отчётному концерту.
Подготовку концерта ведёт руководитель хора и ответственные хормейстеры. В
отведённое для подготовки отчётного концерта время включены и часы репетиций в
концертном зале (не менее двух репетиций)

3.2 Информационное обеспечение
Методическая литература
1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000
2. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое
пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
3. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. –
Санкт-Петербург, 2000
11

4. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального
воспитания. Учебное пособие. М.,1990
5. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
6. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
7. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961
Интернет-ресурсы
http://www.notes.tarakanov.net
http://www.classic-online.ru
http://www.rutracker.org
http://www.ale 07.narod.ru.notes
http://www.ru.scorser.com
http://www.classon.ru
http://www.mirknig.com
http://www.ruknigi.net
http://www.classic-music.ru
http://www.mp3baza.org
http://igraj-poj.narod.ru/
http://www.nlib.org.ua
http://dirigent.ru
http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php
3.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Программа хоровой исполнительской и концертной практики предназначена
для занятий с учащимися в соответствии с ФГОС СПО и учебным планом «Свердловского
мужского хорового колледжа». Состав хоровых классов, количество хоров и распределение
студентов по группам для проведения учебных занятий, сводных и раздельных репетиций,
подготовки концертных программ и дипломной работы, а также репертуар утверждаются
предметно-цикловой комиссией по согласованию с администрацией колледжа. Работу
хорового класса организуют Художественный руководитель хора и преподавательхормейстер, которые отвечают за художественный уровень, дисциплину, организацию и
планирование работы.
Руководитель хора составляет план занятий, распределяет учащихся по
хоровым партиям, осуществляет контроль над практической хормейстерской работой
студентов. Особое значение имеет работа с хором его руководителя и последующее
концертное выступление коллектива, т.к. именно эта работа в большой степени создаёт
12

профессиональный уровень хорового коллектива, являясь в то же время наглядным уроком
профессионального мастерства.
Обучение
целенаправленного

вокально-хоровым
и

навыкам

систематического

осуществляется

разучивания

в

процессе

высокохудожественных

произведений различных эпох, стилей, жанров. Особое внимание следует уделять
произведениям a'cappella, т.к. они требуют от хорового коллектива высокого
исполнительского мастерства: чистоты строя, культуры звука, свободного владения
различными видами хорового ансамбля.
Успешному

овладению

вокально-хоровыми

навыками

способствует

«распевание» хора, с которого следует начинать каждое занятие. Вокально-хоровые
упражнения можно строить на материале разучиваемого произведения, что поможет
преодолеть исполнительские трудности.
В зависимости от поставленных целей, предлагается следующая тематика
вокально-хоровых упражнений:
• по развитию певческого дыхания и звукообразования;
• по расширению диапазона голоса, сглаживанию и выравниванию регистров;
• по воспитанию культуры звука, освобождающие от различных дефектов

(гнусавости, зажатости, сипоты, тремоляции и т.п.) и способствующие выявлению
правильного красивого тембра певческих голосов;
• по развитию певческой дикции;
• по развитию техники выполнения различных динамических оттенков;
• по формированию навыков пения легато, стаккато, нон легато

и т.д.; на исполнение ритмически сложных построений;
• по развитию навыков «цепного» дыхания;
• по формированию навыков правильного интонирования;
• по достижению различных видов частного ансамбля (ансамбля хоровой

партии), общехорового ансамбля и строя.
Уровень приобретённых навыков и умений проверяется как в процессе хорового
пения, так и при сдаче хористами хоровых партий текущего репертуара. Партии сдаются
учащимися соло и ансамблем, в зависимости от уровня сложности хорового сочинения.
Основными критериями успешной сдачи хорового репертуара являются: умение правильно
пользоваться певческим дыханием, чистое интонирование, четкий ритм, ясная дикция,
пение в ансамбле, единая манера пения, выразительность исполнения.
Хоровые выступления - обязательная форма творческого отчёта хорового
коллектива. Важнейшую роль в учебном процессе работы хорового класса играет
13

репертуар.
Обязательные направление хорового репертуара:
• народная музыка
• русская духовная музыка.
• русская и зарубежная классика
• современная музыка

Художественный
обучающихся

по

хоровым

руководитель составляет план занятий, распределяет
партиям,

осуществляет

контроль

над

практической

хормейстерской работой студентов.
Концертный репертуар хорового класса, курсовые и дипломные программы,
план концертных выступлений, сценических репетиций концертов и дипломной программы
утверждаются предметно-цикловой комиссией по согласованию с администрацией и, при
необходимости, художественным советом колледжа.
Особое значение имеет работа с хором самого руководителя и подготовленные
им последующие концертные выступления коллектива. Именно его работа создает
профессиональный

имидж

хорового

коллектива

и

является

наглядным

уроком

профессионального мастерства. Рекомендуется 2-3 концертных выступления хора в год
(без учета дипломной программы). Предусмотренные в тематическом плане часы для
работы руководителя над концертной программой условны, в зависимости от памятных дат,
количества студентов, уровня сложности программы и т.д.
Виды самостоятельной работы обучающихся
1. Разучивание партий наизусть.
2. Закрепление навыков, полученных на уроке.
3. Работа

над

вокально-интонационными

трудностями

в

разучиваемых

произведениях.
Разучивание других голосов партитуры
3.4. Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для групповых занятий.
2. Хоровые станки.
3. Стулья.
4. Дирижерский пульт.
5. Фортепиано (в хоровой класс)
6. Концертный рояль (в конц. зал)
7. Технические средства для воспроизведения видео и аудиоматериала.
14

8.

Ученическая доска с нанесенным на нее нотоносцем.

9.

Книжные полки.

10. Шкаф.
11. Копировальная техника;
12. Библиотечный фонд, укомплектованный специальными хрестоматийными
изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в
объеме, соответствующем требованиям ООП;
13.

Kонцертный зал.

14. Звукотехническое оборудование.
15. Раздаточный материал (хоровые партитуры, партии).
4.Контроль и оценка результатов освоения УП.01.01
4.1 Фонд оценочных средств
Оценка качества освоения УП.01.01 должна включать текущий контроль
успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся .
Оценка качества подготовки обучающихся и осуществляется по двум основным
направлениям:
– оценка уровня освоения практики
– оценка компетенций обучающихся.
В

качестве

средств

текущего

контроля

успеваемости

используются

академические концерты, прослушивания . В качестве средств промежуточного контроля
используются участие обучающегося в академических концертах, гастролях, исполнения
концертных программ и пр.
4.2 Критерии оценки
По окончании каждой четверти руководитель практики выставляет итоговую
оценку успеваемости каждому учащемуся.
При выставлении оценки учитываются:
• дисциплина и посещаемость;
• активность работы в качестве певца хора.

Текущий контроль успеваемости обучающихся

проводится руководителем

хора в виде зачёта по партиям изучаемых произведений по следующим критериям:
• точное знание слов песни;
• точное знание партии;
• стилевое соответствие манере пения;
• соблюдение диалектных особенностей;
15

• эмоциональность исполнения.
По окончании каждой четверти руководитель практики выставляет итоговую
оценку успеваемости каждому обучающемуся.
Критерий оценки вырабатывается и утверждается предметно-цикловой
комиссией.

4.3 Оценка освоенных компетенций
Результаты

(освоения Основные

компетенции)

показатели Формы

оценки результата

методика

контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и Грамотность
социальную

и

Выставление

текущих

значимость ,своевременность и полный оценок

своей будущей профессии, объём выполнения задания
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2. Организовывать

Умение

максимально Выставление

собственную деятельность, продуктивно
определять

методы

способы

текущих

оценок

и организовывать

выполнения самостоятельную работу

профессиональных

задач,

оценивать

их

эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, Способность
анализ

и

оценку самостоятельно

Коллоквиумы,
находить, опрос

информации, необходимой анализировать
для постановки и решения структурировать
профессиональных

устный

и
учебный

задач, материал

профессионального

и

личностного развития.
ПК 1.1. Целостно

и Детальное

изучение Выставление

грамотно воспринимать и исполняемого репертуара
исполнять

музыкальные

произведения,
самостоятельно овладевать
хоровым

и

репертуаром.
16

ансамблевым

оценок

текущих

ПК 1.2. Осуществлять

Владение

исполнительскую

основами профессии .

деятельность

практическими Коллоквиумы,

устный

опрос

и

репетиционную

работу

условиях

в

концертной

организации, в хоровых и
ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольный, Способность
ансамблевый,

хоровой изучать

овладевать, Выставление

текущих

вокально-хоровые оценок

исполнительский репертуар. произведения
соответствующего

уровня

сложности.
ПК 1.4. Использовать
комплекс

Грамотно

музыкально- освоенный

исполнительских
для

достижения исполнительских средств

выразительности
со

в
стилем

музыкального произведения

17

комплекс оценок

средств музыкально-

художественной
соответствии

использовать Выставление

текущих

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».