Пояснительная записка
Место предмета в учебном плане
Программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе учебного плана ГБПОУ СО «СМХК» по специальности
53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.03 “Инструментальное исполнительство” на основе примерной программы основного общего
образования по русскому языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебникам для 5-9 кл.
Баранова М.Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н.М. (Москва, «Просвещение», 2010) и скорректирована с учётом особенностей класса и в
соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год с изменениями.
Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
Программа М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. «Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы»
11-е издание. Москва, «Просвещение», 2010.
Учебный план ГБПОУ СО «СМХК» предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования
в 5-9 классам по специальности “хоровое дирижирование” , “Инструментальное исполнительство(фортепиано)” по следующим программам
в следующем количесте часов:
Специальнось “хоровое диижирование”
Срок обучения 10 лет 10 месяцев
Колтичество
часов
Специальнось “хоровое диижирование”
Срок обучения 6 лет 10 месяцев
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка
559
Максимальная учебная нагрузка
447
В чтом числе
В чтом числе
Аудиторные часы
372,5
Аудиторные часы
356
Самостоятельная работа
186
Самостоятельная работа
91
Специальнось “инструментальное исполнительство(фортепиано)”
Срок обучения 10 лет 10 месяцев
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка
539
В чтом числе
Аудиторные часы
359
Самостоятельная работа
180
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
•
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
•
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
•
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
•
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Планируемые результаты
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
•
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
•
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
•
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально - делового стилей, языка художественной
литературы;
•
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
•
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
•
основные единицы языка, их признаки;
•
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
•
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов,
конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
•
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
•
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с
этим организовывать процесс чтения;
•
составлять конспект прочитанного текста;
•
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
•
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
говорение:
•
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые,
учебные темы;
•
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы,
достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие
грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование
невербальных средств (жестов, мимики);
•
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
•
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота
раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану,
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
•
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение,
характерные языковые средства;
•
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
•
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
•
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
•
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические
ошибки;
текст:
•
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые
средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
•
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
•
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
•
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
•
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, ФОН и т.п.);
•
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
•
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
•
разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
•
верно использовать термины в текстах научного стиля;
•
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
•
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на
лексических возможностях русского языка;
морфология:
•
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
•
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
•
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
•
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
• применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами;
• пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
• проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
•
различать изученные виды простых и сложных предложений;
•
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
•
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
•
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
•
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
•
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
•
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
•
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
•
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на
письме специальные графические обозначения;
•
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
•
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
•
проводить пунктуационный анализ текста;
•
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Содержание учебного курса
Тематическое планирование 5-9 классы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
Тема
5 класс 70 часов
Повторение изученного в начальных классах
Синтаксис.Пунктуация. Культура речи.
Фонетика. Орфоэпия.
Лексика
Морфемика. орфография
Морфология
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
6 класс
70 часов часов хоровое дирижирование
72 часаинструментальное исполнительство
Язык. Речь.Общение
Повторение изученного в 5 кл
Текст
Лексика
Словообразование и орфография
Часы
70
5
13
5
6
13
1
14
6
7
70/72
1
9
2
3
11
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
повторение
7 класс 108 часов
Повторение изученного в 5-6 кл
Причастие
Деепричастие
Наречие
Категория состояния
Служебные части речи.Предлог.
Союз
Частица
Междометие
Повторение и ситематизация изученного в 5-7
кл
8 класс 72 часа
Русский язык в современном мире
Повторение изученного 5-7 кл
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Простое осложнённое предложние
Обособленные члены предложения
Слова, не связанные с членами предложения
Чужая речь
Повторени и систематизация изученного в 8кл
Резерв
9
13
7
10
5
2
108
5
15
7
17
3
10
16
20
4
11
72
1
5
1
5
6
6
8
8
8
7
7
5
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9 класс 53 часа
Повторение изученного в 5-8 кл
Сложные предложения
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
Общие сведения о языке
Повторение изученного
53
6
1
2
21
4
6
4
3