Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

МДК 02.02.02 Гармония МЗМ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по

специальности

(специальностям)

среднего

профессионального

образования (далее СПО) 53.02.08. Звукооператорское мастерство
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской хоровой
колледж
Разработчики:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель ГБПОУ СО Свердловский
мужской хоровой колледж

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

11

ОСВОЕНИЯ

16

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гармония
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности (специальностям) СПО Звукооператорское мастерство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
_Профессиональный модуль. Музыкально –творческая деятельность
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
освоение изучаемых аккордов и их применение в музыке в соответ-ствии с
функциональной и колористической характеристиками.
Задачами курса являются приобретение навыков:
• гармонизации мелодии и баса;
• анализа музыкального материала с точки зрения связи содержания
произведения и средств выразительности (гармонии – в том числе);
• игры на фортепиано, которая помогает выработке творческого
музыкантского отно-шения к гармонии у студентов исполнительских
специальностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте его содержания;
применять навыки владения элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники, хроматики,
отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;
функциональную систему мажора-минора и особых диатонических
ладов;
выразительные и формообразующие возможности гармонии;
особенности джазовой ладовости, ритма, гармонии, формообразования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
следующими общими и профессиональными компетенциями:
4

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное произведение в единстве и
взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и
жанровых предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.2. Воспроизводить художественный образ в записи на основе
знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические,
формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального
языка).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 296 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 179 часов;
индивидуальной нагрузки 17,5
самостоятельной работы обучающегося 99,5 часов.

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Индивидуальная нагрузка
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа

Объем часов
296
179
13
7
17,5
99,5
99,5

Итоговая аттестация в форме экзамена

6

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
____Гармония____________________________________
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1.
Трезвучия.
Секстаккорды и
квартсекстаккорды.

Тема 2.
Трезвучия и
секстаккорды
побочных ступеней.
Доминантовый
септаккорд.

наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
1 …

Объем часов
3
72
32

Уровень
освоения
4
1

Введение. Склад и фактура. Построение трезвучия.
Соединение главных трезвучий лада кварто-квинтового соотношения.
Соединение трезвучий секундового соотношения. Полный оборот.
Гармонизация мелодии главными трезвучиями. Аккордовые и неаккордовые
звуки. Перемещение аккорда.
Голосоведение. Скачки терцовых тонов.
Гармоническое строение периода. Каденции. Кадансовый квартсекстаккорд.
Секстаккорды главных трезвучий лада. Соединение с трезвучиями при
плавном голосоведении.
Скачки при соединении трезвучий и секстаккордов. Соединение двух
секстаккордов плавно и со скачками.
Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды главных трезвучий лада.

……….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 …

0
3
1
10
40
1

Септаккорды (общая характеристика). Доминантсептаккорд и его обращения.
Скачки при разрешении обращений Д7 внутри построения и основного Д7 в
заключительной каденции.
Полная функциональная система мажора и гармонического минора.
Секстаккорд и трезвучие II ступени.
7

Гармонический мажор.
Трезвучие VI ступени в различных функциональных значениях. Прерванный
оборот. Прерванная каденция и другие способы расширения периода.
Трезвучие и секстаккорд III ступени. Д и Д7 с секстой.
Секстаккорд V II ступени.
Септаккорд II ступени и его обращения.

Раздел 2.
Тема 2.1.
Септаккорды
побочных ступеней.

Тема 2.2.
Альтерация и
модуляция.

……….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 ……

0
2
1
20
72
32
1

Септаккорд VII ступени и его обращения.
Нонаккорды.
Натуральный минор и фригийские обороты.
Диатонические секвенции.
Септаккорды побочных ступеней.
Диатоника в русской музыке.

…….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 …

0
3
2
20
40
1

Альтерация аккордов в ладу. Секстаккорд и трезвучие II низкой ступени.
Альтерированные аккорды субдоминантовой группы (ДД) в каденциях.
Альтерированные аккорды субдоминантовой группы вне каденции.
Типы тональных смен. Отклонения.
Хроматические секвенции. Доминантовые цепочки. Эллипсис.
8

Модуляции в тональности I степени родства.

Раздел 3
Тема 1.
Модуляция в
тональности 1
степени родства..

Тема 2.
Модуляция в
отдаленные
тональности.

…
…….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 …

0
2
2
17
52,5
24
1

Модуляции в тональности I степени родства(Т ступени, III ступени, IV
ступени, VI ступени, V I I натуральной ступени из минора, 11 ступени из
мажора).
Неаккордовые звуки.
Альтерация аккордов доминантовой группы.
Мажоро–минорные системы.

……….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 …

0
2
1
12
28,5
1

Органный пункт.
Модулирующие секвенции.
Аккорды мажоро-минора. Модуляции через трезвучия низких ступеней, через
одноименную тонику.
Родство тональностей. Модуляции на два знака.
Родство тональностей. Постепенная модуляция в отдаленные тональности.
Энгармонические модуляции.
Некоторые особенности гармонии в музыке XX века
Подготовка к зачету. Решение задач. Гармонический анализ.
9

……….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся

0
1
1
1
20,5
Всего:

№

Наименование темы

296

Кол- Д.з
во
часов
По учебнику Б.
Уткин.
Начальный курс
гармонии в
задачах

1.

Введение. Определение понятия «гармония».

1ч.

С.8-9

2.

Склад и фактура. Типы фактуры.

1ч.

С.9-10

3.

Положение аккорда.

1ч.

С.10 – 11

4.

Тесное и широкое расположение.

1ч.

С.10 – 12

5.

Трезвучия в четырехголосии.

1ч.

С.10 – 12

6.

Перемещение трезвучий.

1ч.

С.12-13

7.

Голосоведение.

1ч.

С.13

8.

Соединение трезвучий кварто – квинтового соотношения.

1ч.

С.12-13

9.

Трезвучия секундового соотношения.

1ч.

С.12-13

1ч.

С.14

10. Контрольная работа №1 «Соединение главных трезвучий в

10

четырехголосии».
11. Гармонический оборот.

1ч.

С.14-15

12. Полный оборот.

1ч.

С.14-15

13. Соединение трезвучий секундового соотношения в мажоре.

1ч.

Пример 9

14. Соединение трезвучий секундового соотношения в миноре.

1ч.

15. Гармонизация мелодии главными трезвучиями.

1ч.

Пример
10
С.16-19

16. Зачет.

1ч.

З. №5

17. Аккордовые и неаккордовые звуки.

1ч.

З.№7

18. Особенности гармонизации мелодии в миноре.

1ч.

З.№11

19. Правила голосоведения.

1ч.

З.№12

20. Скачки терцовых тонов. Определение.

1ч.

С.26-27

21. Скачки терцовых тонов в задачах.

1ч.

З.№25

22. Половинная каденция.

1ч.

З.№27

23. Заключительная каденция.

1ч.

№.№32

24. Кадансовыйквартсекстаккорд.

1ч.

С.40-41

25. Секстаккорды главных ступеней.

1ч.

С.43-45
11

26. Соединения секстаккорда с трезвучием.

1ч.

С.44-45

27. Скачки при соединении трезвучия с секстаккордом.

1ч.

З.№82

28. Соединение двух секстаккордов.

1ч.

С.64-66

29. Вспомогательный квартсекстаккорд.

1ч.

С.77

30. Проходящий квартсекстаккорд.

1ч.

С.75-76

31. Обороты со вспомогательнымквартсекстаккордом.

1ч.

З.№168

32. Обороты с проходящимквартсекстаккордом.

1ч.

З.№170

33. Септаккорд. Понятие.

1ч.

С.83-84

34. Доминантовый септаккорд.

1ч.

С.83-86

35. Обращения доминантового септаккорда.

1ч.

С.87-89

36. Разрешение обращений доминантового септаккорда.

1ч.

С.88-89

37. Скачки при разрешении обращений Д7в мажоре.

1ч.

С.92

38. Скачки при разрешении обращений Д7в миноре.

1ч.

З.№204

39. Скачки при разрешении Д7в каденции в мажоре.

1ч.

З.№208

40. Скачки при разрешении Д7 в каденции в миноре.

1ч.

З.№209

41. Контрольная работа №2 по теме: «Доминантовый

1ч.

З.№212
12

септаккорд».
42. Полная функциональная система.

1ч.

З. №213

43. Трезвучие IIступени в мажоре.

1ч.

С.100

44. Трезвучие IIступени в миноре.

1ч.

С.95-97

45. Секстаккорд IIступени в мажоре.

1ч.

З.№215

46. Секстаккорд IIступени в миноре.

1ч.

З.№217

47. Использование аккордов IIступени в мажоре.

1ч.

З.№219

48. Использование аккордов IIступени в миноре.

1ч.

З.№221

49. Гармонический мажор. Аккорды.

1ч.

50. Гармонический мажор. Гармонизация.

1ч.

С.101102
З.№235

51. Трезвучие VI ступени. Понятие.

1ч.

52. Трезвучие VI ступени в прерванном кадансе.

1ч.

С.106107
С108-109

53. Прерванный оборот в мажоре.

1ч.

З№246

54. Прерванный оборот в миноре.

1ч.

З№253

55. Прерванная каденция. Основные аккорды.

1ч.

З.№254

56. Прерванная каденция. Гармонизация.

1ч.

З.№255
13

57. Способы расширения периода. Дополнение.

1ч.

З.№257

58. Способы расширения периода. Расширение.

1ч.

З.№259

59. Трезвучие III ступени в мажоре.

1ч.

З.№266

60. Трезвучие III ступени в миноре.

1ч.

З.№267

61. Д3/5 с секстой.

1ч.

62. Д7 с секстой.

1ч.

С.129130
З.№303

63. Секстаккорд V II ступени в мажоре.

1ч.

64. Секстаккорд V II ступени в миноре.

1ч.

65. Септаккорд IIступени в мажоре.

1ч.

66. Септаккорд IIступени в миноре.

1ч.

67. IIст. квинтсекстаккорд.

1ч.

С.124128
С.124128
С.116119
С.116119
З.№275

68. IIст. терцквартаккорд.

1ч.

З.№276

69. IIст. секундаккорд.

1ч.

З.№277

70. Разрешение II5/6.
71. Разрешение II3/4.
72. Разрешение II2.

1ч.
1ч.
1ч.

З.№278
З.№279
З.№280

14

№

Тема

Часы

Д.з.
Уткин Б.И. Начальный курс
гармонии в задачах: Учеб.-метод.
пособие для муз. училищ. - М.:
Музыка, 2008

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Септаккорд VII ступени
Септаккорд VII ступени. Понятие.
Входящая контрольная работа №1
Септаккорд VII ступени в мажоре.
Септаккорд VII ступени в миноре.
VII7и его разрешение.
VII 5/6 и его разрешение.
VII 3/4 и его разрешение.
VII 2 и его разрешение.
Применение VII7.
Применение обращений VII7.
Гармонизация мелодий с VII7в мажоре.
Гармонизация мелодий с VII7 в миноре.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. с. 124(читать)
Уч. с. 124, пр.51

13.
14.

Нонаккорды
Нонаккорды. Понятие.
Нонаккорды. Правила разрешения.

1 ч.
1 ч.

Уч. с.130(консп.)
Уч. с.130(пр.53.)

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. с.128(консп.)
Уч. с.128(пр.52а)
Уч.с.128(пр.52б)
Уч. с.128(пр.52в)
Уч. З. №302 (1)
Уч. З. №302 (2)

Уч. З.№295(1 пр.)
Уч. З. №295(2 пр.)
Уч. З. №296(1 пр.)
Уч. З. №296(2 пр.)

Уч. З. №297
Уч. З. №298
Уч. З. №299
Уч. З. №230(1 пр.)
Уч. З. №230(2 пр.)

Уч. З. №231

Натуральный минор и фригийские обороты
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Контрольная работа №2 по теме: «VII7».
Натуральный минор. Характерные обороты.
Фригийский оборот. Понятие.
Фригийский оборот. Применение.
Гармонизация фригийского оборота с III3/5.
Гармонизация фригийского оборота
секстаккордами.

15

23.
24.

Гармонизация фригийского оборота с Т7.
Гармонизация фригийского оборота с
обращениями Т7.
Анализ фригийских оборотов в задачах.
Контрольная работа №3 «Фригийский оборот»

25.
26.
27.

Диатонические секвенции
Диатонические секвенции. Понятие.
Диатонические секвенции в задачах.
Диатонические секвенции. Применение.

21.
22.

1 ч.
1 ч.

Уч. З. №303
Уч. З. №304

1 ч.
1 ч.

Уч. З. №305
Уч. З. №306

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №307
Уч. З. №308
Уч. З. №309

Септаккорды побочных ступеней
28.
29.

Септаккорды побочных ступеней в мажоре.
Септаккорды побочных ступеней в миноре.

1 ч.
1 ч.

Уч. с116-117
Уч.с.116 (пр.49)

30.
31.
32.

Диатоника в русской музыке
Диатоника в русской музыке.
Диатоника в нотных примерах.
Особенности гармонизации диатоники.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №273
Уч. З. №274
Уч. З. №275

33.
34.
35.
36.

Альтерация аккордов
Альтерация аккордов в ладу. Понятие.
Секстаккорд и трезвучие II низкой ступени.
Гармонизация с II3/5 и II6 низкой ступенью.
Анализ II3/5 и II6 низкой ступени.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч.с. 146(читать)
Уч. З. №338
Уч. З. №339
Уч. З. №340

1 ч.

Уч. З. №341

Альтерированные субдоминантовой группы в
каденциях.
37.

Альтерация трезвучий II ступени в мажоре.

16

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Альтерация трезвучий II ступени в миноре.
Альтерация трезвучий IV ступени в мажоре.
Альтерация трезвучий IV ступени в миноре.
АльтерацияII7 в мажоре.
АльтерацияII7 в миноре.
Альтерация IV7 в мажоре.
Альтерация IV7 в миноре.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №342
Уч. З. №343
Уч. З. №344
Уч. З. №345
Уч. З. №346
Уч. З. №347
Уч. З. №348

1 ч.
1 ч.

Уч. З. №349
Уч. З. №350

1 ч.

Уч. З. №351

1 ч.

Уч. З. №352

1 ч.

Уч. З. №353

1 ч.

Уч. З. №354

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч.с.160 (конспект)
Уч.с. 161 пр.64
Уч.с. 161 пр.65
Уч.с. 161 пр.66
Уч.с. 161 пр.67
Уч. З. №369

Альтерированные аккорды субдоминантовой
группы вне каденций
45.
46.
47.
48.
49.
50.

51.
52.
53.
54.
55.
56.

Альтерированные аккорды S в экспозиции.
Гармонизация мелодий с альтерированнойS в
экспозиции.
Анализ альтерированных аккордов S группы в
экспозиции.
Альтерированные аккорды Sгруппы в
развивающих оборотах.
Гармонизация мелодий с альтерированной S в
развивающих оборотах.
Анализ альтерированных аккордов S группы в
развивающих оборотах.
Типы тональных смен. Отклонения
Типы тональных смен.
Отклонение. Определение.
Модулирующий аккорд.
Знаки альтерации в модулирующих аккордах.
Анализ отклонений в нотном тексте.
Контрольный урок №4 по теме: «Построение
отклонений».

17

Хроматические секвенции. Доминантовые
цепочки. Эллипсис
Хроматические секвенции.
Доминантовые цепочки.
Эллипсис.
Анализ эллипсиса в нотном тексте.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №391
Уч. З. №392

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №370
Уч. З. №371
Уч. З. №372
Уч. З. №373
Уч. З. №374
Уч. З. №375
Уч. З. №376

68.
69.
70.

Модуляция. Понятие. Модулирующий аккорд.
Тональности 1 степени родства в мажоре.
Тональности 1 степени родства в миноре.
Модуляция вД тональность.
Модуляция в S тональность.
Модуляция в S (гармоническую) тональность.
Модуляция в Д (натуральную) тональность в
миноре.
Модуляция в III ступень.
Модуляция во II ступень мажора.
Модуляция в VII ступень минора.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №377
Уч. З. №378
Уч. З. №379

71.
72.

Модуляция в VI ступень.
Зачет.

1 ч.
1 ч.

Уч. З. №380
Уч. З. №381

57.
58.
59.
60.

Уч. З. №393(1пр)
Уч. З. №393(2пр)

Модуляции в тональность 1 степени родства.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Модуляция в тональность I степени родства

Дубовский, Евсеев,
Способин, Соколов.
Учебник гармонии.

18

1.
2.
3.
4.

Гармонизация модуляций.
Входящая контрольная работа №1
Анализ модуляций в классических
произведениях.
Анализ модуляций в произведениях
романтической эпохи.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§34
§35
Анализ Сонаты
№11 Моцарт
Анализ Прелюдий
Ф. Шопена

Неаккордовые звуки
5.
6.
7.
8.

Неаккордовые звуки. Понятие.
Проходящие неаккордовые звуки.
Вспомогательные неаккордовые звуки.
Предъем. Задержание.Комбиата.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§7Б
§9
§9
§9

Альтерация аккордов доминантовой группы
9.
10.
11.
12.

Альтерация аккордов Д группы.
Основные альтерированные аккорды
доминантовой группы.
Альтерация аккордов Д.
Альтерация аккордов Д в миноре.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§46
§46
§46
§46

Мажоро – минорные системы
13.

Мажоро – минорные системы.

1 ч.

§49
19

14.
15.
16.

Побочные доминанты в мажоро – миноре.
Усложнение мажора.
Усложнение минора.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

§49
§50
§50

Органный пункт
17.
18.

Органный пункт. Виды органного пункта.
Местоположение органного пункта в форме.
Модулирующие секвенции

1 ч.
1 ч.

§48
§48

19.
20.

Модулирующие секвенции. Понятие.
Анализ модулирующих секвенций.

1 ч.
1 ч.

§55
§55

1 ч.
1 ч.

§53
§54

1 ч.

§51

1 ч.

§52

21.
22.

23.

Аккорды мажора – минора. Модуляции
через трезвучия низких ступеней, через
одноименную тонику
Аккорды мажора – минора.
Модуляции через трезвучия низких
ступеней.
Родство тональностей. Модуляции на два
знака
Родство тональностей. Модуляции на два
знака.
Родство тональностей. Поступенная
модуляция в отдаленные тональности

24.

Модуляция в отдаленные тональности.

20

Энгармонические модуляции
25.
26.
27.
28.

Энгармонические модуляции. Понятие.
Энгармонические модуляции через
уменьшенный септаккорд.
Энгармонические модуляции через
доминантовый септаккорд.
Эллипсис.

1 ч.
1 ч.

§57
§57

1 ч.

§58

1 ч.

§56

1 ч.
1 ч.

§59
§59

1 ч.

§60

1 ч.

§60

1 ч.

§60

1 ч.

§60

1 ч.

§60

Некоторые особенности гармонии в музыке
20 века
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Расширенная тональность.
Атональность.
Подготовка к экзамену
Гармонический анализ в музыке эпохи
классицизма.
Гармонический анализ в музыке эпохи
романтизма.
Гармонический анализ в современной
музыке.
Гармонический анализ нормативного
периода.
Гармонический анализ модулирующего
периода.

21

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник
гармонии. - М.: Музыка, 2007. - 480 е., нот.
2. Абызова Е.Н. Гармония: Учебник. - М.: Музыка, 1996. - 383 е., нот.
3. Мясоедов А.Н. Учебник гармонии. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1983. 319 е., нот
4. Степанов А. Гармония. - М.: Музыка, 1971.-240 е., нот
5. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии. - 3-е изд., доп. - М.:
Музыка, 1986.-478 с.
6. Коберниченко Н.М. «Правила по теории музыки и гармонии»,
сертифицированное учебное пособие, Екатеринбург, 2005.
Сборники задач:
7. Алексеев Б.К. Задачи по гармонии. - М.: Музыка, 1968. - 228 с.
8. Аренский А. Сборник задач (1000) для практического изучения
гармонии. - М.: Музыка, 1965
9. Зелинский В. Курс гармонии в задачах. Диатоника. - 2-е изд. - М.:
Музыка, 1982.-292 с.
10. Ю. Кириллова В., Наумов Л., Степанов А., Таранущенко В.
Практические задания к курсу гармонии. - Ч. 1, 2-е изд., доп. - М.: ГМПИ им.
Гнесиных, 1976 – 45 с.
11. Можжевелов Б. Мелодии для гармонизации. - Л.: Музыка, 1982. 135 с.
12. Мутли А. Сборник задач по гармонии. - 6-е изд. - М.: Музыка, 1979.
- 149с.
13. Мясоедов А. Задачи по гармонии. - Зе изд. - М.: Музыка, 1981. - 80
с.
Сборники упражнений по игре на фортепиано в курсе гармонии
14. Максимов С., Упражнения по гармонии на фортепиано. - В 3 ч. М.: Музыка, 1976 – 288 с.
15. Мясоедова Н., Мясоедов А. Пособие по игре на фортепиано в курсе
гармонии. - М.: Музыка 1986.
16. Ю. Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. М.: Сов. Композитор, 1989. - 56 с.
22

Пособия по гармоническому анализу
17. Берков В. Пособие по гармоническому анализу. - 2-е изд. М.:Музгиз, 1960. - 172 с.Привано Н. Хрестоматия по гармонии. - Ч. 1, 2, 3. М.: Музыка, 1967, 1969, 1972
18. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому
анализу. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1978. - 287 с.
Дополнительные источники:
19. Мюллер Т. Гармония. - М.: Музыка, 1976. - 286 е., нот.
20. Мясоедов А. О гармонии русской музыки (корни национальной
специфики). - М.: Преет, 1998. - 141 е., нот.
21. Степанов А. Методика преподавания гармонии. - М.: Музыка, 1984.
- 135 е., нот.
22. Холопов
Ю. Гармонический анализ. - В 3-х частях. - Ч. I. - М.:
1996. - 96 е., нот.
23. Холопов
Ю. Гармония. Теоретический курс. - М.: Музыка,
1988. - 511 е.,
нот.
24. Холопов Ю. Задания по гармонии. - М.: Музыка, 1983. - 287 е., нот.
25. Добкина Ю.А. Конспекты по гармонии. Учебно-методическое
пособие с практическим приложением, С. –П., Композитор,1994.
26. Мясоедов А. Задачи по гармонии. М., Музыка, 1974.
27. Тюлин Ю., Привано Н. Задачи по гармонии. М., Музгиз, 1960.
28. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник
гармонии. М., Музгиз, 1956.
29. Берков В., Степанов А. Задачи по гармонии. М., Музыка, 1973.
30. Потапова И. Ю. Гармония. Обучающие и контрольно – проверочные
материалы. Учебно–методическое пособие., Екатеринбург, 2006.
31. Уткин Б. Начальный курс гармонии в задачах: Учебно –
методическое пособие. – М.,Музыка,2008 г.
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
Основными формами работы в курсе гармонии являются изложение
теоретического материала, письменные задания на гармонизацию
мелодических фраз, предложений и периода, упражнения на фортепиано,
гармонический анализ, творческие задания.
Письменные работы - это преимущественно гармонизации мелодий
или басовых голосов, различные творческие задания, например, сочинение
структурно-оформленных построений с теми или иными особенностями их
гармонической структуры, развитие данного начального мотива до
предложения или периода в соответствии с указанной задачей (применить
определенную масштабно-синтаксическую структуру на уровне построения,
тот или иной вид секвентного развития и т.д.).
23

В письменных упражнениях особое внимание следует сосредоточить
не только на правильности соединений аккордов, но на естественности и
пластичности мелодического рисунка главного голоса, а также на
одновременном звучании крайних голосов (контурном двухголосии).
Гармонизации мелодии рекомендуется начать с использования в них
главных тональных опор (T, S, D), постепенно увеличивая ряд применяемых
трезвучных гармоний.
Практика показывает, что гармонизация данного голоса нередко
понимается студентами как необходимость построить аккорд от каждого
звука мелодии или баса. Поэтому, очевидно, следует с самого начала
изучения предмета сосредоточивать их внимание на том, что четырехголосие
и в учебных работах - не только последовательность аккордов, но результат
объединения в одновременности четырех мелодических линий. (Сочетание
вертикали и линеарности). Многое в этом направлении может быть
достигнуто на уроках, в письменных гармонизациях, выполняемых под
руководством педагога. Выполненную гармонизацию полезно исполнить,
предпочтительнее - в вокальном ансамбле, нежели на фортепиано.
Второй момент, который необходимо подчеркнуть, говоря о
письменных гармонизациях, - это необходимость при выполнении таких
заданий непременно анализировать форму предложенных для гармонизации
примеров, уточняя строение каденций, масштабно-синтаксическую
структуру, ставить выбор гармонических средств в зависимость от роли того
или иного фрагмента в форме. Неаккордовыезвуки постепенно вводятся в
письменные гармонизации и специально обозначаются в учебных заданиях.
Уровень сложности должен варьироваться в зависимости от уровня
подготовки студентов, например: разрешение аккордов выполняется с
ритмическим оформлением или упрощенно, в виде схемы; с неаккордовыми
звуками и без них.
Практическое освоение курса гармонии неотъемлемо от анализа
музыки *. Так, изложение педагогом новой темы иллюстрируется показом
связанных с ней музыкальных примеров и предполагает их сжатую
характеристику и оценку.
В качестве заданий, необходимых для закрепления пройденного
материала, педагог может предложить ученикам проанализировать на уроке
краткие фрагменты произведений, дополняя и корректируя высказанные
соображения.
Такой анализ, однако, является элементарным, хотя, безусловно,
важным, в особенности на начальных стадиях изучения отдельных тем.
Далее следует избирать объектом анализа законченную музыкальную форму
(произведение в целом, часть более крупного сочинения).
В этом случае анализ не ограничивается определением конкретных
гармоний, но предполагает постановку таких вопросов, как содержание
произведения, его жанрово-стилевая характерность, форма целого и его
части (в непосредственной связи с гармонией), гармония анализируемого
примера как система и значение в ней отдельных элементов.
24

Особенности представления тематического материала в данном курсе,
детализация изложения отдельных тем, или, напротив, необходимость
«адаптирования» учебного материала, количество часов на освоение той или
иной темы, - эти вопросы находятся в компетенции педагога, а также в
зависимости от конкретной специальности и от уровня подготовленности
группы
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо так же, как и на уроках, ставить
условием создавать прежде всего контурное двухголосие (например,
сочинять бас к данной мелодии), одновременно обдумывая содержание
кадансов, гармоническое строение примера в целом. В качестве
дополнительных могут быть предложены различные упражнения, например,
дополнить данное контурное двухголосие, досочинив средние голоса
,сочинить различные виды кадансов, предложить варианты расширения
периода и т.п.
Представим некоторые виды упражнений на фортепиано:
1.
Построение от звука аккордов различной структуры (соответственно
пройденной теме), принимая данный звук, который может быть
примой, терцией, квинтой, септимой, ноной, за бас, сопрано, альт или
тенор.
2.
Определение структуры данного аккорда и тональностей, в которых
он может встретиться, с последующими разрешениями в этих тональностях.
3.
Построение в данной тональности отдельных аккордов и их различные
разрешения.
4.
Энгармоническое разрешение аккордов, например, уменьшенного
септаккорда, увеличенного трезвучия, малых септаккордов.
5.
Игра отдельных гармонических оборотов (соответственно пройденной
теме) и более развернутых построений по цифровкам.
6.
Игра различных по функции и форме построений, например, кадансов,
которые сами по себе имеют различное гармоническое строение в
зависимости от места в форме целого, или заключительных построений дополнений. Гармонические средства по мере освоения курса становятся в
таких упражнениях все более разнообразными.
7.
Игра секвенций (диатонических и хроматических).
8.
Сочинение и игра отдельных построений (предложение, период), их
транспонирование.
Самостоятельная работа студента:
1. Гармонический анализ музыкальных произведений, изучаемых по
программе и написание отзыва:
Отзыв о проанализированных произведениях сдается в конце четверти.
9 класс:
1 четверть – 5 часов;
25

2 четверть – 5 часов;
3 четверть – 10 часов;
4 четверть – 10 часов;
10 класс:
1 четверть – 10 часов;
2 четверть – 10 часов;
3 четверть – 10 часов;
4 четверть – 7 часов;
11 класс:
1 четверть – 6 часа;
2 четверть – 6 часа;
3 четверть – 10 часов;
4 четверть – 10,5 часов;

26

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

выполнять гармонический
анализ музыкального произведения,
характеризовать гармонические
средства в контексте его
содержания;
применять навыки владения
элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование,
анализ
музыкальных
произведений

Игра гармонических последовательностей,
решение задач

Знать понятия звукоряда и лада, Тестирование
интервалов и аккордов, диатоники,
хроматики, отклонения и
модуляции, тональной и модальной
системы;
функциональную систему
мажора-минора и особых
диатонических ладов;

Тестирование,
произведений

анализ

музыкальных

выразительные и
формообразующие возможности
гармонии;

Тестирование,
произведений

анализ

музыкальных

особенности джазовой
ладовости, ритма, гармонии,
формообразования;

Тестирование, гармонический и целостный
анализ музыкальных произведений

Тестирование,
ПК 2.1. Анализировать
музыкальное
произведение
в произведений.
единстве и взаимообусловленности
формы и содержания, историкостилистических
и
жанровых

анализ

музыкальных

27

предпосылок, метроритма, тембра,
гармонии.
ПК
2.2.
Воспроизводить
художественный образ в записи на
основе
знаний
специфики
музыкального
языка
(ладовые,
метроритмические,
формообразующие, гармонические,
фактурные свойства музыкального
языка).

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».