Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ВЧ Муз.грамота

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по

специальности

(специальностям)

среднего

профессионального

образования (далее СПО) 53.02.08. Звукооператорское мастерство
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской хоровой
колледж
Разработчики:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
3

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

9

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ
ОСВОЕНИЯ

13

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Музыкальная грамота
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности (специальностям) СПО Звукооператорское мастерство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
Цель курса: обогащение и систематизация теоретических знаний учащихся
о важнейших элементах музыкального языка, формирование у них
музыкального мышления и аналитических способностей, совершенствование
практических навыков анализа нотного текста.
Задачи курса:
Задачами курса являются • систематизированное изучение элементов музыкального языка;
• формирование музыкального мышления и аналитических способностей;
• развитие музыкально-практических навыков (письменное построение и
игра на инструменте изучаемых элементов музыкальной речи, развитие
первичных навыков сочинения, совершенствование навыков анализа
музыкального текста).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения,
анализировать музыкальную ткань с точки зрения:
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических
или хроматических ладов, отклонений и модуляций);
гармонической системы (модальная и функциональная стороны
гармонии);
фактурного изложения материала (типы фактур);
типов изложения музыкального материала;
использовать навыки владения элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и
хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;
типы фактур;
типы изложения музыкального материала.
4

Владеть следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый
репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.7. Планировать
развитие
профессиональных
умений
обучающихся.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Контрольные уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа

Объем часов
108
72
3
10
36
36

Итоговая аттестация в форме зачета

6

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
№ темы и
название

Содержание учебного материала,
самостоятельная работа, контрольные
мероприятия

Объ
ём
часо
в

Уровень
усвоения

1.
Музыкальный
строй.
2.
Лад и
тональность

Музыкальный строй. Музыкальные ключи
и нотный стан. Октавы. Регистры. Первая и
вторая октавы.
Лад. Мажор и минор. Гамма. Звукоряд.
Ступени лада. Тональность.

7ч.

1

3.
Знаки
альтерации.
4.
Метр и ритм.

Знаки альтерации. Диез. Бемоль. Бекар.

3 ч.

2

Метр. Ритм. Размер. Такт. Двухдольные и
трехдольные размеры. Длительности
звуков. Пунктирный ритм.

8 ч.

2

Интервалы. Названия. Построение.
Консонансы и диссонансы.

7 ч.

2

Группировка длительностей в размерах
2/4,3/4,4/4.

3 ч.

1

Знаки в тональностях до 3диезов и
бемолей.

4 ч.

2

Параллельные тональности. Натуральный,
гармонический и мелодический минор.
Увеличенные и уменьшенные интервалы.
Тритоны. Характерные интервалы.

4 ч.

2

4 ч.

2

Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий.
Секстаккорды. Квартсекстаккорды.
Главные трезвучия в мажоре и миноре.
Аккордовые последовательности.

7 ч.

2

8 ч.

2

Септаккорд. Доминантовый септаккорд и
его обращения. Разрешение Доминантового
септаккорда и его разрешений.

5 ч.

2

5.
Интервалы.
6.
Группировка
длительностей.
7.
Ключевые
знаки.
8.
Виды минора.
9.
Увеличенные и
уменьшенные
интервалы.
10.
Аккорд.
11.
Главные
трезвучия
12.
Септаккорд.

7 ч.

1

7

13.
Музыкальный
синтаксис.
14.
Контрольнозачетные
мероприятия.

Музыкальный синтаксис. Мотив. Фраза.
Предложение. Период. Каденция и
музыкальная форма.
Подготовка к контрольно – зачетным
мероприятиям.

3 ч.

2

2 ч.

3

Контрольные мероприятия
1 семестр
К . урок
2 семестр
зачет
Обязательная аудиторная учебная 72
нагрузка (всего):
Самостоятельная учебная нагрузка 36
(всего):
Всего по курсу: 108
№

Тема

Кол-во
часов

Дом.задание
Учебник Способин
«ЭТМ»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Музыкальный строй.
Нотный стан.
Музыкальные ключи.
Октавы.
Регистры.
Первая октава.
Вторая октава.
Лад.
Мажор.
Минор.
Звукоряд.
Гамма.
Ступени лада.
Тональность.
Диез.
Бемоль.
Бекар.
Метр.
Ритм.
Такт.
Размер.
Двухдольные размеры.
Трехдольные размеры.
Длительности звуков. Пунктирный ритм.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§11
§5
§9
§7
§8
§7
§7
§59,60
§65
§77
§3
§67
§68
§69
§12
§12
§12
§24
§17,18
§25
§25
§26
§26
§17
8

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

Контрольная работа №1 по теме: «Ритм»
Интервалы. Названия.
Консонансы и диссонансы.
Построение чистых интервалов.
Построение секунд.
Построение терций.
Построение секст и септим.
Контрольная работа № 2 по теме:
«Построение интервалов»
Группировка длительностей в размере 2/4.
Группировка длительностей в размере 3/4.
Группировка длительностей в размере 4/4.
Знаки в тональностях
Тональности с 1 знаком.
Тональности с 2 знаками.
Тональности с 3 знаками.
Параллельные тональности.
Натуральный минор.
Гармонический минор.
Мелодический минор.
Увеличенные интервалы.
Уменьшенные интервалы.
Тритоны.Характерные интервалы.
Контрольная работа № 3 по теме:
«Интервалы»
Аккорд.
Трезвучие.
Виды трезвучий.
Мажорный секстаккорд.
Минорный секстаккорд.
Мажорный квартсекстаккорд.
Минорный квартсекстаккорд.
Тоническое трезвучие в мажоре.
Субдоминантовое трезвучие в мажоре.
Доминантовое трезвучие в мажоре.
Тоническое трезвучие в миноре.
Субдоминантовое трезвучие в миноре.
Доминантовое трезвучие в миноре.
Аккордовые последовательности в
мажоре.
Аккордовые последовательности в
миноре.
Септаккорд.
Доминантовый септаккорд с разрешением.
Доминантовый квинтсекстаккорд с

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§27
§38
§49
§39
§39 -41
§39 -41
§39 -41
§39 -41

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§27
§28
§29
§70,71
§73,80
§73,80
§73,80
§79
§80
§81
§81
§44
§44
§84,83
§84,83

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§51
§52
§52
§53
§53
§53
§53
§90
§90
§90
§90
§90
§90
§91

1 ч.

§91

1 ч.
1 ч.
1 ч.

§54
§92
§92
9

66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

разрешением.
Д ¾ и Д2 с разрешением.
Контрольная работа №4 по теме:
«Аккорд»
Мотив. Фраза.
Предложение. Период.
Каденция и музыкальная форма.
Период.
Зачет.

1 ч.

§92

1 ч.

§92

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§140
§140
§140
§141-148
§141-148

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио в ключах «До». М.,1969.
Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио. Примеры из полифонической
литературы. М.,1972.
Афонина Н. Упражнения по теории музыки.- С-Пб,2002.
Бах И. Инвенции, «ХТК».
Леонова Е. Полифоническое сольфеджио. Л.,1990.
Масленкова Л. Сокровища родных мелодий.- С-Пб,1999.
Песни и романсы композиторов-классиков.
Середа В. Каноны. М.,1997.
Способин И. Элементарная теория музыки, М.,1986.
Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М.,2001.

3.3.

Методические рекомендации преподавателям.

Музыкальный строй. Музыкальный строй. Музыкальные ключи и
нотный стан. Октавы. Регистры. Первая и вторая октавы.
Музыкальная система. Звукоряд. Ступени звукоряда и их названия.
Слоговые и буквенные названия звуков. Октава. Обозначения октав.
Диапазон. Регистр.
Темперированный строй. Тон. Полутон.
Производные ступени. Знаки альтерации. Хроматические и
диатонические полутоны и тоны. Энгармонизм звуков.
Лад. Тональность. Значение лада в музыке. Мажорный и минорный
лад, устойчивые и неустойчивые звуки. Названия ступеней лада. Три вида
мажорного лада: натуральный, гармонический, мелодический. Тетрахорды.
Тональность. Квинтовый круг мажорных тональностей. Минорный лад. Три
вида минора. Параллельные и одноименные тональности. Энгармонизм
тональностей.
Знаки альтерации. Диез. Бемоль. Бекар. Правописание. Тон и полутон.
11

Метр. Ритм. Определение метра. Акценты. Сильные, слабые и
относительно сильные доли такта, периодичность их чередования.
Размер. Его определение и обозначение. Простые двух- и трехдольные
размеры. Сложные однородные и смешанные размеры.
Ритм. Различные виды ритма: равномерный, пунктирный, триольный,
синкопированный и т.д. Взаимосвязь метра и ритма. Синкопа внутритактовая и междутактовая.
Группировка длительностей. Переменные размеры - периодические и
непериодические.
Понятие о полиритмии и полиметрии.
Темп и его обозначение по шкале метронома. Значение темпа в создании
характера музыки.
Интервалы. Интервалы мелодические и гармонические, восходящие и
нисходящие. Названия интервалов. Ступеневая и тоновая величина
интервалов. Обращение интервалов. Увеличенные и уменьшенные
интервалы Консонансы и диссонансы. Составные интервалы. Характерные
интервалы. Интервалы в ладу. Разрешение диссонирующих интервалов.
Группировка длительностей. Группировка длительностей в размерах
2/4,3/4,4/4. Тактовая черта.
Ключевые знаки. Знаки в тональностях до 3диезов и бемолей.
Правильная запись знаков при ключе. Построение гамм.
Аккорды. Общее понятие об аккордах Виды аккордов. Обращения
трезвучий и септаккордов. Аккорды в ладу. Трезвучия на ступенях мажора и
минора. Главные и побочные трезвучия. 7 видов септаккордов, их обращения
и разрешения. Понятие о нонаккордах. Гармонические обороты.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо строго следовать теоретическим
основам, полученным на лекциях. Для усвоения материала рекомендуется
знать правила теории музыки, которые преподаватель объясняет на
лекционных занятиях, находить элементы музыкальной речи в
произведениях, изучаемых по фортепиано или специальности.

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Умения:
делать элементарный анализ
нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте
музыкального произведения,
анализировать музыкальную ткань с
точки зрения:
ладовой системы, особенностей
звукоряда (использования
диатонических или хроматических
ладов, отклонений и модуляций);
гармонической системы
(модальная и функциональная
стороны гармонии);
фактурного изложения
материала (типы фактур);
типов изложения музыкального
материала;
использовать навыки владения
элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование,
анализ
музыкальных
произведений,
построение
изучаемых
элементов
музыкального
языка
самостоятельно.

Тестирование,
Знания:
произведений.
понятия звукоряда и лада,
интервалов и аккордов, диатоники и
хроматики, отклонения и
модуляции, тональной и модальной
системы;
типы фактур;
типы изложения музыкального

анализ

музыкальных

13

материала.
ПК 1.1. Целостно и грамотно Тестирование,
воспринимать
и
исполнять произведений.
музыкальные
произведения,
самостоятельно осваивать сольный,
хоровой и ансамблевый репертуар
(в соответствии с программными
требованиями).
ПК 1.4. Выполнять
теоретический и исполнительский
анализ музыкального произведения,
применять базовые теоретические
знания
в
процессе
поиска
интерпретаторских решений.
ПК 2.2. Использовать знания
в области психологии и педагогики,
специальных
и
музыкальнотеоретических
дисциплин
в
преподавательской деятельности.
ПК 2.7. Планировать развитие
профессиональных
умений
обучающихся.

анализ

музыкальных

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».