Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Цыганов К. А., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины...........................................................1
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины................................3
3. Условия реализации программы дисциплины......................................................4
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.......................................5
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине «Звукорежиссура кино» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Звукорежиссура кино» (МДК.01.01) реализуется в базовой части
ФГОС СПО по специальности 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство», и входит в состав МДК Профессионального модуля 01.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
формирование у студентов профессиональных навыков подготовки звукоряда
для кинофильмов различных жанров (игровое кино, документальные и
анимационные фильмы)
Задачами курса являются:
овладение студентом навыками разработки звукового пейзажа;
овладение студентом профессиональной терминологией;
расширения профессионального кругозора;
получение навыков подбора звуковой палитры для видеоряда;
развитие слуха звукорежиссера (технического) и музыкального слуха;
развитие эстетического вкуса;
формирование у студента мотивации к постоянному поиску творческих
решений в работе;
развитие аналитического мышления, механизмов звуковой памяти,
творческого воображения, активизация слухо-мыслительных процессов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический
опыт:
создания звукоряда для кинопроектов различной сложности;
записи диалогов, шумов и синхронных звуков для видео;
1
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять целесообразность применения различных звуковых эффектов;
записывать чистовой и черновой звук для видеоряда;
применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации в выпускаемой специальной учебно-методической литературе и в специализированных периодических изданиях по вопросам, связанным с методами создания звукового сопровождения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные требования к работы;
возможности существующих инструментов по созданию звукового сопровождения фильмов
технические требования к звуковым дорожкам к кино для наиболее распространенных форматов и носителей;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 161 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 107 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 54 часа.
2
2.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
161
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
107
аудиторные занятия
101
контрольные уроки (зачеты)
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54
работа над курсовыми проектами
40
просмотр и рецензирование студентов
14
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины,
и распределение часов по темам и видам (направлениям) учебной
работы
Количество часов, отведенное на каждую тему, выдаётся рассредоточено в течение
учебного года и может варьироваться, в зависимости от способностей и возможностей обучающихся.
Содержание учебно-тематического материала, самостоятельная работа,
контрольные мероприятия
Объём часов
Введение. Цели и задачи дисциплины
2
Эволюция звука в кино
4
Современные инструменты подготовки звуковой партитуры для кино
4
Технические требования к звуковым дорожкам в кино на различных форматах
4
Практические занятия по созданию элементов звукоряда:
Запись синхронного звука на площадке
9
Запись диалогов на площадке
9
Запись звуковых эффектов
8
Работа со звуковыми библиотеками
8
Дубляж диалогов и тонировка
8
Контрольные прослушивания
8
Сведение звуковой дорожки
8
Мастеринг
8
Создание звуковых спецэффектов
8
Просмотр мастер-классов и отрывков из фильмов
13
Контрольные мероприятия
6
Итого
107
3
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для полноценного проведения уроков и обеспечения качественного и продуктивного учебного процесса необходимы следующие средства обучения:
1. Звуковая карта, обеспечивающая работу с большими частотами дискретизации;
2. Акустические мониторы;
3. Персональный компьютер с доступом в Интернет и DAW Cubase 5.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Энди Фарнелл, Designing Sound, 2016
2. Рик Вирс, The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style
Sound
3. Динов, В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре: Учебное пособие.
[Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки,
2017. — 488 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/91853.
4. Уильям Уитингтон, Sound design and science fiction
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
Формы работы
В курсе «Звукорежиссура кино» наиболее целесообразно использовать следующие
формы работы:
семинары по ряду теоретических тем курса
коллективный просмотр сцен из кинопроектов различных жанрова
практические занятия по освоению техник работы со звукорядом для кино
4
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Для промежуточной аттестации применяется защита студентами выполненных в ходе
семестра практических работ. Итоговая оценка за курс выставляется на основе оценок,
полученных студентами на контрольных мероприятиях в течение всего курса.
4.1 Критерии оценки на экзамене
Ответы оцениваются по 10-ти балльной системе:
5 - «отлично»;
4 - «хорошо»;
3 - «удовлетворительно»;
2, 1- «неудовлетворительно».
5 баллов — студент продемонстрировал уверенное владение техниками озвучивания
звукоряда и грамотно применил звуковые эффекты в соответствии с техническими требованиями и эстетическими качествами проекта.
4 балла — студент продемонстрировал хорошее владение техниками озвучивания звукоряда и грамотно применил звуковые эффекты с незначительными отклонениями от технических требований либо не в полном соответствии с техническими требованиями и эстетическими качествами проекта.
3 балла — студент продемонстрировал слабое владение техниками озвучивания звукоряда и применил звуковые эффекты со значительными отклонениями от технических требований без четкого понимания эстетической роли звуковых эффектов в представленном
мультимедиа-проекте.
2 - 1 балла — студент абсолютно не понимает поставленные задачи, работа не соответствует ни эстетическим, ни техническим требованиям, выдвигаемым к звукоряду.
5