Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС
Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, ФГОС по специальности СПО
53.02.03 Инструментальное исполнительство (фортепиано)
53.02.06 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский мужской хоровой
колледж»
Разработчик:
Позднякова Ю. В., преподаватель обществознания
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии: Общественных дисциплин физической культуры и ОБЖ дисциплин
Свердловского мужского хорового колледжа
Протокол № 1 от 28 августа 2019 года.
Председатель предметно-цикловой комиссии
Н.Л. Канбекова
2
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО (углубленной подготовки), входящим в состав укрупненной группы
специальностей 53.00.00 Музыкальное искусство: 53.02.03 Инструментальное исполнительство (фортепиано), 53.02.06 Хоровое
дирижирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального
образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию и право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОД.00
Общеобразовательный учебный цикл, ОД.01 Базовые учебные дисциплины, ОД.01.02 Обществознание
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины Обществознание обучающийся должен:
знать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека;
3
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных источниках (материалах средств массовой информации
(СМИ), учебных текстах и других адаптированных источниках), различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования в актуальных
общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного
неприятия антиобщественного поведения
Формируемые компетенции
Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка
55
Обязательная аудиторная нагрузка
36
Контрольные работы
3
Практические работы
2
Самостоятельная работа обучающегося
19
Конспектирование текста
Составление таблиц и схем для систематизации
материала
Выполнение экспериментальных заданий
Творческие проекты (сообщения, рефераты, эссе)
Работа со справочным материалом
2.2. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименов
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
ание разделов и
тем
1
2
Общество
Обществознание в системе гуманитарных наук. Основные концепции общественного
знание в системе развития человечества.
гуманитарных
наук
Раздел 1.
Содержание учебного материала
Человек и
1.
Человек как продукт биологической и социальной эволюции
общество
2.
Деятельность человека
3.
Сознание, соотношение бытия и сознания. Познание
4.
Общение. Понятие общества
5.
Сферы общества. Общество и природа
5
Объем
часов
3
1
8
Уров
ень
освоения
4
1-2
Раздел 2.
Духовная
культура
человека и
общества
Раздел 3.
Экономика
6.
Развитие общества. Культура и цивилизация
7.
Типология обществ
8.
Глобализация человеческого общества
Самостоятельная работа
Выполнение индивидуальных заданий: эссе по предложенным темам.
Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по
темам раздела)
1.
«Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как человек, а
в том, что человек начнёт мыслить, как компьютер» (С. Д. Харрис)
2.
«Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б.
Шоу)
3.
«Человек имеет свободу выбора, в противном случае советы, увещевания,
назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский)
4.
«Человек вне общества — либо Бог, либо зверь»(Аристотель).
5.
«Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не
поддержал другого» (Сенека)
Составление таблиц по темам: «Типология обществ», «Отличие человека от
животного»
Содержание учебного материала
1.
Культура
2.
Наука. Образование.
3.
Мораль. Религия
4.
Искусство
Контрольная работа по теме «Человек и общество. Духовная сфера жизни общества»
Самостоятельная работа
Работа с дополнительной учебной и научной литературой :подготовка сообщений –
презентаций «Формы и разновидности культуры», «Массовая культура», «Народная
культура», «Элитарная культура»,
Заполнение сравнительной таблицы по теме: Мировые религии.
Содержание учебного материала
1.
Понятие экономики
6
4
4
1
3
2-3
5
2-3
Раздел 4.
Социальные
отношения
Раздел 5.
Политика
2.
Рынок
3.
Роль государства в экономике
4.
Экономика потребителя
5.
Россия в мировой экономике
Практическое занятие «Спрос и предложение в рыночной экономике»
Самостоятельная работа
Заполнение таблиц «Виды рынков», «Типы экономических систем»
Сообщения по темам:
1.
Экономические системы государств мира (на выбор)
2.
Мировые экономические кризисы
3.
Коммерческие и некоммерческие организации
4.
Как стать предпринимателем в РФ
Содержание учебного материала
1.
Социальная стратификация
2.
Социальное поведение. Молодежь.
3.
Этнические общества
4.
Семья
Содержание учебного материала
1.
Государство и политическая система общества
2.
Функции государства
3.
Три составляющих формы государства. Форма правления
4.
Форма государственного устройства. Формы политических режимов
5.
Гражданское общество и правовое государство. Политическая идеология
Контрольная работа по теме «Политика»
Самостоятельная работа
Сообщение по темам:
1.
Политическая система Великобритании, Франции, РФ, Германии и т.д. (на
выбор)
2.
Европейский союз
3.
Особенности форм правления
4.
Государственные органы власти в РФ
7
3
4
2-3
5
1
4
2-3
Раздел 6.
Право
5.
Политические режимы современности
Эссе на тему:
1.
«Монархия погибает, когда государь сводит государство к своей столице,
столицу — к своему двору, а двор — к своей особе» (Ш. Монтескьё).
2.
«Революции — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
3.
«Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она
не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В. Ключевский).
4.
«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон).
5.
«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж.
Руссо).
Составление таблиц по темам: «Формы правления», «Формы государственного
устройства», «Формы политических режимов»
Содержание учебного материала
1.
Понятие права. Право в системе социальных норм. Нормы права
2.
Правоотношение
3.
Правонарушение и юридическая ответственность
4.
Правонарушение и юридическая ответственность
Практическое занятие «Решение задач по теме «Права и свободы человека и
гражданина»
Самостоятельная работа
Составление таблиц «Отрасли права»
Сообщения по темам:
1.
Основы конституционного строя РФ
2.
История Конституции в России
3.
Правовое регулирование отношений супругов
4.
Международное право
5.
Права и обязанности налогоплательщика
6.
Права и свободы человека и гражданина в РФ
Итоговая контрольная работа
4
1
3
1
8
1-2-3
Всего
55
3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты
обучения
Формы и методы
(освоенные
умения,
усвоенные контроля
и
оценки
знания)
результатов обучения
Уметь
описывать
основные
- Презентация
социальные объекты, выделяя их индивидуальных
существенные признаки; человека как
и групповых домашних
социально-деятельное
существо; заданий.
основные социальные роли;
- Контрольная работа.
- Оценивание
сравнивать
социальные
объекты, суждения об обществе и выступлений.
человеке, выявлять их общие черты и
- Доклад - сообщение
по теме.
различия;
объяснять
взаимосвязи
-Презентация учебных
изученных
социальных
объектов проектов.
(включая взаимодействия общества и
природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и
государства);
приводить примеры социальных
объектов
определенного
типа,
социальных отношений, ситуаций,
регулируемых различными видами
социальных норм, деятельности людей
в различных сферах;
9
оценивать поведение людей с
точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
решать в рамках изученного
материала
познавательные
и
практические задачи, отражающие
типичные ситуации в
различных сферах деятельности
человека;
осуществлять поиск социальной
информации по заданной теме в
различных источниках (материалах
средств массовой информации (СМИ),
учебных
текстах
и
других
адаптированных
источниках),
различать в социальной информации
факты и мнения; самостоятельно
составлять простейшие виды правовых
документов (заявления, доверенности);
использовать
приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни
для ориентирования в актуальных
общественных событиях и процессах,
нравственной и правовой оценки
конкретных
поступков
людей,
реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей, первичного
анализа и использования социальной
информации, сознательного неприятия
антиобщественного поведения;
10
- Фронтальный опрос.
Знать
Обучающийся должен знать:
- Тестирование по теме.
· социальные свойства человека,
- Итоговое
его взаимодействие с другими людьми; тестирование.
· сущность общества как формы
- Индивидуальный
совместной деятельности людей; опрос.
· характерные черты и признаки
- Сообщение по теме
основных сфер жизни общества;
- Контрольная работа
·
содержание
и
значение
социальных
норм,
регулирующих
общественные отношения.
11