Рабочая программа учебной дисциплины разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
(далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего
профессионального
образования
(далее
СПО)
53.02.08.
Звукооператорское мастерство
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской
хоровой колледж.
Разработчик:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель
Свердловский мужской хоровой колледж.
ГБПОУ
СО
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
стр.
4
СОДЕРЖАНИЕ
7
ПРОГРАММЫ
19
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
32
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
сольфеджио
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности (специальностям) СПО 53.02.08.
Звукооператорское мастерство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Целью курса является:
Цель курса: развитие и стилевое воспитание профессионального
слуха музыканта.
Под профессиональным слухом понимается способность
дифференцированного восприятия и воспроизведения
интонационно-ладовых, метроритмических, композиционноагогических особенностей музыкального текста и на этой основе –
способность распознавать музыкальные стили, находить адекватную
эмоционально-выразительную и смысловую интонационную
интерпретацию.
Задачи курса:
• умение читать любой музыкальный текст в рамках композиторских
стилей XVIII – начала XX веков;
• знание методики интонирования (внутренне и вслух)
художественного музыкального текста;
• умение анализировать внутренним слухом интонационные
трудности и находить решения для их преодоления при исполнении;
• приобретение адаптации в сольном и ансамблевом певческом
исполнительстве;
• умение координировать пение и игру на инструменте (соло и
«аккомпанемент» – в одном лице);
• умение транспонировать (пение, игра);
• знание различные типов письма (гомофония, гармония, полифония)
и особенностей их исполнения;
• овладение техникой записи одноголосия и многоголосия.
4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
сольфеджировать любой голос двух, -трехголосного музыкального
примера, исполняя остальные голоса на фортепиано;
сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от
жанровых особенностей музыкального примера;
записывать музыкальные построения средней трудности,
используя навыки слухового анализа;
гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах, включая
полифонические жанры;
слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки;
доводить предложенный мелодический или гармонический
фрагмент до законченного построения;
применять навыки владения элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;
демонстрировать навыки выполнения различных форм развития
музыкального слуха в соответствии с программными требованиями;
выполнять теоретический анализ музыкального произведения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
особенности ладовых систем;
основы функциональной гармонии;
закономерности формообразования;
формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ,
интонационные
упражнения, сольфеджирование.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
владеть
следующими
общими
и
профессиональными
компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать
решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с
коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
5
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.4. Обеспечивать звуковое сопровождение музыкального и
зрелищного мероприятия.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное произведение в единстве
и взаимообусловленности формы и содержания, историкостилистических и жанровых предпосылок, метроритма, тембра,
гармонии.
ПК 2.3. Работать в непосредственном контакте с исполнителем
над интерпретацией музыкального произведения.
ПК 3.5. Осуществлять управление процессом эксплуатации
звукотехнического оборудования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 429 часов, в том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 286
часов;
самостоятельной работы обучающегося 143 часа.
6
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа
429
286
10
14
143
143
Итоговая аттестация в форме экзамена
7
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной
дисциплины
I курс
№ и название темы
Содержание учебнотематического материала,
самостоятельная работа,
контрольные мероприятия
Натуральный мажор.
Тональности с 1 ключевым
знаком. Поступенное
движение в мелодии.
Опевание.Размер 2/4.
Основные длительности.
Три вида минора. Тональности
с 1 ключевым знаком.
Главные
трезвучия.
Построение и пение. Четыре
вида трезвучия.
Простые интервалы от звука
Размер ¾, 4/4. Более сложные
виды длительностей. Четверть с
точкой. Пунктирный ритм.
Объем
часов
Уровень
освоения
6 ч.
2
6 ч.
2
5 ч.
2
6 ч.
9 ч.
2
2
6. Тональности.
Квинтовый круг тональностей.
Тональности до 3 знаков при
ключе.
11 ч.
2
7. Обращение
трезвучий.
8. Гармонические
обороты.
9. Транспозиция.
Трезвучия и их обращения.
10 ч.
2
Гармонические
обороты.
Аккордовые последовательности.
Транспозиция. Определение.
Виды транспозиции.
Увеличенные и уменьшенные
интервалы. Тритоны.
Характерные интервалы.
Всего за год:
Самостоятельная работа:
Контрольно- зачетные
мероприятия:
1 семестр
2 семестр
7 ч.
2
3 ч.
2
9 ч.
2,3
1. Мажор.
2. Минор.
3. Аккорд.
4. Интервал.
5. Ритмическое
деление.
10. Увеличенные и
уменьшенные
интервалы.
72 ч.
35 ч.
Экзамен
зачет
8
II курс
№ и название
темы
Содержание учебнотематического материала,
самостоятельная работа,
контрольные мероприятия
1.
Квинтовый Квинтовый круг тональностей.
круг
Три вида мажора, три вида
тональностей.
минора в тональностях до 7
знаков.
2. Диатоника.
Диатоника. Определение.
Пятиступенные диатонические
лады.
Семиступенные диатонические
лады.
Диатонические лады мажорного
наклонения. Диатонические лады
минорного наклонения.
Диатонические интервалы.
Характерные интервалы
семиступенных диатонических
ладов.
Диатонические лады в слуховом
анализе.
Диатонические лады в диктанте.
Диатонические лады в
интонационных упражнениях.
3. Интервалы.
Простые интервалы. Тритоны и
характерные интервалы в
тональностях до 7 знаков.
Составные интервалы. Слуховой
анализ и пение.
5. Аккорды.
Четыре вида трезвучий.
Секстаккорды и
квартсекстаккорды главных
ступеней. Построение и пение в
тональности и от звука.
6. Проходящие и Проходящие и вспомогательные
вспомогательные квартсекстаккорды. Проходящий
квартсекстаккорд оборот. Понятие.
ы.
Вспомогательные
квартсекстаккорды.
Вспомогательный оборот.
Понятие.
Объем
часов
Уровень
освоения
3 ч.
2
10 ч.
2
12 ч.
2
7 ч.
2
8 ч.
9
6. Доминантовый
септаккорд и его
обращения.
7. Гармонический
мажор.
8.
Ритмические
трудности.
9. Хроматическая
гамма.
10.. Двухголосие.
Квартсекстаккорды в нотном
тексте. Аккордовые
последовательности.
Доминантовый септаккорд и его
обращения. Доминантсептаккорд
с секстой. Доминантовый
септаккорд в слуховом анализе.
Доминантовый септаккорд в
диктанте.
Обращения доминантсептаккорда
в слуховом анализе.
Доминантовый терцквартаккорд в
проходящем обороте.
Доминантсептаккорд с секстой в
мажоре.
Доминантсептаккорд с секстой в
миноре.
Доминантсептаккорд с секстой в
слуховом анализе.
Гармонический мажор.
Гармонический мажор в слуховом
анализе.
Гармонический мажор в
музыкальных примерах.
Гармонический мажор в
интонационных упражнениях.
Гармонический мажор в диктанте.
Размер 3/8. Основные
ритмические фигуры. Размер 6/8.
Группировка, основные
ритмические фигуры Триоль.
Синкопа. Основные виды синкоп.
Хроматизм. Хроматическая гамма
в мажоре и миноре.
Параллельное и косвенное
движение голосов.
Полифоническое двухголосие.
Канон. «Золотой» ход валторн.
Всего за год:
Самостоятельная работа:
Контрольно- зачетные
мероприятия:
1 семестр
2 семестр
10 ч
4 ч.
2
8 ч.
2
4 ч.
6 ч.
2
72 ч.
35 ч.
Экзамен
зачет
10
№ и название темы
1. Септаккорд VII
ступени
и
его
обращения
в
мажоре и миноре.
2. Септаккорд II
ступени
и
его
обращения
в
мажоре и миноре.
3. Нонаккорды II и
V ступеней.
4.
Натуральный
минор
и
фригийские
обороты.
5. Диатнонические
секвенции.
III курс
Содержание учебнотематического материала,
самостоятельная работа,
контрольные мероприятия
Септаккорд VII ступени и его
обращения в мажоре и миноре.
Обращения септаккорд VII
ступени.
Септаккорд VII ступени в мажоре.
Септаккорд VII ступени в миноре.
Септаккорд VII ступени в
музыкальных примерах.
Септаккорд VII ступени в
слуховом анализе.
Септаккорд VII ступени в
диктанте.
Септаккорд VII ступени в
интонационных упражнениях.
Септаккорд II ступени и его
обращения в мажоре и миноре.
Обращения септаккорда II
ступени.
Септаккорд II ступени в мажоре.
Септаккорд II ступени в миноре.
Септаккорд II ступени в
музыкальных примерах.
Септаккорд II ступени в слуховом
анализе.
Септаккорд II ступени в диктанте.
Септаккорд II ступени в
интонационных упражнениях.
Нонаккорды II и V ступеней.
Нонаккорд II ступени в мажоре.
Нонаккорд II ступени в миноре.
Нонаккорд V ступени в мажоре.
Нонаккорд V ступени в миноре.
Натуральный минор и фригийские
обороты. Фригийские обороты.
Особенности применения.
Фригийские обороты. Построение.
Фригийские обороты. Пение
четырехголосно.
Диатнонические секвенции.
Диатонические секвенции.
Объем
часов
Уровень
освоения
8 ч.
2
8 ч.
2
4 ч.
2
4 ч.
2
3 ч.
2
11
Построение.
Диатонические секвенции в
сольфеджировании.
6. Септаккорды и Септаккорды побочных ступеней.
нонаккорды
Нонаккорды побочных ступеней.
побочных
ступеней.
7.
Альтерация Альтерация. Альтерированная
аккордов.
гамма. Альтерация аккордов.
Трезвучие и септаккорд II
низкой ступени. Альтерация
аккордов субдоминантовой
группы. Альтерация аккордов
доминантовой группы.
8. Отклонения в Отклонения в тональности первой
тональности
степени родства. Первая степень
первой
степени родства тональностей.
родства.
Способы отклонения.
Отклонения в первую степень
родства. Построение.
Отклонения в первую степень
родства. Пение одноголосно.
Отклонения в первую степень
родства. Пение аккордовых
последовательностей.
9. Лады с двумя Лады с двумя увеличенными
увеличенными
секундами. Мажор с двумя
секундами.
увеличенными секундами.
Построение.
Мажор с двумя увеличенными
секундами. Пение.
Минор с двумя увеличенными
секундами. Построение.
Минор с двумя увеличенными
секундами. Пение.
10. Искусственные Искусственные
лады.
лады.
Симметричные
лады:
увеличенный и уменьшенный.
Целотонная
гамма.
«Гамма
Римского-Корсакова».
11.
Контрольно- Контрольно-зачетные
зачетные
мероприятия. Подготовка к
мероприятия.
зачету.
Всего за год:
3 ч.
2
14 ч.
2
5 ч.
2
5 ч.
2
9 ч.
2
9 ч.
2,3
72 ч.
12
Самоятостоятельная работа:
Контрольно - зачетные
мероприятия:
1 семестр
2 семестр
35 ч.
Экзамен
зачет
IV курс
№ и название темы Содержание учебнотематического материала,
самостоятельная работа,
контрольные мероприятия
1. Хроматические
секвенции.
Эллипсис.
Органный пункт.
Хроматические секвенции.
Понятие.
Хроматические секвенции.
Анализ нотных примеров.
Эллипсис. Понятие.
Эллипсис. Анализ нотных
примеров.
Органный пункт. Понятие.
Органный пункт. Анализ нотных
примеров.
2. Модуляции в Модуляции в тональности первой
тональности
степени родства. Анализ
первой
степени модуляций в нотном тексте.
родства.
Построение модуляций.
Модуляция в тональность V
ступени.
Модуляция в тональность IV
ступени.
Модуляция из мажора в
тональность III ступени.
Модуляция из мажора в
тональность II ступени.
Модуляция из минора в
тональность VII ступени.
Модуляция из минора в
тональность VI ступени.
Модуляция в одноименную
тональность.
Пение модуляций
четырехголосно.
Объем
часов
6 ч.
2
12 ч.
2
13
Пение модуляций от нижнего
голоса к верхнему.
3. Модуляция в Поступенная модуляция в
отдаленные
отдаленные тональности
тональности.
Вторая степень родства
тональностей.
Третья степень родства
тональностей.
Модуляция во вторую степень
родства тональностей.
Модуляция в третью степень
родства тональностей.
Пение модуляций в отдаленные
тональности.
Анализ модуляций в отдаленные
тональности.
4.
Энгармоническая модуляция.
Энгармоническая
Анализ энгармонических
модуляция.
модуляций.
Построение энгармонических
модуляций.
Пение энгармонических
модуляций четырехголосно.
Пение энгармонических
модуляций от нижнего голоса к
верхнему.
Энгармоническая модуляция в
диктанте.
Энгармоническая модуляция в
слуховом анализе.
5.
Ладовые Ладовые структуры музыки 20
структуры музыки века.
20 века.
Диатонические лады в русской
музыке 20 века.
Диатонические лады в
зарубежной музыке 20 века.
Четвертитоновые техники.
Четвертитоновые техники в
музыкальных примерах.
Двенадцатитоновая техника А.
Шенберга. История.
Двенадцатитоновая техника А.
Шенберга. Основные черты.
Алеаторический квадрат.
Анализ алеаторических
7 ч.
2
7 ч.
2
10 ч.
2
14
произведений.
Лады О. Мессиана.
6.
Контрольно- Контрольно-зачетные
зачетные
мероприятия. Подготовка к
мероприятия.
итоговому экзамену.
Всего за год:
Самостоятельная работа:
Контрольно - зачетные
мероприятия:
1 семестр
2 семестр
28 ч.
2,3
70 ч.
38 ч.
Контроль
ный урок
экзамен
1 курс
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Натуральный мажор. Тональность До мажор.
Тональность Фа мажор.
Тональность Соль мажор.
Устойчивые и неустойчивые ступени.
Опевание.
Размер 2/4. Основные длительности.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ I ч. № 88
КФ I ч № 92
КФ I ч № 93
КФ I ч № 95
КФ I ч № 99
КФ I ч № 102
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Минор.
Три вида минора.
Натуральный минор.
Гармонический минор.
Мелодический минор.
Минорные тональности с 1 ключевым знаком.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ II ч № 37
КФ I ч № 105
КФ II ч № 38
КФ I ч № 108
КФ I ч № 109
КФ I ч № 110
13.
14.
15.
16.
17.
Четыре вида трезвучия.
Мажорное и минорное трезвучия.
Увеличенное и уменьшенное трезвучия.
Главные трезвучия в мажоре.
Главные трезвучия в миноре.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ II ч № 40
КФ II ч № 41
КФ I ч № 111
КФ I ч № 115
КФ II ч № 43
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Интервал понятие.
Чистые интервалы.
Малые и большие интервалы.
Построение интервалов вверх.
Построение интервалов вниз.
Контрольная работа №1 «Построение
интервалов».
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ I ч № 118
КФ I ч № 120
КФ I ч № 123
КФ II ч № 44
КФ I ч № 126
КФ I ч № 127
15
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Размер 3/4.
Дирижирование в размере 3/4.
Размер 4/4.
Дирижирование в размере 4/4.
Четверть с точкой.
Четверть с точкой в разных рамерах.
Пунктирный ритм.
Пунктирный ритм в диктанте.
Пунктирный ритм в пении.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ I ч № 129
КФ I ч № 130
КФ II ч № 46
КФ I ч № 131
КФ I ч № 132
КФ I ч № 134
КФ II ч № 48
КФ I ч № 137
КФ I ч № 139
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Квинтовый круг тональностей с диезами.
Квинтовый круг тональностей с бемолями.
Тональность Ре мажор.
Тональность Си бемоль мажор.
Тональность Ля мажор.
Тональность Ми бемоль мажор.
Тональность си минор.
Тональность соль минор.
Тональность фа диез минор.
Тональность до минор.
Контрольная работа №2 «Знаки в тональностях».
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ II ч № 49
КФ I ч № 142
КФ II ч № 52
КФ I ч № 145
КФ I ч № 146
КФ II ч № 53
КФ I ч № 147
КФ I ч № 150
КФ II ч № 55
КФ I ч № 152
КФ I ч № 153
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Обращение. Понятие.
Обращение трезвучий.
Обращение тонического трезвучия.
Обращение субдоминантового трезвучия.
Обращение доминантового трезвучия.
Построение секстаккордов от звука.
Построение квартсекстаккордов от звука.
Сектаккорд в диктанте.
Квартсекстаккорд в диктанте
Контрольная работа №3 по теме: «Обращения
трезвучий».
Гармонический оборот. Понятие.
Плагальный гармонический оборот.
Автентический гармонический оборот.
Полный гармонический оборот.
Кадансовый гармонический оборот.
Аккордовая последовательность в мажоре.
Аккордовая последовательность в миноре.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ II ч № 56
КФ II ч № 57
КФ I ч № 157
КФ I ч № 158
КФ I ч № 160
КФ I ч № 161
КФ II ч № 59
КФ I ч № 163
КФ I ч № 164
КФ I ч № 165
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ II ч № 60
КФ II ч № 62
КФ I ч № 166
КФ I ч № 168
КФ II ч № 63
КФ I ч № 169
КФ I ч № 170
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ II ч № 65
КФ I ч № 172
КФ I ч № 173
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61. Транспозиция. Определение.
62. Виды транспозиции.
63. Контрольный урок №4 по теме «Транспозиция».
16
64. Увеличенные и уменьшенные интервалы.
65. Тритоны. Понятие.
66. Тритоны в мажоре.
67. Тритоны в миноре.
68. Характерные интервалы.
69. Характерные интервалы в мажоре.
70. Пение тритонов.
71. Пение характерных интервалов.
72 Зачет.
2 курс
1. Входная контрольная работа №1
2. Три вида мажора во всех тональностях.
3. Три вида минора во всех тональностях.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
КФ I ч № 175
КФ I ч № 177
КФ II ч № 68
КФ I ч № 180
КФ I ч № 181
КФ II ч № 70
КФ I ч № 182
КФ I ч № 184
КФ I ч № 185
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 192
КФ I ч № 193
КФ II ч № 71
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Диатоника. Определение.
Пятиступенные диатонические лады.
Семиступенные диатонические лады.
Диатонические лады мажорного наклонения.
Диатонические лады минорного наклонения.
Диатонические интервалы.
Характерные интервалы диатонических ладов.
Диатонические лады в слуховом анализе.
Диатонические лады в диктанте.
Контрольная работа №2 «Диатонические лады»
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 194
КФ I ч № 195
КФ II ч № 72
КФ I ч № 196
КФ I ч № 197
КФ I ч № 198
КФ II ч № 74
КФ I ч № 200
КФ I ч № 202
КФ II ч № 75
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Простые интервалы от звука и в тональности.
Тритоны в мажоре до 7 знаков.
Тритоны в миноре до 7 знаков.
Тритоны в диктанте.
Характерные интервалы в мажоре до 7 знаков.
Характерные интервалы в миноре до 7 знаков.
Характерные интервалы в диктанте.
Составные интервалы. Определение.
Построение составных интервалов вверх.
Построение составных интервалов вниз.
Слуховой анализ составных интервалов.
Составные интервалы в диктанте.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 203
КФ I ч № 204
КФ II ч № 76
КФ I ч № 205
КФ I ч № 206
КФ II ч № 77
КФ I ч № 208
КФ I ч № 209
КФ II ч № 78
КФ II ч № 79
КФ I ч № 210
КФ I ч № 212
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Четыре вида трезвучий. Построение от звука.
Четыре вида трезвучий в тональности.
Пение четырех видов трезвучий.
Секстаккорды главных ступеней.
Квартсекстаккорды главных ступеней.
Слуховой анализ секстаккордов.
Слуховой анализ квартсекстаккордов.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ II ч № 80
КФ II ч № 81
КФ I ч № 213
КФ I ч № 215
КФ II ч № 82
КФ I ч № 216
КФ I ч № 217
17
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Проходящий квартсекстаккорд. Понятие.
Проходящий оборот в мажоре.
Проходящий оборот в миноре.
Построение проходящих оборотов.
Вспомогательный квартсекстаккорд. Понятие.
Вспомогательный оборот в мажоре.
Вспомогательный оборот в миноре.
Построение вспомогательных оборотов.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 218
КФ II ч № 83
КФ I ч № 219
КФ I ч № 222
КФ I ч № 223
КФ II ч № 85
КФ II ч № 86
КФ I ч № 224
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 225
КФ I ч № 226
КФ II ч № 87
КФ I ч № 227
КФ I ч № 228
КФ I ч № 230
КФ II ч № 88
КФ II ч № 89
КФ I ч № 231
КФ I ч № 232
51.
52.
53.
54.
Доминантовый септаккорд. Понятие.
Доминантовый септаккорд в мажоре.
Доминантовый септаккорд в миноре.
Обращения Д7 - аккорда.
Д5/6 – аккорд.
Д3/4– аккорд.
Д2– аккорд.
Разрешение Д7 и его обращение.
Пение Д7 и его обращение.
Контрольная работа по теме «Д7 и его
обращения».
Гармонический мажор. Построение.
Гармонический мажор в слуховом анализе.
Гармонический мажор в музыкальных примерах.
Гармонический мажор в диктанте.
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 233
КФ II ч № 90
КФ I ч № 235
КФ I ч № 236
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
Размер 3/8. Определение.
Основные ритмические фигуры в размере 3/8.
Диктант в размере 3/8.
Размер 6/8. Определение.
Основные ритмические фигуры в размере 6/8.
Диктант в размере 6/8.
Триоль.
Синкопа.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 238
КФ II ч № 92
КФ II ч № 93
КФ I ч № 240
КФ I ч № 241
КФ I ч № 242
КФ II ч № 95
КФ I ч № 244
63.
64.
65.
66.
Хроматизм понятие.
Хроматическая гамма. Правило построения.
Хроматическая гамма в мажоре.
Хроматическая гамма в миноре.
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 245
КФ I ч № 247
КФ II ч № 96
КФ I ч № 248
67.
68.
69.
70.
71.
Двухголосие.
Параллельное движение в двухголосии.
Косвенное движение в двухголосии.
Полифоническое двухголосие.
Канон. «Золотой» ход валторн.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ II ч № 97
КФ II ч № 98
КФ II ч № 100
КФ II ч № 99
КФ II ч № 101
18
72. Зачет.
3 курс
1. Септаккорд VII ступени в мажоре и миноре.
2. Входящая контрольная работа №1.
3. Обращения септаккорда VII ступени в мажоре.
4. Обращения септаккорда VII ступени в миноре.
5. Септаккорд VII ступени в музыкальных
примерах.
6. Септаккорд VII ступени в слуховом анализе.
7. Септаккорд VII ступени в диктанте.
8. Септаккорд VII ступени в интонационных
упражнениях.
1ч
КФ II ч № 105
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 290
КФ I ч № 292
КФ II ч № 97
КФ I ч № 296
КФ I ч № 299
1ч
1ч
1ч
КФ II ч № 98
КФ I ч № 301
КФ I ч № 302
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Септаккорд II ступени в мажоре.
Септаккорд II ступени в миноре.
Обращения септаккорда II ступени в мажоре.
Обращения септаккорда II ступени в миноре.
Септаккорд II ступени в музыкальных примерах.
Септаккорд II ступени в слуховом анализе.
Септаккорд II ступени в диктанте.
Контрольная работа №2 «Септаккорд II ступени»
1 ч КФ I ч № 303
1 ч КФ II ч № 99
1 ч КФ I ч № 304
1 ч КФ I ч № 306
1 ч КФ II ч № 100
1 ч КФ I ч № 308
1 ч КФ I ч № 309
1 ч КФ II ч № 101
17.
18.
19.
20.
Нонаккорд II ступени в мажоре.
Нонаккорд II ступени в миноре.
Нонаккорд V ступени в мажоре.
Нонаккорд V ступени в миноре.
1 ч КФ I ч № 311
1 ч КФ I ч № 313
1 ч КФ II ч № 104
1 ч КФ I ч № 314
21.
22.
23.
24.
Натуральный минор и фригийские обороты.
Фригийские обороты. Особенности применения.
Фригийские обороты. Построение.
Фригийские обороты. Пение четырехголосно.
1 ч КФ I ч № 315
1 ч КФ II ч № 105
1 ч КФ II ч № 106
1 ч КФ I ч № 326
25. Диатонические секвенции. Построение.
26. Диатонические секвенции в сольфеджировании.
27. Диатонические секвенции в диктанте.
1 ч КФ I ч № 328
1 ч КФ II ч № 107
1 ч КФ II ч № 111
28. Септаккорды побочных ступеней. Построение.
29. Септаккорды побочных ступеней в
сольфеджировании.
30. Нонаккорды побочных ступеней.
1ч
1ч
31.
32.
33.
34.
Альтерация аккордов. Понятие.
Трезвучие II низкой ступени.
Септаккорд II низкой ступени.
Альтерация аккордов S группы.
КФ I ч № 329
КФ I ч № 330
1 ч КФ II ч № 112
1 ч КФ I ч № 331
1 ч КФ I ч № 334
1 ч КФ I ч № 337
1 ч КФ II ч № 113
19
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Альтерация аккордов II ступени в мажоре.
Альтерация аккордов II ступени в миноре.
Альтерация аккордов IV ступени в мажоре.
Альтерация аккордов IV ступени в миноре.
Альтерация аккордов D группы.
Альтерация аккордов V ступени в мажоре.
Альтерация аккордов V ступени в миноре.
Альтерация аккордов VII ступени в миноре.
Пение альтерированных аккордов.
Контрольная работа №3 по теме «Альтерация».
45. Первая степень родства тональностей.
46. Способы отклонения.
47. Отклонения в первую степень родства.
Построение.
48. Отклонения в первую степень родства. Пение
одноголосно.
49. Отклонения в первую степень родства. Пение
аккордовых последовательностей.
50. Лады с двумя увеличенными секундами.
Определение.
51. Мажор с двумя увеличенными секундами.
Построение.
52. Мажор с двумя увеличенными секундами. Пение.
53. Минор с двумя увеличенными секундами.
Построение.
54. Минор с двумя увеличенными секундами. Пение.
1 ч КФ I ч № 338
1 ч КФ I ч № 339
1 ч КФ I ч № 340
1 ч КФ II ч № 114
1 ч КФ II ч № 118
1 ч КФ I ч № 341
1 ч КФ I ч № 344
1 ч КФ I ч № 345
1 ч КФ II ч № 119
1 ч КФ I ч № 351
1 ч КФ I ч № 352
1 ч КФ I ч № 356
1 ч КФ II ч № 120
1 ч КФ II ч № 121
1ч
КФ I ч № 359
1ч
КФ I ч № 361
1ч
КФ I ч № 365
1 ч КФ II ч № 122
1 ч КФ I ч № 366
1ч
КФ I ч № 367
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Искусственные лады. Определение.
Симметричные лады. Определение.
Увеличенный лад. Построение.
Увеличенный лад. Пение.
Уменьшенный лад. Построение.
Уменьшенный лад. Пение.
Целотонная гамма.
«Гамма Римского-Корсакова».
Искусственные лады в музыке.
1 ч КФ I ч № 368
1 ч КФ II ч № 123
1 ч КФ II ч № 124
1 ч КФ I ч № 369
1 ч КФ I ч № 370
1 ч КФ I ч № 371
1 ч КФ II ч № 125
1 ч КФ I ч № 375
1 ч КФ I ч № 376
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
Повторение. Септаккорды.
Повторение. Отклонение.
Повторение. Альтерация.
Подготовка к зачету. Диктант.
Подготовка к зачету. Слуховой анализ.
Подготовка к зачету. Пение.
Повторение. Лады с двумя увеличенными
1 ч КФ I ч № 377
1 ч КФ II ч № 126
1 ч КФ I ч № 378
1 ч КФ I ч № 380
1 ч КФ I ч № 381
1 ч КФ I ч № 382
1 ч КФ I ч № 383
20
секундами.
71. Повторение. Симметричные лады.
72. Зачет.
4 курс
1. Хроматические секвенции. Понятие.
2. Хроматические секвенции. Анализ нотных
примеров.
3. Эллипсис. Понятие.
4. Эллипсис. Анализ нотных примеров.
5. Входящая контрольная работа №1
6. Органный пункт. Анализ нотных примеров.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Модуляции в тональности I степени родства.
Анализ модуляций в нотном тексте.
Построение модуляций.
Модуляция в тональность V ступени.
Модуляция в тональность IV ступени.
Модуляция из мажора в тональность III ступени.
Модуляция из мажора в тональность II ступени.
Модуляция из минора в тональность VII ступени.
Модуляция из минора в тональность VI ступени.
Модуляция в одноименную тональность.
Пение модуляций четырехголосно.
Контрольная работа №2 по теме «Модуляция».
1 ч КФ II ч № 127
1 ч КФ II ч № 128
1ч
1ч
КФ I ч № 385
КФ I ч № 386
1 ч КФ II ч № 130
1 ч КФ I ч № 387
1 ч КФ I ч № 388
1 ч КФ II ч № 138
1 ч КФ I ч № 390
1 ч КФ I ч № 391
1 ч КФ I ч № 392
1 ч КФ II ч № 139
1 ч КФ I ч № 394
1 ч КФ I ч № 396
1 ч КФ II ч № 140
1 ч КФ I ч № 398
1 ч КФ I ч № 409
1 ч КФ II ч № 141
1 ч КФ I ч № 411
1 ч КФ I ч № 413
19. Поступенная модуляция в отдаленные
тональности.
20. Вторая степень родства тональностей.
21. Третья степень родства тональностей.
22. Модуляция во II степень родства тональностей.
23. Модуляция в III степень родства тональностей.
24. Пение модуляций в отдаленные тональности.
25. Анализ модуляций в отдаленные тональности.
1 ч КФ II ч № 144
Энгармоническая модуляция.
Анализ энгармонических модуляций.
Построение энгармонических модуляций.
Пение энгармонических модуляций
четырехголосно.
30. Пение энгармонических модуляций от нижнего
голоса к верхнему.
31. Энгармоническая модуляция в диктанте.
32. Контрольная работа №3 по теме:
1 ч КФ II ч № 157
1 ч КФ II ч № 161
1 ч КФ I ч № 429
1 ч КФ I ч № 430
26.
27.
28.
29.
1 ч КФ I ч № 414
1 ч КФ I ч № 415
1 ч КФ II ч № 145
1 ч КФ II ч № 156
1 ч КФ I ч № 426
1 ч КФ I ч № 428
1 ч КФ II ч № 162
1ч
1ч
КФ I ч № 431
КФ I ч № 434
21
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
«Энгармоническая модуляция».
Ладовые структуры музыки 20 века.
Диатонические лады в русской музыке 20 века.
Диатонические лады в зарубежной музыке 20
века.
Четвертитоновые техники.
Четвертитоновые техники в музыкальных
примерах.
Двенадцатитоновая техника А. Шенберга.
История.
Двенадцатитоновая техника А. Шенберга.
Основные черты.
Алеаторический квадрат.
Анализ алеаторических произведений.
Лады О. Мессиана.
Повторение пройденного материала. Диктант.
Слуховой анализ интервалов.
Слуховой анализ аккордов.
Чтение с листа.
Проверка одноголосия.
Слуховой анализ аккордовых
последовательностей.
Слуховой анализ тональностей.
Слуховой анализ ладов.
Слуховой анализ интервалов.
Слуховой анализ аккордов.
Контрольная работа № 4 по теме: «Слуховой
анализ интервалов и аккордов».
Пение модуляций в тональность V ступени в
мажоре.
Пение модуляций в тональность V ступени в
миноре.
Пение модуляций в тональность IV ступени в
мажоре.
Пение модуляций в тональность IV ступени в
миноре.
Пение модуляций из мажора в тональность III
ступени в мажоре.
Пение модуляций из мажора в тональность III
ступени в миноре.
Пение модуляций из мажора в тональность II
ступени.
Пение модуляций из минора в тональность VII
ступени.
1 ч КФ I ч № 436
1 ч КФ II ч № 168
1 ч КФ I ч № 437
1ч
1ч
КФ I ч № 439
КФ I ч № 440
1 ч КФ II ч № 174
1 ч КФ II ч № 178
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 441
КФ I ч № 443
КФ I ч № 445
1 ч КФ II ч № 179
1 ч КФ I ч № 451
1 ч КФ I ч № 452
1 ч КФ I ч № 454
1 ч КФ II ч № 180
1 ч КФ II ч № 181
1 ч КФ I ч № 459
1 ч КФ I ч № 461
1 ч КФ I ч № 465
1 ч КФ II ч № 192
1 ч КФ I ч № 466
1ч
КФ I ч № 467
1ч
КФ I ч № 470
1 ч КФ II ч № 193
1 ч КФ II ч № 194
1ч
КФ I ч № 479
1ч
КФ I ч № 490
1ч
КФ I ч № 511
1 ч КФ II ч № 200
22
62. Пение модуляций из минора в тональность VI
ступени.
63. Пение модуляций из мажора в параллельную
тональность.
64. Пение модуляций из минора в параллельную
тональность.
65. Пение модуляций в отдаленные тональности.
66. Гармонический анализ произведений.
67. Анализ периодов нормативных.
68. Анализ периодов с модуляцией.
69. Анализ периодов неделимых на предложения.
70. Анализ периодов неповторного строения.
1ч
КФ I ч № 515
1ч
1ч
КФ I ч № 516
КФ I ч № 527
КФ I ч № 528
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
КФ I ч № 529
КФ I ч № 530
КФ I ч № 532
КФ I ч № 534
КФ I ч № 535
КФ I ч № 538
23
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1. Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. Ч. 1.
Диатоника. / Рец.: Ю.Н. Рагс, М.А. Этингер, С.Е. Оськина : Учеб. / Мво культуры РФ. - М., 1994. - 144 с.
2. Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. Ч. 2.
Альтерационные лады, особые диатонические и модуляции / Рец.:
Ю.Н. Рагс, М.А. Этингер, С.Е. Оськина : Учеб. / М-во культуры РФ. М., 1994. - 197 с.
3. Драгомиров П.Н. Учебник сольфеджио. М.: Музыка, 2006 г.
4. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты, для учащихся
младших и старших классов ДМШ и ДШИ. М.: 2001 г.
5. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 1. Одноголосие. М., Музыка,
2005.
6. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 2. Двухголосие. М., Музыка,
2006.
7. Бах И.С. Инвенции (двухголосные и трехголосные). М., Музыка, 1991.
8. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М., Музыка, 1990.
9. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. Л.:
Музыка, 1982 г.
10.Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для 3-8 классов
ДМШ. Издательство «Композитор» С-Пб, 1999 г.
11.Фридкин Г. Сборник одноголосных диктантов. М.: Музгиз, 1959.
24
3.3.
Методические рекомендации преподавателям.
1 курс I-II семестр
Вокально - интонационные навыки
Пение:
Трех видов минора и трех видов мажора (натуральный,
гармонический, мелодический).
Главных трезвучий с обращениями во всех тональностях.
Диатонических
ладов
народной
музыки
(лидийского,
миксолидийского, дорийского и
фригийского). Пентатоники (мажорной и минорной).
Мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного трезвучия
ансамблями трехголосно.
Обращений мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного
трезвучия от звука.
Интервалов (отдельно, цепочками, от звука) и их обращений вверх
и вниз.
Разрешения Доминантового трезвучия и его обращений в Т (во всех
тональностях). Доминантсептаккорда и его обращений с
разрешением в Т в тональности и от звука.
Септаккорда II ступени с обращениями и разрешениями через Д 7 в
Т в тональности и от звука.
Септаккорда VII ступени с обращениями и разрешениями через Д 7
в Т в тональности и от звука.
Диатонических секвенций со сложными мелодическими и
ритмическими оборотами.
Характерных интервалов с разрешением во всех тональностях.
Хроматической гаммы в мажоре и в миноре (во всех тональностях).
Альтерированной гаммы в мажоре и миноре. Гармонических
оборотов.
Однотонального периода с отклонениями в тональности I степени
родства в четырехголосном изложении.
Составных интервалов вверх и вниз. Диатонических секвенций
(мелодических и гармонических в четырехголосном изложении).
25
Сольфеджирование
Одноголосие:
Драгомиров П.Н. Учебник сольфеджио.
Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио.
Ч. 1. Диатоника.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 1. Одноголосие
Исполнение романса с несложной аккордовой фактурой и
транспонирование его на 2 м.
Двухголосие: исполнение дуэтами и с фортепиано (один голос
петь, другой играть):
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 2. Двухголосие.
Примеры из полифонической литературы:
Бах И.С. Двухголосные инвенции.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах.
Транспонирование мелодии при чтении с листа одноголосия и
двухголосия на 2 м., 2 б., 3 м., 3 б.
Слуховой анализ
Гаммы (три вида мажора и три вида минора).
Интервалы (простые и составные).
Обращения мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного
трезвучия. Плагальный, автентический и полный обороты.
Доминантсептаккод и его обращения с разрешением в Т в
тональности и от звука.
Септаккорд II ступени с обращениями и разрешением через Д 7 в Т
в тональности и от звука.
Септаккорд VII ступени с обращениями и разрешением через Д 7 в
Т в тональности
и от звука.
Диатонические
лады
народной
музыки
(лидийский,
миксолидийский, дорийский и фригийский). Пентатоника
(мажорная и минорная).
Характерные интервалы с определением тональности по
разрешению.
Определение коротких интервально - аккордовых цепочек ( 3 - 4
созвучия) с последующим их повторением голосом или за
фортепиано.
Определение гармонического плана в прослушанном музыкальном
26
отрывке (однотональный период с отклонениями в тональности I
степени родства).
Определение расположения и мелодического положения аккорда.
Музыкальные диктанты
Письменные одноголосные диктанты (мелодии с усложненной
ритмикой, хроматизмами, отклонениями в тональности I степени
родства повторной и неповторной структуры, 8 - 1 6 тактов).
Письменные ритмические диктанты в сложных размерах ( 4 - 8
тактов).
Письменные двухголосные диктанты с несложной фактурой (4 — 8
тактов).
Письменные гармонические диктанты в объеме оборота в
четырехголосном изложении.
Транспонирование диктантов во все тональности со сменой ключа.
Творческие навыки
Импровизация мелодий с хроматизмами и отклонениями.
Сочинение
мелодий,
интервальных
и
аккордовых
последовательностей в объеме периода.
Подбор аккомпанемента к диктантам или одноголосным номерам,
заданным для сольфеджирования.
Сочинение второго голоса к одноголосным мелодиям.
2 курс. III - IV семестр
Вокально - интонационные навыки
Пение:
Трех видов минора и трех видов мажора от разных ступеней.
Главных трезвучий с обращениями во всех тональностях.
Диатонических ладов народной музыки (ионийского, эолийского,
локрийского, лидийского, миксолидийского, дорийского и
фригийского) от разных ступеней. Пентатоники (мажорной и
минорной) от разных ступеней.
Мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного трезвучия
ансамблями трехголосно.
Обращений мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного
трезвучия от звука вверх и вниз.
Интервалов (отдельно, цепочками, от звука) и их обращений вверх
и вниз. Септаккордов от звука вверх и вниз по одному и
27
квартетами.
Доминантсептаккода и его обращений с разрешением в Т в
тональности и от звука.
Септаккорда II ступени с обращениями и разрешениями через Д 7 в
Т в тональности и от звука.
Септаккорда VII ступени с обращениями и разрешениями через Д 7
в Т в тональности и от звука.
Диатонических и хроматических секвенций со сложными
мелодическими и оборотами.
Характерных интервалов с разрешением во всех тональностях.
Хроматической гаммы в мажоре и в миноре (во всех тональностях)
от разных ступеней.
Альтерированной гаммы в мажоре и в миноре (во всех
тональностях) от разных ступеней.
Плагального,
автентического
и
полного
оборотов:
а)
четырехголосно квартетами, б) пение любого из средних голосов с
одновременной игрой на фортепиано остальных голосов.
Однотонального периода с отклонениями в тональности 1 степени
родства и диатоническими секвенциями в четырехголосном
изложении (по одному и квартетами).
Составных интервалов вверх и вниз.
Диатонических и хроматических секвенций (мелодических и
гармонических).
Сольфеджирование
Одноголосие:
Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио.
Ч. 1. Диатоника.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 1. Одноголосие
Драгомиров П.Н. Учебник сольфеджио.
Исполнение романса с несложной аккордовой фактурой и
транспонирование его на 2 м.
Двухголосие: исполнение дуэтами и с фортепиано (один голос
петь, другой играть):
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 2. Двухголосие.
Примеры из полифонической литературы:
Бах И.С. Двухголосные инвенции.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах.
Закрепление навыка беглого чтения с листа одноголосия.
28
Закрепление навыка беглого чтения с листа двухголосия (дуэтами и
с фортепиано).
Транспонирование одноголосия на любой интервал, двухголосия
на 3 м., 3 б.
Транспонирование мелодии при чтении с листа одноголосия и
двухголосия на 2 м., 2 б., 3 м., 3 б.
Слуховой анализ
Гаммы (три вида мажора и три вида минор).
Интервалы простые и составные, характерные с определением
тональности по разрешению.
Обращения мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного
трезвучия. Доминантсептаккод и его обращения с разрешением в Т
в тональности и от звука. Септаккорд II ступени с обращениями и
разрешением через Д 7 в Т в тональности и от звука.
Септаккорд VII ступени с обращениями и разрешением через Д 7 в
Т в тональности и от звука.
Диатонические лады народной музыки ионийский, эолийский,
локрийский,
лидийский,
миксолидийский,
дорийский
и
фригийский).
Пентатоника (мажорная и минорная).
Определение коротких интервально - аккордовых цепочек ( 3 - 4
созвучия) с последующим их повторением голосом или за
фортепиано.
Определение гармонического плана в прослушанном музыкальном
отрывке (однотональный период с отклонениями в тональности I
степени родства).
Определение расположения и мелодического положения аккорда.
Музыкальные диктанты
Письменные одноголосные диктанты (мелодии с усложненной
ритмикой, хроматизмами, отклонениями в тональности I степени
родства повторной и неповторной структуры, 8 - 1 6 тактов).
Письменный ритмический диктант в сложных размерах ( 4 - 8
тактов).
Письменные двухголосные диктанты с несложной фактурой ( 4 - 8
тактов).
Письменные гармонические диктанты в объеме оборота в
четырехголосном изложении.
Транспонирование диктантов во все тональности со сменой ключа.
29
Творческие навыки
Импровизация мелодий с диатоническими и хроматическими
секвенциями и отклонениями. Сочинение мелодий, интервальных и
аккордовых последовательностей в объеме периода. Сочинение
второго и третьего голоса к одноголосным мелодиям.
Подбор аккомпанемента к диктантам или одноголосным номерам.
3 курс, V - V I семестр
Вокально - интонационные навыки
Пение:
Гамм (натуральной, гармонической, мелодической, дважды
гармонической, хроматической и альтерированной - в мажоре и в
миноре) от разных ступеней во всех тональностях.
Главных трезвучий с обращениями во всех тональностях.
Диатонических ладов народной музыки (ионийского, эолийского,
локрийского, лидийского, миксолидийского, дорийского и
фригийского) от разных ступеней. Пентатоники (мажорной и
минорной) от разных ступеней.
Мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного трезвучия
ансамблями трехголосно.
Обращений мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного
трезвучия от звука вверх и вниз.
Интервалов (отдельно, цепочками, от звука) и их обращений вверх
и вниз Септаккордов от звука вверх и вниз по одному и
квартетами.
Доминантсептаккода и его обращений с разрешением в Т в
тональности и от звука.
Септаккорда II ступени с обращениями и разрешениями через Д 7 в
Т в тональности и от звука.
Септаккорда VII ступени с обращениями и разрешениями через Д 7
в Т в тональности и от звука.
Диатонических и хроматических секвенций со сложными
мелодическими и оборотами.
Характерных интервалов с разрешением во всех тональностях.
Плагального,
автентического
и
полного
оборотов:
а)
четырехголосно квартетами,
б) пение любого из средних голосов с одновременной игрой на
30
фортепиано остальных голосов.
Однотонального периода с отклонениями в тональности 1 степени
родства, с альтерированными аккордами, неаккордовыми звуками,
хроматическими
и
диатоническими
секвенциями
в
четырехголосном изложении: а) по одному, б) четырехголосно
квартетами
в) пение любого из средних голосов с одновременной игрой на
фортепиано остальных голосов.
Простых и составных интервалов от звука вверх и вниз.
Диатонических и хроматических секвенций (мелодических и
гармонических).
Пение аккордовых последовательностей по цифровкам с листа.
Сольфеджирование
Одноголосие:
Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио.
Ч. 2. Альтерационные лады, особые диатонические и модуляции.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 1. Одноголосие
Драгомиров П.Н. Учебник сольфеджио.
Исполнение романса с несложной аккордовой фактурой и
транспонирование его на 2 м.
Двухголосие: исполнение дуэтами и с фортепиано (один голос
петь, другой играть):
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 2. Двухголосие.
Исполнение
вокального
дуэта
с
аккомпанементом
и
транспонирование его на 2 м.
Трехголосие:
И.С. Бах. Трехголосные инвенции (ансамблями из трех человек и с
фортепиано - любой из голосов петь, а остальные играть).
Беглое чтения с листа одноголосия.
Беглое чтение с листа двухголосия (дуэтами и с фортепиано).
Транспонирование одноголосия и двухголосия на любой интервал,
трехголосия на 3 м., 3 б. Транспонирование при чтении с листа
одноголосия, двухголосия и трехголосия на 2 м., 2 б., 3 м. и 3 б.
Слуховой анализ
Гаммы (натуральная, гармоническая, мелодическая, дважды
гармоническая, хроматическая и альтерированная - в мажоре и в
31
миноре).
Интервалы (простые и составные, характерные с определением
тональности по разрешению).
Обращения мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного
трезвучия. Доминантсептаккод и его обращения с разрешением в Т
в тональности и от звука.
Септаккорд II ступени с обращениями и разрешением через Д 7 в Т
в тональности и от звука.
Септаккорд VII ступени с обращениями и разрешением через Д 7 в
Т в тональности и от звука.
Диатонические лады народной музыки (ионийский, эолийский,
локрийский,
лидийский,
миксолидийский,
дорийский
и
фригийский).
Пентатоника (мажорная и минорная).
Определение интервально - аккордовых цепочек ( 4 - 8 созвучий) с
последующим их повторением голосом или за фортепиано.
Определение расположения и мелодического положения аккорда.
Целостный
слуховой
анализ
небольшого
музыкального
произведения гомофонно - гармонической фактуры.
Музыкальные диктанты
Письменные одноголосные диктанты (мелодии с усложненной
ритмикой, хроматизмами, отклонениями в тональности I степени
родства неповторной структуры, 8 - 1 6
тактов). Устные
мелодические, гармонические и ритмические диктанты со всеми
пройденными трудностями.
Письменные ритмические диктанты в сложных размерах ( 8 - 1 6
тактов).
Письменные двухголосные диктанты в полифонической
фактуре
( 4 - 8 тактов).
Письменные трехголосные диктанты в гомофонно - гармонической
фактуре ( 4 - 8 тактов).
Письменные гармонические диктанты в объеме предложения в
четырехголосном изложении.
Транспонирование диктантов во все тональности со сменой ключа.
Творческие навыки
Импровизация мелодий с диатоническими и хроматическими
секвенциями и отклонениями.
Сочинение
мелодий,
интервальных
и
аккордовых
32
последовательностей в объеме периода.
Подбор аккомпанемента к диктантам или одноголосным номерам,
заданным для сольфеджирования.
Сочинение второго и третьего голоса к одноголосным мелодиям.
Импровизация мелодии и аккомпанемента с заданными условиями
(фактура, гармония, мелодия, ритм).
4 курс, VII - VIII семестр
Вокально - интонационные навыки
Пение:
Гамм (натуральной, гармонической, мелодической, дважды
гармонической, хроматической и альтерированной - в мажоре и в
миноре) от разных ступеней во всех тональностях.
Диатонических ладов народной музыки (ионийского, эолийского,
локрийского, лидийского, миксолидийского, дорийского и
фригийского) от разных ступеней. Пентатоники (мажорной и
минорной) от разных ступеней.
Мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного трезвучия
ансамблями трехголосно.
Обращений мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного
трезвучия от звука вверх и вниз.
Интервалов отдельно, цепочками, от звука и их обращений вверх и
вниз. Септаккордов от звука вверх и вниз по одному и квартетами.
Доминантсептаккода и его обращений с разрешением в Т в
тональности и от звука.
Септаккорда II ступени с обращениями и разрешениями через Д 7 в
Т в тональности и от звука.
Септаккорда VII ступени с обращениями и разрешениями через Д 7
в Т в тональности и от звука.
Диатонических и хроматических секвенций со сложными
мелодическими и оборотами.
Характерных интервалов с разрешением во всех тональностях.
Периода, модулирующего в тональности 1, II, III ст. родства, с
альтерированными
аккордами,
неаккордовыми
звуками,
диатоническими
и
хроматическими
секвенциями
в
четырехголосном изложении: а) по одному, б) четырехголосно
квартетами, в) пение любого из средних голосов с одновременной
игрой на фортепиано остальных голосов.
33
Простых и составных интервалов от звука вверх и вниз.
Диатонических и хроматических секвенций (мелодических и
гармонических).
Модулирующего в тональности 1 степени родства периода по
цифровкам с листа. Энгармонического изменения Уменьшенного
Вводного септаккорда с последующим разрешением его через Д7 в
24 тональности.
Сольфеджирование
Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио.
Ч. 2. Альтерационные лады, особые диатонические и модуляции.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 1. Одноголосие
Драгомиров П.Н. Учебник сольфеджио.
Исполнение романса с несложной аккордовой фактурой и
транспонирование его на 2 м.
Двухголосие: исполнение дуэтами и с фортепиано (один голос
петь, другой играть):
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 2. Двухголосие.
Исполнение
вокального
дуэта
с
аккомпанементом
и
транспонирование его на 2 м.
Трехголосие:
И.С. Бах. Трехголосные инвенции (ансамблями из трех человек и с
фортепиано - любой из голосов петь, а остальные играть).
Беглое чтения с листа одноголосия.
Беглое чтение с листа двухголосия (дуэтами и с фортепиано).
Транспонирование одноголосия и двухголосия, трехголосия на
любой интервал. Транспонирование при чтении с листа
одноголосия, двухголосия и трехголосия 3 м. и 3 б.
Слуховой анализ
Гаммы (натуральная, гармоническая, мелодическая, дважды
гармоническая, хроматическая и альтерированная - в мажоре и в
миноре).
Интервалы (простые и составные, характерные с определением
тональности по разрешению).
Обращения мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного
трезвучия. Доминантсептаккод и его обращения с разрешением в Т
в тональности и от звука. Септаккорд II ступени с обращениями и
разрешением через Д 7 в Т в тональности и от звука.
34
Септаккорд VII ступени с обращениями и разрешением через Д 7 в
Т в тональности и от звука.
Диатонические лады народной музыки (ионийский, эолийский,
локрийский,
лидийский,
миксолидийский,
дорийский
и
фригийский).
Пентатоника (мажорная и минорная).
Определение интервально - аккордовых цепочек ( 4 - 8 созвучий) с
последующим их повторением голосом или за фортепиано.
Определение расположения и мелодического положения аккорда.
Целостный
слуховой
анализ
небольшого
музыкального
произведения гомофонно - гармонической фактуры.
Музыкальные диктанты
Письменные одноголосные диктанты (мелодии с усложненной
ритмикой, хроматизмами, скачками, отклонениями в тональности I
степени родства неповторной структуры, 8 - 1 6 тактов).
Устные мелодические, гармонические и ритмические диктанты со
всеми пройденными трудностями.
Письменные ритмические диктанты в сложных размерах (8 — 16
тактов).
Письменные двухголосные диктанты в полифонической фактуре
( 8 - 1 6 тактов).
Письменные трехголосные диктанты в гомофонно - гармонической
или полифонической фактуре ( 8 - 1 6 тактов).
Письменные гармонические диктанты в объеме предложения в
четырехголосном изложении.
Транспонирование диктантов во все тональности со сменой ключа.
Творческие навыки
Импровизация мелодий с альтерированными и хроматическими
ступенями с диатоническими и хроматическими секвенциями и
отклонениями в I, II, III степени родства.
Сочинение
мелодий,
интервальных
и
аккордовых
последовательностей в объеме периода.
Подбор аккомпанемент к диктантам или одноголосным номерам,
заданным для сольфеджирования.
Сочинение второго и третьего голоса к одноголосным мелодиям.
Сочинение мелодии к аккомпанементу.
35
Импровизация мелодии и аккомпанемента с заданными условиями
(фактура, гармония, мелодия, ритм), заменой ключа.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо строго следовать теоретическим
основам, полученным на лекциях. Для усвоения материала рекомендуется
знать правила теории музыки, которые преподаватель объясняет на
лекционных занятиях, находить элементы музыкальной речи в
произведениях, изучаемых по фортепиано или специальности.
Домашнюю работу рекомендуется начинать с заданий, в которых
прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие
музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование).
Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и
сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту
своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано.
Большое влияние оказывает на освоение теоретического материала
творческие задания (сочинение, подбор аккомпанемента, подбор мелодий по
слуху).
Основные формы самостоятельной работы (всего за курс 143 часа:
с I по III курс по 35 часов в год, на IV курсе – 38 часов).
I четверть. Сочинение музыкальных произведений (с I по IV курс - 9 ч.):
в различных формах (в форме периода, в двухчастной форме, в
трехчастной форме, в форме рондо, в форме вариаций);
на разные способы тонального развития (отклонение, модуляция,
сопоставление);
в различных ладах (пентатоника, семиступенные лады, целотонный
лад, дважды увеличенные лады, альтерированные лады);
в разных размерах (простые, сложные, переменные, смешанные
размеры).
II четверть. Подбор по слуху знакомых мелодий, песен, музыкальных
произведений (с I по IV курс - 9 ч.).
III четверть. Подбор аккомпанемента (с I по IV курс – 9 ч.) с
использованием:
главных трезвучий лада и их обращений;
доминантового септаккорда и его обращений;
септаккордов VII ступени и их обращений;
септаккорда II ступени и его обращений;
альтерированных аккордов.
36
IV четверть. Анализ двух музыкальных произведений, изучаемых на уроках
сольфеджио, хора, фортепиано, музыкальной литературы, слушания музыки
(с I по III – 8 часа, IV курс - 11 ч.).
Темы, в которых предлагаются задания для самостоятельной работы
определяет педагог самостоятельно в зависимости от класса и уровня
подготовки учащихся и студентов и в соответствии с примерным
тематическим планом. Самостоятельная работа сдается в конце каждой
четверти.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
сольфеджировать одноголосные
музыкальные примеры;
сольфеджировать любой голос
двух, -трехголосного музыкального
примера, исполняя остальные голоса
на фортепиано;
сочинять подголоски или
дополнительные голоса в
зависимости от жанровых
особенностей музыкального примера;
записывать музыкальные
построения средней трудности,
используя навыки слухового анализа;
гармонизовать мелодии в
различных стилях и жанрах, включая
полифонические жанры;
слышать и анализировать
гармонические и интервальные
цепочки;
доводить предложенный
мелодический или гармонический
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Сольфеджирование, анализ музыкальных
произведений,
построение
изучаемых
элементов
музыкального
языка
самостоятельно,
гармонизация,
музыкальный диктант, слуховой анализ.
37
фрагмент до законченного
построения;
применять навыки владения
элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;
демонстрировать навыки
выполнения различных форм
развития музыкального слуха в
соответствии с программными
требованиями;
выполнять теоретический анализ
музыкального произведения;
Тестирование,
Знания:
произведений.
особенности ладовых систем;
основы функциональной
гармонии;
закономерности
формообразования;
формы развития музыкального
слуха: диктант, слуховой анализ,
интонационные
упражнения,
сольфеджирование.
анализ
музыкальных
Владеть следующими общими и Тестирование,
произведений.
профессиональными
компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и
социальную
значимость
своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы,
оценивать риски и принимать
решения
в
нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять
поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и
решения профессиональных задач,
анализ
музыкальных
38
профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе,
эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя ответственности
за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться
в
условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
ПК 1.4. Обеспечивать
звуковое
сопровождение
музыкального и зрелищного
мероприятия.
ПК 2.1. Анализировать
музыкальное
произведение
в
единстве и взаимообусловленности
формы и содержания, историкостилистических
и
жанровых
предпосылок, метроритма, тембра,
гармонии.
ПК 2.3. Работать
в
непосредственном
контакте
с
исполнителем над интерпретацией
музыкального произведения.
ПК 3.5. Осуществлять
управление
процессом
эксплуатации
звукотехнического
оборудования.
39
40