Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины Литература разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования
(далее СПО) по специальности (специальностям) (углубленной подготовки):
53.02.06 Хоровое дирижирование
53.02.03. Инструментальное исполнительство (фортепиано)
53.02.04 Вокальное искусство
53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастрество( углубленной подготовки)
В соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего
образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными
учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной
программы учебной дисциплины Литература, рекомендованной Федеральным государственным
автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве
примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчик:
Рябко А.К.,. преподаватель высшей категории ГБПОУ СО «СМХК»
Одобрено на заседании Предметной (цикловой) комиссии «Дисциплин филологического цикла» Протокол
№ 1 от 28.08.2018 г.
Председатель ПЦК /Рябко А.К./
Структура рабочей программы соответствует «Программе по литературе (5-11)», составленной Т.Ф.
Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, Москва, «Дрофа», 2009.
Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ
«Литература 10-11 класс» в двух частях, автор-составитель: Курдюмова Т.Ф, Москва, « Дрофа», 2008.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебное время распределено по усмотрению учителя с учётом особенностей класса, так как
данная Программа общеобразовательных учреждений, составленная Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым,
Е.Н. Колокольцевым, О.Б. Марьиной, дает право учителю выбора.
Программа по литературе для обучащихся 10 кл/студентов1 курса “СМХК” согласно учебному плану
рассчитана на 72 часа.
Программа рассчитана на 68 часов по специальности “хоровое дирижирование», и на 72 часа по
специальности «звукооператорское мастерство» .
Цели и задачи курса
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной
к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского
восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и
письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Цель литературного
образования – способствовать
духовному становлению личности,
формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на
уроках литературы.
Обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как
искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
литературных произведений,
воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,
совершенствовать устную и письменную речь.
Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения,
конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа
предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с
развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого обучающегося.
Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в
России XX века, овладение элементами историко-функционального анализа.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность
изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов:
уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями
историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным
контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями
и течениями и реализацией их в художественном произведении),
семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении
литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их
типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя),
аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое
отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию;
эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или
сцену с проблематикой произведения в целом.
Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и
различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического
содержания произведения.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов,
отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под
редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений,
обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся,
соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в
программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 11
класса – «Национальное своеобразие и история русской литературы XX века». Подробно изучаются
произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»
и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего
образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении
списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор
обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса,
множественность литературно-художественных стилей.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в
раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого
произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции
стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной
выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является
письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что
наполняет работу личностным смыслом для школьника),
написание сочинений на литературные темы,
беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать
знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы
публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой
работы.
Планируемые результаты
Планируемые рузультаты:
10 класс/1 курс
знать
— логику развития историко-литературного процесса
на материале русской литературы XII—XIX вв.;
— основные литературные направления русской литературы XVIII—XIX вв.;
— краткие биографические сведения об изученных писателях;
— содержание изученных произведений, отчетливо представлять
себе роль и место изученного художественного произведения в литературном
процессе;
уметь
— определять как время изображенное, так и время создания,
а также время, когда происходит чтение;
— использовать рекомендованную литературоведческую
и критическую литературу;
— давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно
прочитанному произведению;
— свободно и целесообразно использовать конкретные понятия
теории литературы;
— ориентироваться в различных типах справочной литературы
и активно ее использовать.
11 КЛАСС/2 курс
Ученик должен
знать:
логику развития историко-литературного процесса в XX в.;
важнейшие литературные направления XX в.;
биографические сведения об изученных писателях;
содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место
изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в
читательской практике;
уметь:
владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и
при самостоятельном чтении;
определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит
чтение;
использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую
литературу;
давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;
активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;
при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти
материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам
литературного процесса.
Содержание курса литературы
Тематическое планирование
10 класс
№
Содержание
1
2
3
Литература XIX века
Литература первой половины
XIX века
А.Н.Островский
4
Количество часов
всего
развития речи
1
1
7
1 (домашнее)
И.А.Гончаров
5
-
5
И.С.Тургенев
8
1(классное)
6
Ф.И.Тютчев.
3
7
А.А.Фет
2
8
А.К.Толстой
2
9
Н.А.Некрасов
10
1(домашнее)
10
Н.С.Лесков
3
-
11
М.Е. Салтыков – Щедрин
3
-
12
Ф.М.Достоевский
6
1(домашнее)
13
Л.Н. Толстой
12
1(классное)
14
А.П.Чехов
6
-
Итого
69 плюс 3 резерв.ч.
5((2 классных и 3
домашних)
11 класс
№
Содержание
1
Литература XX века.
Количество
часов
всего
2
3
Русская литература рубежа Х1Х-ХХ веков
4
4
Поэзия конца XIX - начала XX века
23
5
Русская литература 20-х - 40-х годов
9
6
Русская литература за рубежом. 1917-1941 годы –
4
7
Великая Отечественная война в литературе
3
8
Русская литература 50 - 90-х годов XX века
18
9
Зарубежная литература второй половины XX века
1
10
Литература на современном этапе
1
11
Сочинения
3
68