Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОД 02.04 Муз. литература МЗМ

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по

специальности

(специальностям)

среднего

профессионального

образования (далее СПО) 53.02.08. Звукооператорское мастерство
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской хоровой
колледж
Разработчики:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель ГБПОУ СО Свердловский
мужской хоровой колледж

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

12

ОСВОЕНИЯ

14

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности (специальностям) СПО
Звукооператорское мастерство.
1.2. Место дисциплины в структуре
образовательной программы:
Профильные учебные дисциплины.

основной

профессиональной

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
формирование у учащихся ясного представления о процессе развития
музыкального искусства.
Задачами курса являются • расширить общий гуманитарный кругозор учащихся;
• содействовать формированию музыкального вкуса учащихся;
• способствовать осознанию преемственность изучаемого периода истории
музыки с предшествующими эпохами и стилями; учить пониманию
музыкальных явлений в контексте художественной эпохи, исторического
процесса и в неразрывной связи с другими видами искусств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с литературными источниками и нотным материалом;
в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и
творчестве композиторов;
делать общий исторический обзор, разбирать конкретное музыкальное
произведение;
определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;
применять основные музыкальные термины и определения из смежных
музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные этапы развития музыки, формирование национальных
композиторских школ;
условия становления музыкального искусства под влиянием
религиозных, философских идей, а также общественно-политических
событий;
этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и
формирование современного русского музыкального стиля;
4

основные направления, проблемы и
современного музыкального искусства.

тенденции

развития

русского

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин
федерального компонента среднего (полного) общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.4. Обеспечивать звуковое сопровождение музыкального и
зрелищного мероприятия.
ПК 1.9. Владение культурой устной и письменной речи,
профессиональной терминологией.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное произведение в единстве и
взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и
жанровых предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.2. Воспроизводить художественный образ в записи на основе
знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические,
формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального
языка).
ПК 2.3. Работать в непосредственном контакте с исполнителем над
интерпретацией музыкального произведения.
ПК 2.4. Аранжировать музыкальные произведения с помощью
компьютера, использовать компьютерную аранжировку при звукозаписи.
ПК 2.5. Исполнять на фортепиано различные произведения
классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы.
ПК 3.2. Исполнять обязанности руководителя творческого коллектива,
включая организацию его работы, планирование деятельности и анализ ее
результатов.
ПК 3.4. Использовать различные приемы сбора и распространения
информации с целью популяризации и рекламы деятельности учреждений
образования и культуры.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 486 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 324 часов;
самостоятельной работы обучающегося 162 часов.

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа

Объем часов
486
324
11
162
162

Итоговая аттестация в форме экзамена

6

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной
дисциплины
№ темы и
наименование

Объем
часов

Уро
вен
ь
осв
оен
ия

7

1

9

1

И. С. Бах. Жизненный и творческий
путь. Инструментальная музыка.
Вокально-инструментальные
сочинения.

15

1

К. В. Глюк. Жизненный и
творческий путь.
Опера «Орфей».
Венская классическая школа. Й.
Гайдн. Жизненный и творческий
путь. Симфонии. Оратория
«Времена года».

5

1

8

1

В. А. Моцарт. Жизненный и
творческий путь.
Оперы. Симфонии. «Реквием».
Л. В. Бетховен. Жизненный и
творческий
путь. Сонаты. Симфонии.
Увертюра «Эгмонт».
Музыкальный романтизм.
Музыкальный романтизм в
литературе и музыке.
Ф. Шуберт. Жизненный и
творческий путь.

11

1

10

1

4

1,2

12

1

Содержание учебно-тематического
материала, самостоятельная
работа, контрольные мероприятия

Курс СПО
1 курс
1. Зарубежная музыка Зарубежная музыкальная
эпохи Возрождения и
литература. Вводная
Барокко.
Беседа. Зарубежная музыка эпохи
Возрождения и Барокко.
2. Муз.литература
Муз.литература ХУП-ХУШ в.в. Г.
ХУП-ХУШ в.в.
Гендель. Жизненный и творческий
Г.Гендель.
путь. Оратория «Самсон».
Инструментальные сочинения.
3.
И. С. Бах.

4.
К. В. Глюк.

5.
Й. Гайдн.

6.
В. А. Моцарт

7.
Л. В. Бетховен.

8.
Музыкальный
романтизм.

9.
Ф. Шуберт.

7

10.
К. М. Вебер.

11.
Ф. Мендельсон.

12.
Р. Шуман.

13.
Дж.Россини.

14.
Ф.Шопен.

15.
Ф. Лист.

16.
Г.Берлиоз.

17.
Р. Вагнер.

18.
И. Брамс.

Песни. Вокальный цикл.
«Прекрасная
мельничиха». Вокальный цикл
«Зимний
путь». Песни из сборника
«Лебединая песня».
Инструментальные произведения.
6
К. М. Вебер. Жизненный и
творческий путь.
Опера «Вольный стрелок».
5
Ф. Мендельсон. Жизненный и
творческий
путь. Фортепианные сочинения.
Симфонические произведения.
12
Р. Шуман. Жизненный и
творческий путь.
Фортепианные сочинения.
Вокальный цикл
«Любовь поэта».
4
Дж. Россини. Жизненный и
творческий путь. Опера
«Севильский цирюльник».
108
Итого за 1 курс
54
Самостоятельная работа
Контрольные мероприятия:
1 семестр Экзамен
зачет
2 семестр
2 курс
Ф. Шопен. Жизненный и
творческий путь.
Фортепианные сочинения.
Ф. Лист. Жизненный и творческий
путь.
Фортепианные сочинения.
Симфонические
Сочинения. Песни.
Г. Берлиоз. Жизненный и
творческий путь.
Симфонии.
Р. Вагнер. Жизненный и
творческий путь.
Оперная реформа.
И. Брамс. Жизненный и творческий
путь.
Симфония № 4.

1
1

1

1

12

1

12

1

5

1

10

1

5

1

8

19.
Дж. Верди.

20.
Французская
музыкальная
культура. 2 пол.

Дж. Верди. Жизненный и
творческий путь.
Оперное творчество.
Французская музыкальная
культура. 2 пол.
XIX в. Ш. Гуно. Опера «Фауст».

16

1

5

1

Ж. Бизе. Жизненный и творческий
путь.
Опера «Кармен». «Арлезианка».
Чешская музыкальная культура
XIX в.
Б.Сметана. Жизненный и
творческий путь.
Опера «Проданная невеста».
А.Дворжак. Жизненный и
творческий путь. Симфония № 5.
Норвежская муз. культура XIX в.
Э.Григ.
Жизненный и творческий путь.
Музыка к
драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
Музыкальная культура рубежа
Х1Х-ХХ вв.
Музыкальный импрессионизм во
Франции.
К.Дебюсси.
Жизненный и творческий путь.
«Послеполуденный отдых фавна».
Прелюдии. Симфоническое
творчество.
М. Равель. Жизненный и
творческий путь. «Болеро».
Веризм как художественное
направление в
Италии. Дж. Пуччини. Жизненный
и творческий путь. Опера
«Богема».

4

1

2

1

2

1

4

1

10

1,2

8

1

5

1

4

1

XIX в.

21.
Ж. Бизе.
22.

Чешская
музыкальная
культура XIX в.
23.
А.Дворжак.
24.
Норвежская муз.
культура XIX в.

25.
Музыкальная
культура рубежа
Х1Х-ХХ вв.

26.
М. Равель.

27.
Веризм.

28.
Поздний романтизм в музыкальной
Поздний романтизм культуре Германии и Австрии.
в музыкальной
Р.Штраус, Г.Вольф, Г.Малер.
культуре Германии
и Австрии.

9

29.
Музыкальный
экспрессионизм

4
Музыкальный экспрессионизм в
Творчестве А. Шенберга, А. Берга,
А. Веберна.
108
Итого за 2 курс
54
Самостоятельная работа
Контрольные мероприятия
1 семестр Экзамен
2 семестр К.работа

3 курс
30.
Русская музыкальная литература
Русская музыкальная
XVII, XVIII и I п. XIX вв.
литература XVII, XVIII Особенности. Стили и жанры.
и I п. XIX вв.
Композиторы.
31.
Выдающиеся русские композиторы
Русские
современники М. Глинки (А.
композиторы
Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев,
современники
А. Верстовский).

1
54

10

1,2

6

1

15

1

7

1

2

1,2

2

1

9

3

12

1

М.Глинки

М.И.Глинка.
Жизненный и творческий путь.
Оперы «Иван
Сусанин», «Руслан и Людмила».
Симфоническое творчество.
Камерновокальное творчество.
33.
А.С.Даргомыжский
А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь.
Романсы и
песни. Опера «Русалка».
34.
Русская музыкальная культура 60Русская
70 гг. XIX
музыкальная
в. А.Н.Серов.
культура 60-70 гг.
XIX в.
35.
А.Г.Рубинштейн. Жизненный и
А.Г.Рубинштейн.
творческий путь. Опера «Демон».
36.
А.Г.Рубинштейн. Жизненный и
А.Г.Рубинштейн.
творческий
путь. Симфоническое творчество.
(Увертюра на темы 3-х русских
песен»). Фортепианная
фантазия «Исламей». Романсы.
37.
А.П.Бородин. Жизненный и
А.П.Бородин.
творческий путь. Симфония № 2
(«Богатырская»).
32.
М.И.Глинка.

10

38.
М.П.Мусоргский.

39.
Н.А.Римский Корсаков.

40.
П.И.Чайковский

Опера «Князь Игорь»,
Романсы и песни.
М.П.Мусоргский. Жизненный и
12
творческий путь. Опера «Борис
Годунов». Вокальное творчество.
16
Н.А.Римский - Корсаков.
Жизненный и творческий путь.
Оперное творчество: «Снегурочка»,
«Садко»,
«Царская невеста», «Сказание о
невидимом
граде Китеже и деве Февронии»
(фрагменты).
Симфоническое творчество.
«Шехерезада».
Романсы.
17
П.И.Чайковский.
Жизненный и творческий путь.
Симфоническое
творчество.
Увертюра-фантазия
«Ромео
и
Джульетта». Симфонии №№ 1, 4, 5,
6. Оперное творчество, «Евгений
Онегин», «Пиковая дама».
Балеты. Камерно-вокальное
творчество.
108
Итого за 3 курс
54
Самостоятельная работа
Контрольные мероприятия
1 семестр Экзамен
2 семестр К.работа
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка (всего):
Самостоятельная учебная
нагрузка (всего):
Всего по курсу:

1
1

1

324
162
486

1 курс

№

Тема

Количес
тво
часов

Д/З
В. Галацкая, Б. Левик
«Музыкальная литература
зарубежных стран». Т.1-3

1.

Зарубежная музыкальная литература.

1 ч.

Том 1
Стр. 3
11

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Вводная беседа.
Зарубежная музыка эпохи Возрождения.
Зарубежная музыка эпохи Барокко.
Опера эпохи Барокко.
Инструментальная музыка эпохи Барокко.
Органная музыка эпохи Барокко.
Клавирная музыка эпохи Барокко.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 4
Стр. 6-26
Стр. 26-52
Стр. 53-55
Стр. 56-64
Стр. 64-70

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Музыкальная литература ХVII-ХVIII вв.
Г. Гендель. Жизненный путь.
Г. Гендель. Творческий путь.
Г. Гендель. Ораториальное творчество.
Г. Гендель. Оратория «Самсон».
Г. Гендель. Инструментальные сочинения.
Г. Гендель. Кончерто – гроссо
Г. Гендель. Органные концерты.
Г. Гендель. Контрольная работа №1

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 200-204
Стр. 205-221
Стр. 221-228
Стр. 229-230
Стр. 231-250
Стр. 250-251
Стр. 257-258
Стр. 251-252
Стр. 252-257

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 71-97
Стр. 98-104
Стр. 105-108
Стр. 128-132
Стр. 141-168
Стр. 169-179
Стр. 132-134
Стр. 134-135
Стр. 135-141
Стр. 108-128
Стр. 110-111
Стр. 179-180

29.
30.
31.

И. С. Бах. Жизненный путь.
И. С. Бах. Творческий путь.
И. С. Бах. Инструментальная музыка.
И. С. Бах. Клавирное творчество.
И. С. Бах. ХТК I, II том.
И. С. Бах. Хроматическая фантазия и фуга.
И. С. Бах. Французские сюиты.
И. С. Бах. Английские сюиты.
И. С. Бах. Концерты.
И. С. Бах. Органные циклы.
И. С. Бах. Хоральные прелюдии.
И. С. Бах. Вокально-инструментальные
сочинения.
И. С. Бах. «Кофейная кантата»
И. С. Бах. «Страсти по Матфею».
И. С. Бах. Месса си минор.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

32.
33.
34.
35.
36.

К. В. Глюк. Жизненный путь.
К. В. Глюк. Творческий путь.
Оперная реформа К.В. Глюка.
К. В. Глюк. «Орфей». Содержание.
К. В. Глюк. «Орфей». Основные сцены.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 181
Стр. 181-190
Стр. 190-199
Том 2
Стр. 33-40
Стр. 41-43
Стр. 44-56
Стр. 58-59
Стр. 60-81

37.

Венская классическая школа.

1 ч.

Стр. 5-32
12

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Й. Гайдн. Жизненный путь.
Й. Гайдн. Творческий путь.
Й. Гайдн. Симфонии.
Й. Гайдн. Симфония «Прощальная».
Й. Гайдн. Симфония № 103.
Й. Гайдн. Симфония № 104.
Й. Гайдн. Оратория «Времена года».

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 92-100
Стр. 100-125
Стр. 126-142
Стр. 133-136
Стр. 142-153
Стр. 153-157
Стр. 175-191

45.
46.
47.
48.

В. А. Моцарт. Жизненный путь.
В. А. Моцарт. Творческий путь.
В. А. Моцарт. Оперы.
В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро».
Характеристика героев.
В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро». Основные
сцены.
В. А. Моцарт. «Дон Жуан».
В. А. Моцарт. «Волшебная флейта».
В. А. Моцарт. Симфонии.
В. А. Моцарт. Симфония № 40.
В. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер».
В. А. Моцарт. «Реквием».

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 192-225
Стр. 234-236
Стр. 236-240
Стр. 240-267

1 ч.

Стр. 268-285

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 286-307
Стр. 307-318
Стр. 319-324
Стр. 325-340
Стр. 340-354
Стр. 225-233

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 131

1 ч.

Стр.132

68.
69.

Л. В. Бетховен. Жизненный путь.
Л. В. Бетховен. Творческий путь.
Л. В. Бетховен. Сонаты № 1, 5, 8.
Л. В. Бетховен. Сонаты № 14, 17.
Л. В. Бетховен. Сонаты № 21, 23.
Л. В. Бетховен. Симфония № 3,5
Л. В. Бетховен. Симфония № 6.
Л. В. Бетховен. Симфония № 9.
Л. В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Контрольная работа №2 по творчеству
венских классиков.
Музыкальный романтизм. Историческая
характеристика.
Музыкальный романтизм. Культурная
характеристика.
Музыкальный романтизм в литературе.
Музыкальный романтизм в музыке.

Том 3
Стр. 5-39
Стр. 39-46
Стр. 46-56
Стр. 57-68
Стр. 68-83
Стр. 83-97
Стр. 98-106
Стр. 107-112
Стр. 112-130
Стр. 126-130

1 ч.
1 ч.

Стр.134
Стр.135

70.

Ф. Шуберт. Жизненный путь.

1 ч.

Стр. 135-159

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

13

Ф Шуберт. Творческий путь.
Ф. Шуберт. Песни.
Ф. Шуберт. Вокальный цикл. «Прекрасная
мельничиха».
Ф. Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь».
Ф. Шуберт. Песни из сборника «Лебединая
песня».
Ф. Шуберт. Инструментальные
произведения.
Ф. Шуберт. Вальсы.
Ф. Шуберт. Экспромты.
Ф. Шуберт. Музыкальные моменты.
Ф. Шуберт. Фантазия «Скиталец».
Ф. Шуберт. Симфония № 8.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 159-162
Стр. 163-178
Стр. 178-190

1 ч.
1 ч.

Стр. 191-201
Стр. 201-204

1 ч.

Стр. 204-211

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 206-211
Стр. 206-211
Стр. 206-211
Стр. 206-211
Стр. 211-221

К. М. Вебер. Жизненный путь.
К. М. Вебер. Творческий путь.
К. М. Вебер. «Вольный стрелок» - первая
романтическая опера.
К. М. Вебер. «Вольный стрелок».
Содержание.
К. М. Вебер. «Вольный стрелок». Главные
герои.
Контрольная работа №3 по творчеству
Шуберта и Вебера.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 269-272
Стр. 272-282
Стр. 282-309

1 ч.

Стр. 284-286

1 ч.

Стр. 287-291

1 ч.

Стр. 294-309

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 310-328
Стр. 328-332
Стр. 332-346
Стр. 346-360

92.

Ф. Мендельсон. Жизненный путь.
Ф. Мендельсон. Творческий путь.
Ф. Мендельсон. Фортепианные сочинения.
Ф. Мендельсон. Симфонические
произведения.
Ф. Мендельсон. «Сон в летнюю ночь».

1 ч.

Стр. 350-355

93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.

Р. Шуман. Жизненный путь.
Р. Шуман. Творческий путь.
Р. Шуман. Фортепианные сочинения.
Р. Шуман. «Карнавал».
Р. Шуман. «Альбом для юношества».
Р. Шуман. «Детские сцены».
Р. Шуман. «Фантастические пьесы»
Р. Шуман. «Симфонические этюды» № 1-6
Р. Шуман. «Симфонические этюды» № 7-12

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 361-389
Стр. 389-393
Стр. 393-422
Стр. 402-418
Стр. 399-402
Стр. 399-402
Стр. 418-422
Стр. 395-396
Стр. 396-399

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.

82.
83.
84.
85.
86.
87.

88.
89.
90.
91.

14

102.
103.
104.

Р. Шуман. Сонаты.
Р. Шуман. «Крейслериана»
Р. Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта».

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 399-402
Стр. 399-402
Стр. 425-446

105.
106.
107.

Дж. Россини. Жизненный путь.
Дж. Россини. Творческий путь.
Дж. Россини. Опера «Севильский
цирюльник».
Зачет.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 222-229
Стр. 229-242
Стр. 242-250

1 ч.

Стр. 250-268

108.

2 курс

№

Тема

Коли
честв
о
часов

Д/З
В. Галацкая, Б. Левик, И.А.
Гивенталь-Л.Д. Щукина
«Музыкальная литература
зарубежных стран». Т.3-6

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь.
Входная контрольная работа №1
Ф. Шопен. Концерты.
Ф. Шопен. Скерцо.
Ф. Шопен. Мазурки.
Ф. Шопен. Полонезы.
Ф. Шопен. Этюды.
Ф. Шопен. Прелюдии.
Ф. Шопен. Ноктюрны.
Ф. Шопен. Вальсы.
Ф. Шопен. Баллады.
Ф. Шопен. Сонаты.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Том 3
Стр. 447-466
Стр. 463-466
Стр. 466-477
Стр. 478-486
Стр. 486-499
Стр. 499-504
Стр. 504-513
Стр. 513-528
Стр. 528-538
Стр. 538-539
Стр. 539-548
Стр. 548-558

15

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Ф. Лист. Жизненный и творческий путь.
Ф. Лист. Характеристика творчества.
Ф. Лист. Фортепианное творчество.
Ф. Лист. Венгерские рапсодии.
Ф. Лист. “Траурное шествие”.
Ф. Лист. Годы странствий. 1 том.
Ф. Лист. Годы странствий. 2 том.
Ф. Лист. Годы странствий. 3 том.
Ф. Лист. Соната си минор.
Ф. Лист. Симфоническое творчество.
Ф. Лист. “Прелюды”.
Ф. Лист. Песни

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Том 4
Стр. 70-103
Стр. 103-107
Стр. 107-108
Стр. 108-121
Стр. 121-138
Стр. 138-141
Стр. 141-146
Стр. 146-148
Стр. 149-156
Стр. 156-158
Стр. 158-174
Стр. 174-185

25.
26.
27.

Г. Берлиоз. Жизненный и творческий путь.
Г. Берлиоз. Характеристика творчества.
Г. Берлиоз. Фантастическая симфония (1, 2
части).
Г. Берлиоз. Фантастическая симфония (3, 4,5
части).
Контрольн6ая работа №2 (Шопен, Лист,
Берлиоз)

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 19-44
Стр. 44-49
Стр. 50-58

1 ч.

Стр. 58-65

1 ч.

Стр. 65-69

Р. Вагнер. Жизненный и творческий путь.
Р. Вагнер. Характеристика творчества.
Р. Вагнер. Оперная реформа
Р. Вагнер. Опера «Тангейзер»
Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин». Содержание.
Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин». Главные
герои.
Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин». Основные
сцены.
Р. Вагнер. Опера «Кольцо нибелунга».
Главные герои.
Р. Вагнер. Опера «Кольцо нибелунга».
Основные сцены.
Р. Вагнер. Опера «Нюрнбергские
мейстерзингеры»

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 184-200
Стр. 200-218
Стр. 219-227
Стр. 228-239
Стр. 480-481
Стр. 239-246

1 ч.

Стр. 246-254

1 ч.

Стр. 255-270

1 ч.

Стр. 270-293

1 ч.

Стр. 293-300

И. Брамс. Жизненный и творческий путь.
И. Брамс. Фортепианное творчество.
И. Брамс. Камерно-инструментальное
творчество.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 301-311
Стр. 312-329
Стр. 329-330

28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.
41.
42.

16

43.
44.

И. Брамс. Симфония № 4 (1, 2 части).
И. Брамс. Симфония № 4 (3, 4 части).

1 ч.
1 ч.

Стр. 330-335
Стр. 335-338

45.
46.

Дж. Верди. Жизненный и творческий путь.
Дж. Верди. Оперное творчество. Оперы 50-х
годов.
Дж. Верди. Оперы 60- годов.
Дж. Верди. Последние оперы.
Дж. Верди. Опера «Отелло».
Дж. Верди. Опера «Фальстаф».
Дж. Верди. Опера «Риголетто». I действие.
Дж. Верди. Опера «Риголетто». II действие.
Дж. Верди. Опера «Риголетто». III действие.
Дж. Верди. Опера «Травиата». I действие.
Дж. Верди. Опера «Травиата». II действие.
Дж. Верди. Опера «Травиата». III действие.
Дж. Верди. Опера «Аида». I действие.
Дж. Верди. Опера «Аида». II действие.
Дж. Верди. Опера «Аида». III действие.
Дж. Верди. Опера «Аида». IV действие

1 ч.
1 ч.

Стр. 356-368
Стр. 368-375

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 375-380
Стр. 380-386
Стр. 386-390
Стр. 390-392
Стр. 392-407
Стр. 407-416
Стр. 416-422
Стр. 422-428
Стр. 428-439
Стр. 439-445
Стр. 445-456
Стр. 456-464
Стр. 464-471
Стр. 471-476

1 ч.
1 ч.

Стр. 18-21

63.
64.
65.

Французская музыкальная культура 2
половины XIX в. Ж. Оффенбах
Французская музыкальная культура 2
половины XIX в. С. Франк
Ш. Гуно. Опера «Фауст». Содержание.
Образы Маргариты и Фауста.
Образы Мефистофеля и Зибеля.

Том 5
Стр. 5-18

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 21-35
Стр. 35-50
Стр. 51-62

66.
67.
68.
69.

Ж. Бизе. Жизненный и творческий путь.
Ж. Бизе. «Арлезианка»
Ж. Бизе. Опера «Кармен» (I, II действие).
Ж. Бизе. Опера «Кармен» (III, IV действие).

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 63-83
Стр. 83-96
Стр. 96-116
Стр. 116-126

70.
71.

Чешская музыкальная культура XIX в.
Б. Сметана. Жизненный и творческий путь.
Опера «Проданная невеста».

1 ч.
1 ч.

Стр. 129-135
Стр. 136-180

72.

А. Дворжак. Жизненный и творческий путь.

1 ч.

Стр. 180-194

47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

61.
62.

17

73.

А. Дворжак. Симфония № 5.

1 ч.

Стр. 194-213

74.
75.
76.

Норвежская музыкальная культура XIX в.
Э. Григ. Жизненный и творческий путь.
Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер
Гюнт».
Контрольная работа №3 по национальным
школам.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 221- 223
Стр. 223-238
Стр. 238-272

1 ч.

Стр. 272-281

Музыкальная культура рубежа Х1Х-ХХ вв.
Музыкальный импрессионизм во Франции.
К. Дебюсси. Жизненный и творческий путь.
К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых
фавна».
К. Дебюсси. Фортепианное творчество.
К. Дебюсси. Прелюдии. Первая тетрадь (1-6)
К. Дебюсси. Прелюдии. Первая тетрадь (712)
К. Дебюсси. Прелюдии. Вторая тетрадь.
К. Дебюсси. Симфоническое творчество.
К. Дебюсси. Ноктюрны

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 285-288
Стр. 288-292
Стр. 292-298

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 321-325
Стр. 325-330
Стр. 330-333
Стр. 333-343

М. Равель. Жизненный и творческий путь.
М. Равель. Характеристика творчества.
М. Равель. «Испанская рапсодия».
М. Равель. Балет «Дафнис и Хлоя».
М. Равель. «Гробница Куперена».
М. Равель. Концерт Соль Мажор.
М. Равель. Концерт Ре Мажор (для левой
руки).
М. Равель. Болеро.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 344-348
Стр. 348-355
Стр. 355-359
Стр. 359-363
Стр. 363-370
Стр. 370-371
Стр. 371-375

1 ч.

Стр. 375-384

1 ч.

Том 7
Стр. 3-13

1 ч.

Стр. 13-26

1 ч.
1 ч.

Стр. 26-40
Стр. 40-46

1 ч.

Стр. 46-54

77.

78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

96.
97.
98.
99.
100.

Веризм как художественное направление в
Италии.
Дж. Пуччини. Жизненный и творческий
путь.
Дж. Пуччини. Характеристика творчества.
Дж. Пуччини. Опера «Богема».
Характеристика главных героев.
Дж. Пуччини. Опера «Богема». Основные
сцены.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 298-299
Стр. 310-313
Стр. 313-321

18

101.
102.
103.
104.

105.
106.
107.
108.

Поздний романтизм в музыкальной культуре
Германии и Австрии.
Р. Штраус. Характеристика творчества.
Г. Вольф. Характеристика творчества.
Г. Малер. Характеристика творчества.

1 ч.

Том 6
Стр. 29-32

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 147-169
Стр. 54-79
Стр. 32-54

Музыкальный экспрессионизм.
А. Шенберг. Характеристика творчества.
А. Берг. А. Веберн.
Контрольная работа №4 (импрессионизм и
экспрессионизм)

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 5-29
Стр. 79-99
Стр. 99-133

3 курс

№

Тема

Количе
ство
часов

Д/З
Рапацкая Л.А. История
русской музыки: От
Древней Руси до
«серебряного века».

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Русская музыкальная литература XVII в.
Партесный концерт.
Русская музыка в эпоху Просвещения.
Кант, как основной жанр светской музыки
Петровской эпохи.
Роговой оркестр.
Входная контрольная работа №1
Музыкальный театр XVIII века. В.
Пашкевич.
Творчество Е. Фомина и Д. Бортнянского.
Хоровое искусство. М. Березовский.
Развитие камерной музыки. Е. Хандошкин.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 40-44
Стр. 45-47
Стр. 48-52
Стр. 54-57

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 57-59
Стр. 60-70
Стр. 71-81

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 82-89
Стр. 90-99
Стр. 100-107

19

11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.
35.
36.
37.

Музыкальное искусство России I половины
XIX в.
Русский классический романс.
Вокальная баллада. А. Верстовский.
А. Алябьев. Творческий облик.
А. Варламов. Творческий облик.
А. Гурилев. Творческий облик.

1 ч.

Стр. 110-112

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 112-114
Стр. 115
Стр. 116-117
Стр. 118-119
Стр. 119-120

М. Глинка. Обзор творчества.
М. Глинка. Жизненный и творческий путь.
Оперное творчество М. Глинки.
М. Глинка. «Иван Сусанин». Содержание.
М. Глинка. «Иван Сусанин». Русский народ
в опере.
М. Глинка. «Иван Сусанин». Образ
Сусанина.
М. Глинка. «Иван Сусанин». Музыка
польских захватчиков.
М. Глинка. «Руслан и Людмила».
Содержание.
М. Глинка. «Руслан и Людмила».
Особенности эпической оперы.
М. Глинка. «Руслан и Людмила».
Характеристика главных героев.
М. Глинка. «Руслан и Людмила». Основные
сцены.
М. Глинка. Симфоническое творчество.
«Камаринская».
М. Глинка. Испанские увертюры.
М. Глинка. «Вальс-фантазия».
Камерно – вокальное творчество М. Глинки.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 121-124
Стр. 124-127
Стр. 128
Стр. 129
Стр. 130

1 ч.

Стр. 131-132

1 ч.

Стр. 133

1 ч.

Стр. 134-138

1 ч.

Стр. 134-138

1 ч.

Стр. 134-138

1 ч.

Стр. 134-138

1 ч.

Стр. 138-139

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 140
Стр. 141
Стр. 142-143

А. Даргомыжский. Обзор творчества.
А. Даргомыжский. Жизненный и творческий
путь.
А. Даргомыжский. Романсы и песни.
А. Даргомыжский. Опера «Русалка». Тема
социального неравенства.
А. Даргомыжский. Опера «Русалка».
Драматургия оперы.
А. Даргомыжский. Опера «Русалка».
Основные сцены.

1 ч.
1 ч.

Стр. 144-145
Стр. 146-148

1 ч.
1 ч.

Стр. 149-152
Стр. 153-156

1 ч.

Стр. 153-156

1 ч.

Стр. 153-156
20

38.

Контрольная работа №2 по творчеству
Глинки и Даргомыжского.

1 ч.

Стр. 153-156

39.

Русская музыкальная культура 60-70 гг.
XIX в.
А. Серов. Творческий облик.

1 ч.

Стр. 158-163

1 ч.

Стр. 164-167

А. Рубинштейн. Жизненный и творческий
путь.
А. Рубинштейн. Опера «Демон».

1 ч.

Стр. 168-169

1 ч.

Стр. 170-171

М. Балакирев. Обзор творчества
М. Балакирев. Жизненный и творческий
путь.
М. Балакирев. Симфоническое творчество.
М. Балакирев. «Увертюра на темы 3-х
русских песен».
М. Балакирев. Увертюра к трагедии «Король
Лир».
М. Балакирев. Симфоническая поэма
«Тамара».
М. Балакирев. Симфоническая картина
«1000 лет» («Русь»).
М. Балакирев. Фортепианная фантазия
«Исламей».
М. Балакирев. Романсы.

1 ч.
1 ч.

Стр. 172
Стр. 173

1 ч.
1 ч.

Стр. 174-176
Стр. 174-176

1 ч.

Стр. 174-176

1 ч.

Стр. 174-176

1 ч.

Стр. 174-176

1 ч.

Стр. 177

1 ч.

Стр. 177

А. Бородин. Обзор творчества.
А. Бородин. Жизненный и творческий путь.
А. Бородин. Опера «Князь Игорь».
Содержание.
А. Бородин. Опера «Князь Игорь».
Характеристика главных героев.
А. Бородин. Опера «Князь Игорь».
Персонажи древнерусского мира.
А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Картины
половецкого стана.
А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Основные
сцены.
А. Бородин. Симфония № 2. Скрытая
программа.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 181-183
Стр. 183-185
Стр. 185-190

1 ч.

Стр. 185-190

1 ч.

Стр. 185-190

1 ч.

Стр. 185-190

1 ч.

Стр. 185-190

1 ч.

Стр. 190-192

40.

41.
42.

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

21

60.
61.
62.
63.

А. Бородин. Симфония № 2. 1 и 2 части.
А. Бородин. Симфония № 2. 3 и 4 части.
А. Бородин. Романсы.
А. Бородин. Песни.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 190-192
Стр. 190-192
Стр. 193-194
Стр. 193-194

64.
65.

М. Мусоргский. Обзор творчества.
М. Мусоргский. Жизненный и творческий
путь.
М. Мусоргский. «Борис Годунов».
Содержание.
М. Мусоргский. Борис Годунов». Образ
народа.
Характеристика образов Гришки Отрепьева
и Пимена.
М. Мусоргский. «Борис Годунов». Образ
Бориса.
М. Мусоргский. «Борис Годунов». Основные
сцены.
М. Мусоргский. Вокальное творчество.
Сатирико-юмористическая сфера вокальной
музыки М. Мусоргского.
М. Мусоргский. «Песни и пляски смерти».
М. Мусоргский. Баллада «Забытый».
М. Мусоргский. Вокальный цикл «Детская».

1 ч.
1 ч.

Стр. 195-197
Стр. 198-201

1 ч.

Стр. 202-207

1 ч.

Стр. 202-207

1 ч.

Стр. 202-207

1 ч.

Стр. 202-207

1 ч.

Стр. 202-207

1 ч.
1 ч.

Стр. 211-213
Стр. 211-213

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 211-213
Стр. 211-213
Стр. 211-213

Н. Римский - Корсаков. Обзор творчества.
Н. Римский - Корсаков. Жизненный и
творческий путь.
Н. Римский - Корсаков. Оперное творчество.
Н. Римский - Корсаков. «Снегурочка».
Содержание.
Н. Римский - Корсаков. «Снегурочка».
Характеристика главных героев.
Н. Римский - Корсаков. «Снегурочка».
Основные сцены.
Н. Римский - Корсаков. «Садко».
Содержание.
Н. Римский - Корсаков. «Садко».
Характеристика главных героев.
Н. Римский - Корсаков. «Садко». Основные
сцены.
Н. Римский - Корсаков. «Царская невеста».
Содержание.
Н. Римский - Корсаков. «Царская невеста».

1 ч.
1 ч.

Стр. 215-218
Стр. 218-222

1 ч.
1 ч.

Стр. 222-239
Стр. 224-227

1 ч.

Стр. 224-227

1 ч.

Стр. 224-227

1 ч.

Стр. 228-230

1 ч.

Стр. 228-230

1 ч.

Стр. 228-230

1 ч.

Стр. 231-232

1 ч.

Стр. 231-232

66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.

22

87.
88.
89.
90.
91.

92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.

Характеристика главных героев.
Н. Римский - Корсаков. «Царская невеста».
Основные сцены.
Н. Римский - Корсаков. «Сказание о
невидимом граде Китеже» (фрагменты).
Н. Римский - Корсаков. «Шехерезада»
(1 и 2 части).
Н. Римский - Корсаков. «Шехерезада»
(3 и 4 части).
Контрольная работа №3 по творчеству
«Могучей кучки»
П. Чайковский. Обзор творчества.
П. Чайковский. Жизненный и творческий
путь.
П. Чайковский. Симфоническое творчество.
П. Чайковский. Симфонии № 1.
П. Чайковский. Симфонии № 4.
П. Чайковский. Симфонии № 5.
П. Чайковский. Симфонии № 6.
П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и
Джульетта».
П. Чайковский. «Евгений Онегин».
Характеристика главных героев.
П. Чайковский. «Евгений Онегин».
Основные сцены.
П. Чайковский. «Пиковая дама».
Содержание.
П. Чайковский. «Пиковая дама».
Характеристика главных героев.
П. Чайковский. «Пиковая дама». Основные
сцены.
П. Чайковский. Камерно-вокальное
творчество.
П. Чайковский. Балет «Щелкунчик».
П. Чайковский. Балет «Спящая красавица»,
«Лебединое озеро».
Контрольная работа №4 по творчеству
Чайковского

1 ч.

Стр. 231-232

1 ч.

Стр. 236-239

1 ч.

Стр. 240-242

1 ч.

Стр. 240-242

1 ч.

Стр. 243-244

1 ч.
1 ч.

Стр. 245-247
Стр. 248-249

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Стр. 250-262
Стр. 251-252
Стр. 253-255
Стр. 256-258
Стр. 258-261
Стр. 261-262

1 ч.

Стр. 263-266

1 ч.

Стр. 263-266

1 ч.

Стр. 267-271

1 ч.

Стр. 267-271

1 ч.

Стр. 267-271

1 ч.

Стр. 275-276

1 ч.
1 ч.

Стр. 271-273
Стр. 271-273

1 ч.

23

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран.
Выпуск I. М.: Музыка, 1978. — 366 с.
2. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск
II. М.: Музыка, 1975. - 304 с.
3. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран.
Выпуск III. М.: Музыка, 1974. — 560 с.
4. Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск
IV. Изд. 5. М., "Музыка", 1973. - 493 с.
5. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск
V. М.: Музыка, 1972. — 391 с.
6. Гивенталь И., Щукина Л., Ионин Б. (сост.) Музыкальная
литература зарубежных стран. Выпуск VI. М.: Музыка, 1994. —
478 с.
7. Гивенталь И., Щукина Л., Ионин Б. (сост.) Музыкальная
литература зарубежных стран. Выпуск VII. М.: Музыка. — 2000.
— 448 с.
8. Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до
Серебряного века. Учебное пособие для студ. педагогических
высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 384 с.
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
1.
В процессе изучения данного курса учащиеся должны
овладеть следующими основными знаниями, умениями и навыками:
1. Умение активно слушать музыку.
2. Знание основных музыкальных выразительных средств, умение их
анализировать в нотном тексте и на слух.
3. Знать характерные особенности основных музыкальных жанров,
умение анализировать жанровую основу музыки.
4. Умение опознавать бытовые жанры при помощи анализа
характерных для каждого жанра выразительных средств (на слух и в
нотном тексте).
24

5. Знание музыкальной терминологии.
6. Знание биографических сведений и основных произведений,
изучаемых композиторов.
7. Знание особенностей основных стилевых направлений, изучаемых в
рамках курса.
8. Знание и определение на слух музыкальных произведений,
изучаемых в рамках курса.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо строго следовать теоретическим
основам, полученным на лекциях. Для усвоения материала рекомендуется
находить принципы формообразования, которые преподаватель объясняет на
лекционных занятиях, находить в произведениях, изучаемых по фортепиано
или специальности. Самостоятельно слушать изученные музыкальные
произведения в разных интерпретациях.
Прослушивание музыкальных произведений, изучаемых по программе и
написание отзыва:
Отзыв о прослушанных произведениях сдается в конце четверти.
8 класс:
1 четверть – 10 часов;
2 четверть – 10 часов;
3 четверть – 14 часов;
4 четверть – 10 часов;
9 класс:
1 четверть – 10 часов;
2 четверть – 10 часов;
3 четверть – 14 часов;
4 четверть – 10 часов;
10 класс:
1 четверть – 10 часов;
2 четверть – 10 часов;
3 четверть – 14 часов;
4 четверть – 10 часов;

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Умения:
работать с литературными
источниками и нотным материалом;
в письменной или устной форме
излагать свои мысли о музыке,
жизни и творчестве композиторов;
делать общий исторический
обзор, разбирать конкретное
музыкальное произведение;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование,
анализ
музыкальных
произведений, музыкальная викторина

определять на слух фрагменты
того или иного изученного
произведения;
применять основные
музыкальные термины и
определения из смежных
музыкальных дисциплин при
анализе (разборе) музыкальных
произведений;
В результате освоения дисциплины Тестирование
обучающийся должен знать:
основные этапы развития
музыки, формирование
национальных композиторских
школ;
условия становления
музыкального искусства под
влиянием религиозных,
философских идей, а также
общественно-политических
событий;
этапы исторического развития
отечественного музыкального
искусства и формирование
26

современного русского
музыкального стиля;
основные направления, проблемы и
тенденции
развития
русского
современного
музыкального
искусства.
анализ
музыкальных
Владение следующими общими и Тестирование,
произведений,
музыкальная
викторина
профессиональными
компетенциями:
ОК 12. Использовать умения
и знания профильных дисциплин
федерального компонента среднего
(полного) общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.4. Обеспечивать
звуковое
сопровождение
музыкального и зрелищного
мероприятия.
ПК 1.9. Владение культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией.
ПК 2.1. Анализировать
музыкальное
произведение
в
единстве и взаимообусловленности
формы и содержания, историкостилистических
и
жанровых
предпосылок, метроритма, тембра,
гармонии.
ПК
2.2.
Воспроизводить
художественный образ в записи на
основе
знаний
специфики
музыкального
языка
(ладовые,
метроритмические,
формообразующие, гармонические,
фактурные свойства музыкального
языка).
ПК 2.3. Работать
в
непосредственном
контакте
с
исполнителем над интерпретацией
музыкального произведения.
ПК 2.4. Аранжировать
музыкальные
произведения
с
помощью
компьютера,
27

использовать
компьютерную
аранжировку при звукозаписи.
ПК
2.5.
Исполнять
на
фортепиано
различные
произведения
классической,
современной и эстрадно-джазовой
музыкальной литературы.
ПК
3.2.
Исполнять
обязанности
руководителя
творческого коллектива, включая
организацию
его
работы,
планирование
деятельности
и
анализ ее результатов.
ПК 3.4.
Использовать
различные
приемы
сбора
и
распространения информации с
целью популяризации и рекламы
деятельности
учреждений
образования и культуры.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».