Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования _53.02.06 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Степаненкова О.В. преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.
Структура рабочей программы учебной практики
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.КОНТРОЛЬ
ПРОГРАММЫ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
1. Паспорт программы
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа УП.02.01 «Практика работы с хором» является
частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ СО
СМХК в соответствии с ФГОС по специальности
530206 «Хоровое
дирижирование» в части освоения основных видов профессиональной
деятельности (ВПД): дирижёрско-хоровая деятельность (репетиционная и
концертная деятельность в качестве руководителя хора, хормейстера, артиста
хора, ансамбля в концертно-театральных организациях); педагогическая
деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в
детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых
школах,
других
учреждениях
дополнительного
образования,
образовательных учреждениях, учреждениях СПО) и соответствующих
общих и профессиональных компетенций.
1.2 Цели и задачи практики
Целью практики является: формирование практических умений и
навыков в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности
в качестве дирижера детского хорового коллектива, преподавателя музыки в
общеобразовательной школе, преподавателя хора в музыкальной школе,
других учреждениях дополнительного образования.
Задачами практики являются:
формирование
профессионального
интереса
студентов
к
педагогической деятельности в области музыкального воспитания;
расширение музыкального кругозора, ознакомление учащихся с
лучшими образцами репертуара детского хора: русской и зарубежной
музыки,
произведениями
современных
композиторов,
народным
музыкальным творчеством;
изучение системы хорового воспитания детей;
усвоение учащимися знаний теоретических основ хорового
искусства; ознакомление учащихся с методическими основами работы с
детским хором;
развитие умений и навыков, необходимых для практической
работы с детским хором;
изучение методики певческого воспитания детей с учетом
особенностей строения и развития детского голосового аппарата;
ознакомление с основными принципами организации, порядка
работы и структуры учебного плана хоровых студий и школ;
ознакомление с различной литературой и методическими
пособиями по детскому музыкально-хоровому воспитанию.
1.3 Требования к уровню подготовки
В результате прохождения практики обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы хормейстера с хоровыми коллективами различных
составов;
чтения
с
листа
хоровых
партитур
в
соответствии
с
программными требованиями;
аккомпанемента на фортепиано ансамблевому и хоровому
коллективу;
составления
плана
разучивания
и
исполнения
хорового
произведения;
уметь:
организовывать работу детского хорового коллектива с учетом
возраста и подготовленности певцов;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить
совместные художественные решения;
знать:
педагогический хоровой репертуар детских музыкальных школ,
детских художественных школ и детских школ искусств;
специфику работы с детским хоровым коллективом;
вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
художественно-исполнительские
возможности
хорового
коллектива;
профессиональную терминологию.
1.4. Перечень формируемых компетенций
Результатом
УП
01.02
является
овладение
обучающимися
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой
для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно
овладевать
хоровым
и
деятельность
и
ансамблевым репертуаром.
ПК
1.2.
Осуществлять
исполнительскую
репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и
ансамблевых коллективах.
ПК
1.3.
Осваивать
сольный,
ансамблевый,
хоровой
исполнительский репертуар.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских
средств для достижения художественной выразительности в соответствии со
стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя
творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и
концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую
деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах,
детских
хоровых
школах
и
других
учреждениях
дополнительного
образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по
организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и
проведения урока в хоровом классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК
2.5.
Применять
классические
и
современные
методы
преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых школ
хорового пения.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в
хоровом классе с учетом возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
ПК
2.7.
Планировать
2.8.
Владеть
развитие
профессиональных
умений
обучающихся.
ПК
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией
2. Структура и содержание учебной практики
2.1 Объем учебной практики и виды учебной работы
УП.
01.02
Практика работы с
хором
Макс.
уч.
Самост.
нагрузка
Учебн.
всего
занятия
контр.
Индив.
Распределение по
классам
зачеты
Наименование
учебной практики
Экз.
Индекс
63,5
9(II)
11
52,5
10(II)
Распределение по классам и семестрам
9
2 семестр 1 семестр
10
2 семестр
1 семестр
11
2 семестр
16 недель 19 недель 16 недель
20 недель
16 недель
18 недель
1 семестр
0,5 ч.
0,5 ч.
0,5 ч.
0,5 ч.
0,5 ч.
0,5 ч.
52,5
2.2. Тематический план УП.01.02 Практика работы с хором
Наименование темы
Количество часов
Класс
Аудиторные Самост. Максим.
занятия
работа
нагрузка
1
5
1
12,5
2
1
3
2
1
3
2
12
1
3
9 класс
1.
Введение в практику. Наблюдение и 4
анализ
деятельности
руководителей
хорового класса.
2.
Разучивание песни детского репертуара с 11,5
младшим хором СМХК
3.
Индивидуальная работа с певцами хора
10 класс
1.
Самостоятельное распевание хора
2.
Разучивание хорового произведения с 12
вокальным ансамблем СМХК
3.
Работа с солистами и индивидуальная 4
работа с певцами хора
11 класс
1.
Самостоятельное распевание хора
2
1
3
2.
Работа с концертным хором СМХК
13
2
15
3.
Индивидуальная работа с певцами хора
2
1
3
Итого:
52,5
11
63,5
2.3. Содержание УП.02 Практика работы с хором
9 класс
Работа с хором младших классов СМХК
Тема
1.
Введение
в
практику.
Наблюдение
и
анализ
деятельности руководителя хорового коллектива.
Знакомство с детским хоровым коллективом, его репертуаром,
функциями
и
задачами
руководителя
коллектива
и
спецификой
хормейстерской работы в данном хоровом коллективе. Организация,
планирование,
учет
работы.
Требование
к
ведению
документации.
Наблюдение и анализ деятельности руководителя детского хорового
коллектива.
Практикант
знакомится
с
голосовыми
возможностями
коллектива, с методикой и приемами хормейстерской работы. Практика
наблюдения и анализа готовит его к самостоятельной деятельности.
Тема 2. Работа с хоровым коллективом.
Планирование
собственной
деятельности
и
проведение
практических занятий в соответствии с задачами развития данного хорового
коллектива и деятельностью его руководителя. Подбор репертуара.
Руководитель хорового коллектива допускает студента к практике
распевания, работе с отдельными партиями или ансамблем. Пробуя себя в
разных видах деятельности, оказывая посильную помощь руководителю,
практикант глубже внедряется в работу коллектива, что способствует более
успешной и творческой работе.
Руководитель хора и преподаватель дирижирования оказывают
помощь в решении исполнительских задач, подсказывают наиболее
эффективные методы и приемы вокальной и хормейстерской работы.
В
ходе
подготовки
каждого
занятия
студент
намечает
и
обосновывает методику работы с учетом особенностей и возможностей детей
данной возрастной группы, используя при этом умения и навыки,
полученные за время изучения предметов музыкально-теоретического цикла
и индивидуальных музыкальных дисциплин.
Тема 3. Индивидуальная работа с певцами хора.
Работа с солистами, индивидуальная работа с отстающими или
плохо интонирующими детьми.
10 класс
Работа с вокальным ансамблем СМХК
Вокальный ансамбль формируется из обучающихся 10-11 классов
по
специальности
«Хоровое
дирижирование».
Эти
обучающиеся,
соответственно своим возрастным особенностям находятся в мутационном
периоде.
Отсюда, бережное отношение к голосам, подбор репертуара,
основанный на произведениях небольшого диапазона и несложной хоровой
фактуре. Вокальный ведет учебную и активную концертную деятельность.
Особенность прохождения практики на вокальном ансамбле в том,
что обучающиеся-практиканты сами являются певцами данного хорового
коллектива и знакомы с задачами и спецификой вокально-хоровой работы
руководителя хорового класса. Поэтому надобность в пассивной практике
отпадает.
Тема 1. Распевание хора.
Подбор вокально-хоровых упражнений для распевания хора,
работы над развитием певческих навыков.
Тема 2. Разучивание хорового произведения для вокального
ансамбля
Руководитель хора совместно с преподавателем по дирижированию
выбирает произведение для работы, учитывая индивидуальные возможности
студента, его темперамент и результаты предыдущей практики. Практикант
первоначально выходит на разводную репетицию, учится работать с
отдельной партией, а затем проводит сводную репетицию, где проверяет
результат своей вокальной работы.
Практикант
совместно
с
планирует
преподавателем
свою
по
работу,
исполнительский
дирижированию,
который
план
лично
присутствует на всех занятиях, помогая советами в методике работы и
приемах дирижирования хором.
Итог практики - концертное исполнение с хором. Руководитель
хора и преподаватель по дирижированию анализируют практическую работу
студента, концертное исполнение и выставляют оценку.
Тема 3. Работа с солистами и индивидуальная работа с певцами
хора.
Работа с солистами, индивидуальная работа с отстающими
певцами, помощь в преодолении вокально-хоровых трудностей. Прием
партий.
11 класс
Работа с концертным хором СМХК.
Концертный хор - это смешанный коллектив, состоящий из хора
мальчиков и юношей. Хор владеет обширным репертуаром и помимо
активной концертной деятельности принимает участие в подготовке и
исполнении концертной программы государственного экзамена.
Руководитель хора планирует работу выпускников, формирует
концертную программу, исходя из задач и исполнительских возможностей
хорового коллектива.
Тема 1. Распевание хора.
Подбор вокально-хоровых упражнений для распевания хора,
работы над развитием певческих навыков.
Тема 2. Работа с концертным хором СМХК.
Выход на работу с концертной программой является итогом
практической деятельности студента, проверка его профессиональной
готовности к самостоятельной деятельности.
В
ходе
практической
работы
обучающийся
закрепляет
и
совершенствует педагогические умения и навыки вокально-хоровой и
организационной работы с хоровым коллективом.
В
процессе
коммуникативные
работы
навыки
обучающийся
взаимодействия
с
совершенствует
детьми,
юношами,
концертмейстером, руководителем хора. В ходе подготовки дипломной
программы развиваются творческие способности обучающихся, умение
самостоятельно планировать занятия. Осуществляются следующие виды
работ: разбор музыкального произведения, работа с хоровыми партиями,
работа с солистами. Совместно с руководителем хора и преподавателем по
дирижированию
выпускник
выстраивает
исполнительский
план
произведения, ищет наиболее выразительные и эффективные приемы
управления хором.
Большое место в подготовке к занятиям хора должна занимать
самостоятельная работа. Выпускник должен:
•
знать партитуру наизусть
•
уметь показать любую партию
•
знать все о произведении и композиторе
•
владеть рабочим жестом
•
анализировать произведение с точки зрения вокально-хоровых и
исполнительских трудностей
Тема 3. Индивидуальная работа с певцами хора.
Работа с солистами, индивидуальная работа с отстающими или
плохо
интонирующими
певцами.
Прием
партий.
Занятия
с
концертмейстером.
3. Условия реализации программы
3.1 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Методические указания для преподавателей.
Практика
работа с хором направлена на закрепление,
расширение, углубление и систематизацию творческих знаний, полученных
при изучении специальных дисциплин, приобретение первоначального
практического опыта.
Подготовка к руководству хором начинается уже на первых
хоровых репетициях. Этому способствует методическая направленность
занятий.
Обучающиеся
осознанно
выполняют
указания
педагога,
концентрируют внимание на художественных и технических приемах
исполнения, осваивают последовательность вокально-хоровой работы.
Раннее включение обучающихся в хормейстерскую деятельность придаёт
большую профессиональную направленность их обучению на всех предметах
вокально-хорового цикла.
Практическая работа обучающихся с хором начинается на
втором курсе и проходит под наблюдением руководителей хорового класса
и преподавателя по специальным дисциплинам (Дирижирование и чтение
хоровых партитур). В ходе практики обучающиеся ведут поурочные
дневники, в которых анализируют работу хора, дирижёров, а также свою
по схеме, предложенной преподавателем. При этом огромная роль
отводится
предварительной
домашней
подготовке
практиканта
выучиванию хоровых партий, выбору правильной дирижёрской техники,
составлению плана работы.
В
ходе
практики,
обучающиеся
работают
с
творческими
коллективами СМХК – хором младших классов и вокальным ансамблем.
Целью практической работы является демонстрация наибольшего количества
элементов вокально-хоровой работы на примере песни для детского хора и
хоровой миниатюры или части хорового произведения, написанного для
двух-трехголосного мужского состава.
В ходе практической деятельности обучающиеся должны показать
быструю реакцию на интонационные, ритмические и ансамблевые ошибки
хора, научиться понимать причин выявленных неточностей исполнения.
Практиканты должны показать приоритетное отношение к певческому звуку
-
критерию
качества
вокально-хоровой
работы.
Во
время
работы
обучающиеся должны проявить твердость и корректность в обращении с
коллективом, ясно излагать свои требования. Важным критерием является
умение продемонстрировать эталонное звучание и дать ему адекватную
словесную характеристику.
Во время репетиционной работы с хором
происходит совершенствование дирижерских жестов: показ legato и marcato,
контрастных
темпов
и
динамики,
освоение
репетиционного
жеста,
независимое движение рук в соответствии с размещением хоровых партий,
фактурой партитуры и ее динамикой.
В 10 классе обучающиеся должны научиться владеть приемами
проблемного
построения занятий. Приветствуется развитие творческой
инициативы студентов в процессе самостоятельного распевания хора,
составлении
интонационно-слуховых
упражнений,
преодолению трудностей изучаемого произведения.
совершенствуются навыки
помогающих
На четвертом курсе
работы с хоровыми партиями, ансамблями,
проверка выученного материала. Обучающиеся учатся самостоятельно
организовывать и осуществлять прием партий у певцов хора.
Для повышения эффективности обучения профессии следует,
возможно, раньше допускать обучаюзихся к хормейстерской деятельности.
Подготовку их к практикуму начинают на первых хоровых репетициях.
Этому способствует методическая направленность репетиций. Обучающиеся
осознанно выполняют указания педагога, концентрируют внимание на
художественных
и
последовательность
технических
приемах
вокально-хоровой
исполнения,
работы.
осваивают
Руководитель
хора
стимулирует активное и творческое участие начинающих хормейстеров во
всех видах репетиционной деятельности. К началу собственной работы
обучающиеся
усваивают
необходимый
минимум
теоретических
и
методических знаний, (далее теоретические и практические занятия идут
параллельно,
раннее
включение
обучающихся
в
хормейстерскую
деятельность придает большую профессиональную направленность их
обучению на всех предметах вокально-хорового цикла.
Педагог должен присутствовать на репетициях обучающегося;
оказывать
помощь в создании на занятиях творческой атмосферы,
пробуждать у певцов интерес и творческое отношение к работе; направлять
планирование репетиционной работы, помогать в решении хормейстерских и
исполнительских задач.
Методические рекомендации для обучающихся.
Рекомендуется
следующая
последовательность
работы
над
произведением:
1. Приступая к разучиванию, следует познакомить хор с
содержанием
произведения,
с
особенностью
музыкальной
эпохи
и
национальной школы, к которым оно принадлежит, а также с наиболее
характерными чертами стиля композитора, создавшего его.
2. Работу можно начинать с разучивания каждой партии отдельно
(при сложной ритмической и интонационной структуре, либо с пропевания
произведения всем хором). Этому этапу работы следует уделить особое
внимание, т. к. от чистоты интонации и ритмической четкости в каждой
партии во многом зависит дальнейший успех.
3. Достижению звукового баланса между хоровыми партиями,
ритмической
четкости
исполнения
может
способствовать
прием
вокализации. При вокализации чаще всего используются слоги «лё», «лю»,
«зи». Их выбор зависит от конкретных художественных задач. Например,
выровненное, собранное звучание, при мягком, лирическом его характере
достигается при вокализации на слоги «лё» или «лю». Для отработки
четкости ритма, рельефности акцентов лучше использовать слоги «ри» или
«да». Вокализация, максимально приближенная к характеру произведения,
послужит в дальнейшем хорошей основой работы над фразировкой.
4. Следующий этап разучивания произведения – работа над
поэтическим текстом. Работу над текстом следует начать с его прочтения, а
затем прочитать его по партиям, сообразуя с ритмическим построением
произведения. Полезно так же распеть текст, применяя прием ритмического
дробления крупных длительностей на наиболее мелкие ритмические
единицы, типичные для данного произведения. Непременным условием этой
работы является ясное и четкое формирование гласных, а также отчетливое и
активное произношение согласных.
5. Использование музыкальной фразы должно быть приведено в
соответствие с выявленным смыслом поэтического текста. В решении
музыкальной
фразировки
главным
является
смысловая
акцентуация
поэтического текста. Для раскрытия образного содержания произведения
очень важно определение, а затем и «впевание» правильного темпа, в
котором объединяется не только скорость движения, но и эмоциональный
характер, и внутренняя динамичность исполнения.
6. Заключительный этап работы над произведением состоит в
установлении динамической шкалы исполнения, т. е. всего множества
градаций силы звука. При этом студенту-дирижеру необходимо не только
самому представлять силу звука в каждом моменте исполнения, но и чутко
следить и организовывать уровень необходимой динамики в хоре.
Наблюдая за работой педагога в хоровом классе, студент должен
усвоить, что дирижирование является универсальным средством воздействия
на певческий процесс (характер мелодии, темп, интенсивность дыхания,
строй и т. д.). Однако в период «постановки» произведения, когда
осваиваются технические трудности, возрастает роль устных замечаний и
показа голосом.
Студент должен учиться делать четкие, немногословные замечания,
содержащие каждый раз конкретное задание. Не рекомендуется ставить
перед певцами сразу несколько задач. Лучше, отмечая про себя недостатки в
момент исполнения, исправлять их последовательно. Не следует также
останавливать хор часто, без причин и «прогонять» произведение без ясно
поставленной цели.
Устное
замечание
должно
подкрепляться
выразительным,
безупречным по чистоте интонации пением. Этот навык, являющийся
непременным для дирижера, следует развивать на всех этапах и во всех
сферах его профессиональной подготовки. Желательно, чтобы студент мог
воспроизводить недостатки в пении и тут же показать пример необходимого
звучания, увлекая певцов своим исполнением. На стадии впевания
произведения следует выделить ведущую роль дирижерского жеста, который
должен стать необходимым, важнейшим звеном в управлении исполнением.
Виды самостоятельной работы студентов.
1. Составление плана репетиционной работы.
2. Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному
плану.
3. Практическая
работа
за
инструментом
исполнение
-
аккомпанемента произведения.
4. Подбор вокально-хоровых упражнений.
5. Гармонизация вокальных упражнений.
6. Осуществление
диагностики
музыкально
-
певческих
способностей певцов хора, выявляя качественную характеристику их
певческих голосов.
7. Изучение методической литературы по вокально - хоровой
работе.
3.2
Информационное обеспечение
Рекомендуемая литература.
1. Безбородова
Л.А.
Дирижирование.
Учебное
пособие
для
студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей. 2-е
издание,– М.: Флинта, 2011.
2. Виноградов К.П. Работа дан дикцией в хоре. – М., 1957.
3. Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми. М., 2000
4. Добровольская «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре»
5. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. 3-е изд.
СПб.: Планета музыки, 2007. 111с.
6. Ержемский Г. Л. Психология дирижирования. — М.: Музыка,
1988.
7. Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л.-М., 1951;
8. Жданова
просветительских
Т.
Игровой
интересов
метод
младших
в
развитии
школьников
в
музыкальнодетском
хоре.
//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., 1978//
9. Живов В. Заметки хорового дирижера. //Искусство в школе. Вып.
1., 1998;
10.
Живов В. Интерпритация хоровой музыки. М.,1991;
11.
Живов В. О музыкально-выразительных средствах в
хоровом исполнительстве. // Хоровой коллектив. М., 1976;
12.
Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения.
13.
Живов В. Теория хорового исполнительства. М., 1998;
14.
Живов В. Трактовка хорового произведения. М., 1986;
15.
Живов
М.,1987
В.
Художественное
слово
и
музыкальное
исполнительство. // Народное творчество. Труды НИИ культуры РСФСР.
Т.20.-М., 1974;
16.
Ильин В. О методике ведения хоровой практики на
начальной стадии обучения дирижера – хормейстера. // Хоровое искусство.
Вып. 3 . Л.,1977;
17.
Казачков С.А. От урока к концерту. Казань, 1990.
18.
Ковалева В. Вокально-хоровые зарядки. //Музыкальное
воспитание в школе. Вып.6. М., 1970//
19.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса.
Екатеринбург. 1992
20.
Краснощеков В.И. Поэтический текст в хоровом пении//
Рабта с хором. М., 1972.
21.
Кузнецов Ю.М. Практическое хороведение. Учебный курс
хороведения. М., 2009. 158с.
22.
Ильин В. О методике ведения хоровой практики на
начальной стадии обучения дирижера - хормейстера. // Хоровое искусство.
Вып.3. Л., 1977.
23.
Левандо П.П. Исполнительский анализ и интерпретация
хорового произведения// Работа дирижера над хоровой партитурой. М., 1985.
24.
Локшин Д. Хоровое пение в русской школе. М., 1957;
25.
Локшин Д.Л. Руководство смешенным хором старших
школьников. – М., 1960.
26.
Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми.
//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., 1978//
27.
Менабени
А.
Методы
вокальной
работы
в
школе.
//Музыкальное воспитание в школе. Вып.11. М., 1976//
28.
Овчинникова Т. К вопросу о воспитании детского
певческого голоса в процессе работы с хором. //Музыкальное воспитание в
школе. Вып. 5. М., 1966//
29.
Осеннева
М.С.,
Самарин
В.А.
практическая работа с хором. М., Академия, 2003.
Хоровой
класс
и
30.
Попов С. Организационные и методические основы работы
самодеятельного хора. М., 1961;
31.
Птица К. Проблемы стиля и хоровое исполнительство. //
Работа с хором. М., 1972;
32.
Работа дирижера над хоровой партитурой/ Сост. П.П.
Левандо.- М., 1985
33.
Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре.
Челябинск, 1998
Шереметьев В. А. «Пение и воспитание детей в хоре» Челябинск,
ТОО Версия; 1998г.
Нотная литература:
1. ГлинкаМ. И. Музыка для хора / М. И. Глинка ; сост. Я. И.
Дубравин ; лирик С. Городецкий [и др.]. - СПб. : Композитор, 2004.
2. Корнаков Ю. С добрым утром, Петербург !: Для детского хора
(старшие классы) или женского хора в сопровождении фп. и без
сопровождения / Ю. Корнаков. - СПб. : Композитор, 1999.
3. КравченкоБ. П. Веселые хоры : для смешанного хора без
сопровождения / Б. П. Кравченко. - СПб. : Композитор, 2008.
4. Смирнов Д. Приявший мир : Концерт для чтеца и смешанного
хора без сопровождения на стихи А. Блока / Д. Смирнов : Партитура / лирик
А. Блок. - СПб. : Композитор, 1997.
5. Соколов В. Хоровые произведения : без сопровождения и в
сопровождении фортепиано / В. Соколов ; Моск. гос. консерватория им. П.
И. Чайковского. - М. : 2008.
6. Соловьев-СедойВ. П. Хоры СПб. : Композитор, 2007.
7. Танеев С. И. Иоанн Дамаскин: кантата на слова А. Толстого
Екатеринбург, 2009.
8. ФаликЮ. А. Хоровые миниатюры [без сопровожд.] СанктПетербург, 2007. Хрестоматия по хоровому дирижированию : Пособие для
студентов муз.-пед. колледжей / С. Я. Пушечникова, Ю. М. Игнатьев. - М. :
Музыка. – 2000. Вып. 1.
9. . Хрестоматия по хоровому дирижированию / сост.: С. Я.
Пушечникова, Ю. М. Игнатьев. - М. : Музыка. – 2000. Вып. 3,
10.
СвиридовГ. В. Курские песни : кантата : - 2003.
11.
СлонимскийС. М. Реквием : для солистов, смешанного хора
и симф. орк. / С. М. Слонимский. - СПб. : Композитор, 2004.
12.
Шуберт Ф. Месса соль мажор : Ф. Шуберт. - Leipzig :
Edition Peters, 2011. - 79 с.
Интернет-ресурсы
http://classiconline.ru/ru/composers
http://igraj-poj.narod.ru/vocal/janr/hor/hor4.html,
http://echo-chorus.narod.ru/repertuar.html,
http://notes.tarakanov.net/arhiv.htm,
http://ru.scorser.com.html,
http://nlib.org.ua/ru/pdf/piano
http://musicfancy.net/ru/sheet-music-archive/61,
http://www.classicalforum.ru/index.php?board=3.0,
http://muzlit.net/?cat=16, http://choir.ru/gallery/video/
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Освоение программы по учебной практике 02. Практика работы с хором
производится в соответствии с учебным планом по специальности 073502
Хоровое дирижирование и календарным графиком, утвержденным директором
СМХК.
Образровательный процесс организуется строго по расписанию занятий,
утвержденному заместителем директора по УР.
Освоению УП. 02 предшествует обязательное изучение учебных дисциплин
«Дирижирование» и «Чтение хоровых партитур».
Процесс прохождения практики работы с хором предполагает проведение
промежуточного и итогового контроля, в результате которых выставляется
оценка на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи студентам во время прохождения практики
разрабатываются методические рекомендации и репертуарные списки.
3.4 Кадровое обеспечение учебного процесса
Требования
к
квалификации
педагогических
кадров,
обеспечивающих обучение по данной программе: высшее специальное
музыкальное образование по специальности «Хоровое дирижирование»,
квалификация - «Дирижер академического хора», «Преподаватель».
3.5 Материально-техническое обеспечение
1.
Кабинет для групповых занятий со специализированным
оборудованием (стулья, дирижерский пульт, фортепиано, технические
средства для воспроизведения видео и аудиоматериала, ученическая доска с
нанесенным на нее нотоносцем, книжные полки, шкаф, копировальная
техника, камертон, метроном).
2.
Библиотечный
специальными
фонд
хрестоматийными
должен
изданиями,
быть
укомплектован
партитурами,
клавирами
оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем
требованиям ООП;
3. Kонцертный
зал с концертным роялем, хоровыми станками,
пультами и звукотехническим оборудованием.
4. Раздаточный материал (хоровые партитуры, партии).
4. Контроль и оценка результатов освоения УП.01.02 Практика
работы с хором
4.1 Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств качества освоения курса «Практика
работы с хором» включает следующие виды контроля позволяющие оценить
освоенные компетенции:
Текущий
–
осуществляется
в
текущей
работе
студента-
практиканта на занятиях, в оценивании самостоятельной подготовки к
репетиции.
Промежуточный – контрольные уроки и зачеты в соответствии с
учебным
Контрольно-зачетные
академических
концертов,
на
мероприятия
которых
проходят
обучающиеся
в
форме
демонстрируют
концертное исполнение произведения, над которым они работали в ходе
практики.
4.2. Требования к контрольно-зачетным мероприятиям и
критерии оценки
Критерии оценки практической работы с хором:
настройка от камертона;
вокальный показ с сохранением критериев академического пения
и дирижированием;
постановка вокально-хоровых задач (ансамбль, стой, динамика и
пр.);
владение профессиональной терминологией;
оценка и устранение ошибочных действий; умение добиваться
результата;
работа с коллективом (организация, речь, темп, уверенность).
Критерии оценки концертного выступления в качестве дирижёра:
дирижирование произведением наизусть;
техника дирижирования;
эмоционально-образное воплощение содержание произведения и
передача в дирижёрском жесте и мимике;
соответствие реакции хорового коллектива дирижёрскому жесту.
По окончании практики обучающиеся предоставляют дневник
практики, в котором содержится отчет о практике, руководитель практики
составляет характеристику на обучающегося.
При
выставлении
оценки
учитывается
практическая
работа
обучающегося, концертное выступление и качество заполнения дневника
практики.
4.3. Оценка освоенных компетенций
Результаты
Основные
(освоенные компетенции)
показатели
оценки результата
Формы
и
методы
контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность
Грамотность,
Выставление
и социальную значимость
своевременность и полныйоценок
своей будущей
объем выполнения заданий. задаваемым на дом формам
профессии, проявлять к
текущих
по
всем,
работы.
ней устойчивый интерес.
ОК
2.
Организовывать собственную
Умение
максимальноВыставление
продуктивно
организоватьоценок
деятельность, определять методы исамостоятельную работу.
способы
выполненияСпособность
текущих
по
всем,
задаваемым на дом формам
адекватноработы
профессиональных задач, оцениватьоценить уровень усвоения
их эффективность и качество.
материала.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализСпособность
Коллоквиумы,
и оценку информации, необходимойсамостоятельно
для
постановки
и
профессиональных
устный
находить,опрос.
решенияанализировать
и
задач,структурировать
учебный
профессионального и личностногоматериал, использование его
развития.
ОК
на практике
5.
ИспользоватьВладение
компьютером,Составление
нотной
информационно-коммуникационные Интернетом
и
технологии для совершенствованияредактором;
способностьпроизведений
профессиональной деятельности.
применить
на
нотнымхрестоматии
практике,отрывков
полученные сведения.
из
(или
произведений)
современных
композиторов.
ПК 1.1.Целостно
воспринимать
музыкальные
и
и
грамотно Успешное
прохождениеТекущий контроль в форме
исполнятьпрактики предполагает Длязачета.
произведения,успещного
самостоятельно осваивать сольный,изучение
детальное
хоровых
оркестровый
и
ансамблевыйпроизведений. В результате
репертуар.
самостоятельной подготовки
студенту
необходимо:
исполнять
партитуру
хоровую
на
рояле
по
нотам, а позже – наизусть,
знать наизусть и петь с
текстом партии изучаемого
произведении.
П.К.1.2. Осуществлять исполнитель Владение
практическимиТекущий, промежуточный
скую деятельность и репетиционнуюосновами
работу
в
условиях
организации,
в
профессии.и итоговый контроль.
концертнойУверенное
хоровых
ансамблевых коллективах.
использование
итеоретического
технического
и
арсенала
на
практике.
П.К.
1.3.
Осваивать
сольный, Способность
ансамблевый,
овладевать,Все
виды
текущего,
хоровойизучать и усваивать учебныепромежуточного
исполнительский репертуар.
программы
и
итогового контроля.
соответствующего
уровня
сложности.
П.К. 1.4.
Использовать комплексИспользовать дирижерскийТекущий контроль в форме
музыкально-исполнительских
средств
для
аппарат
и
достижениядирижирования,
художественной выразительности втехнические
соответствии
техникуконтрольного урока.
со
навыки
стилемприемы,
музыкального произведения.
иИтоговый
контроль
в
средстваформе зачета.
исполнительской
выразительности
грамотной
для
интерпретации
нотного текста.
ПК 1.6. Выполнять теоретический иВыполнять
устныйТекущий
исполнительский
анализформе:
музыкального
анализхороведческий
произведения,произведения,
а
перед-выполнение
применять базовые теоретическиеэкзаменом – письменный.устной
знания
в
процессе
поискаПланы
контроль
или
письменныханнотации
в
развернутой
письменной
интерпретаторских решений.
аннотаций должны отражать
динамику
повышения
требований
к
раскрытию
основных
хороведческих
понятий в процессе всего
курса
обучению
дирижированию.
ПК 1.8.
Сохранять
исторические
и
традиции
развиватьУчитывать
основныеТекущий контроль в форме
русскойстилистические
принципы,контрольного урока.
хоровой музыки, культуры хоровогосвойственные
пения.
русской
традиции
хоровой
музыки,
культуры хорового пения
П.К. 2.8. Владеть культурой устнойУмение грамотно и точноУстный
и
письменной
речи,выражать мысли. УверенноеПрактическая
профессиональной терминологией. и
точное
опрос.
работа
использованиехоровым коллективом.
профессиональной
терминологии.
с