Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОГСЭ 00.03. психология общения

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 53.02.06 «Хоровое
дирижирование»

Разработчик:
Билюшова Е.В., преподаватель 1 категории

Программа рассмотрена на заседании ПЦК «Общественных дисциплин,
физической культуры и ОБЖ» и рекомендована к использованию в
образовательном процессе протокол № ___ от «___» _______ 201__ г.
Председатель ПЦК ______________________ Канбекова Н.Л.

СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……...3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………16

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.03 Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования в соответствии с ФГОС по специальности 53.02.06 «Хоровое
дирижирование».
Программа дисциплины соответствует требованиям ФГОС СПО.
Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в
структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины — требования к
результатам освоения дисциплины); структуру и примерное содержание
учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы,
тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации
дисциплины (требования к минимальному материально-техническому
обеспечению, информационное обеспечение обучения, примерную тематику
рефератов, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов
освоения дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический
цикл

дисциплин

программы

по

основной

профессиональной

образовательной

специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» и

объединяет в себе научно-теоретические знания с духовно-практической,
ценностной стороной человеческого опыта.
Дисциплина ориентирована не только на формирование базовых
знаний, умений и навыков, но и на воспитание нравственной и гражданской

позиции. В курсе предусмотрены темы для самостоятельного освоения
студентами с целью развития
материалов

и

выработки

навыков

на

их

поиска

и

систематизации

основе собственной позиции по

определенной проблематике.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Цель дисциплины - овладеть
общения,

кругом

вопросов

коммуникативной компетентностью

психологии

и психологическим

видением роли общения при взаимодействии в группе и социуме.
Задачи дисциплины - формировать
психологические свойства, характеристики
различных

видов

общепсихологические

умение

анализировать

психических

процессов,

общения индивидов и групп; применять
и

социально-психологические технологии

общения, позволяющие осуществлять решение профессиональных задач,
задач самосовершенствования, взаимодействия в трудовом коллективе.
В результате освоения дисциплины обучающийся специальности
«Хоровое дирижирование»

должен овладеть общими компетенциями,

включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
ОК

7.

Ставить

цели,

мотивировать

деятельность

подчиненных,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК

8.

Самостоятельно

личностногоразвития,

определять

заниматься

задачи

профессионального

самообразованием,

и

осознанно

плпанировать повышение квалификации.
ОК

9.

Ориентироваться

в

условиях

частой

смены

технологий

в

профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального
компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной
деятельности.
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального
компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной
деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни
общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:
- подготовка к проверочным работам, повторение
теории;
- составление презентаций и докладов;
- составление делового письма;
- подготовка к участию в деловой дискуссии;
- самодиагностика;
- составление кроссвордов.
Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практических работ,

Объем

Уровень

самостоятельная работа обучающихся

часов

освоения

Раздел 1 «Введение в учебную
дисциплину»
Тема 1.1. Введение в учебную
дисциплину. Категория «общение»
в психологии.

1. Предмет и задачи курса. Общее представление об

1

1

4

1,2

изучаемой дисциплине. Роль общения в
профессиональной деятельности человека. Виды и
функции общения.

Раздел 2 «Социальное общение»

Тема 2.1.
Общение – основа человеческого
бытия

1. Общение в системе межличностных и общественных
отношений. Социальная роль.
2. Классификация общения. Виды, функции общения.
3. Структура и средства общения.

4. Понятие коммуникативной компетентности личности.
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка к

2

проверочной работе «Виды общения»
Тема 2.2
Общение как восприятие
людьми друг друга
(перцептивная сторона общения)

1-2. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие

6

2

влияние на восприятие.
3.Искажение в процессе восприятия.Психологические
механизмы восприятия.
4-5.Понятие имиджа. Влияние имиджа на восприятие
человека.
6.Практическое занятие. Самодиагностика по теме
«Общение»
Внеаудиторная самостоятельная работа: составление

2

презентаций и докладов «Влияние внешнего вида человека на
успех в профессиональной деятельности», «Составляющие
имиджа делового человека».
Тема 2.3
Общение как взаимодействие

1-2. Взаимодействие как организация совместной
деятельности. Типы взаимодействия: кооперация и

6

2,3

(интерактивная сторона
общения)

конкуренция.
3-6. Практическое занятие. Трансактный анализ общения.
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка к

2

проверочной работе, повторение теории
Тема 2.4
Общение как обмен
информацией
(коммуникативная сторона
общения)

1. Основные элементы коммуникации.

6

2

2. Вербальная коммуникация.
3. Коммуникативные барьеры.
4-5. Невербальная коммуникация.
6. Практическое занятие.Методы развития
коммуникативных способностей. Виды, правила и
техники слушания.
Внеаудиторная самостоятельная работа: повторение

2

теории,самодиагностика.
Тема 2.5
Формы делового общения и их
характеристики

1-2. Деловая беседа. Деловые переговоры.
Деловые совещания.
3. Деловые дискуссии. Правила убеждения.
4. Национальные особенности переговоров.
5. Культура общения по телефону.

7

2

6. Деловая корреспонденция.
7. Практическое занятие. Деловая дискуссия. Публичные
речи.
Внеаудиторная самостоятельная работа: составление

6

делового письма, подготовка к участию в деловой дискуссии,
подготовка докладов «Национальные особенности
переговоров», подготовка к проверочной работе по разделу.
Раздел 3. «Психологические
типы людей»
Тема 3.1 Личностная типология

1. Темперамент.

4

2. Типы сотрудников. Трудные сотрудники.
3. Типологии характера.
4. Практическое занятие. Самодиагностика «Вопросник для
выявления доминирующего инстинкта»
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка
презентаций и сообщений «Акцентуации характера»,
«Клинические типологии характера».

2

2

Тема 3.2 Стили управления

1. Типы лидерства. Виды власти.

2

2

2. Понятие и характеристика стилей управления.
Внеаудиторная самостоятельная работа: повторение

2

теории, подготовка к проверочной работе по разделу.
Раздел 4. Конфликтное общение
Тема 4.1

1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное

Конфликт: его сущность и

проявление конфликта.

основные характеристики

2. Стратегия разрешения конфликтов. Правила поведения в

4

2,3

конфликтах. Последствия конфликтов.
3-4. Практическое занятие. Самодиагностика «Определение
уровня конфликтности», «Стратегия поведения в
конфликте». Решение кейсов.
Внеаудиторная самостоятельная работа:повторение

2

теории, составление кроссвордов.
Тема 4.2
Эмоциональное реагирование в
конфликтах и саморегуляция
Раздел 5. Этические формы

1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах.
Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.
2. Понятие стресса. Способы борьбы со стрессом.

2

2

общения
Тема 5.1Общие сведения об
этической культуре

1. Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали.

1

2

Моральные принципы и нормы как основа эффективного
общения. Этические принципы ведения дел в России.
Внеаудиторная самостоятельная работа: повторение

1

теории
Тема 5.2 Деловой этикет

1. Деловой этикет в профессиональной деятельности.

3

2,3

Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.
2. Требования к внешности делового человека. Этикет
повседневности.
3. Практическое занятие.Разработка этических норм своей
профессиональной деятельности
Внеаудиторная самостоятельная работа: повторение

3

теории, подготовка к итоговой контрольной работе.
Итоговая контрольная работа

Ситуационные задачи, открытые вопросы, тесты

1

3

Заключение

Подведение итогов. Осуществление обратной связи.

1

2

Всего:

48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.

Требования

к

минимальному

материально

–

техническому

обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Психология общения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме
разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;
- слайд – лекции к дисциплине «Психология общения».
-компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;
-Интернет;
-проекционная техника (интерактивная доска, мультимедийный проектор,
телевизор)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов,
дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов
учреждений ср. проф. образования/ А.П.Панфилова.- М.: Издательский
центр «Академия», 2017.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник/
Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. – Изд.3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
Дополнительные источники:
1. Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2009.
2. Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –
М.: 2006.
4. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) - СПб.:
Издательский дом Питер, 2010. - 368с.
5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.
7. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.
8. Панфилова

А.П.

Деловая

коммуникация

и

профессиональной

деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.
9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.
10.Социальная психология./ Авторы – составители Р.И. Мокшанцев,А.В.
Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010.
11.Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для
ССУЗов (изд:2). – М., 2009.
12.Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное
пособие

для

среднего

профессионального

образования)

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2008.
Интернет ресурсы:
1)

Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим

доступа: http://www.psychology.ru
2)

Журнал

"Psychologies":

[Электронный

ресурс]-

Режим

доступа:http://www.psychologies.ru
3)

Электронная библиотека учебников:[Электронный ресурс] - Режим

доступа: http://studentam.net/
4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.gumer.info/
5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие":
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/

4.

КОНТОРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
проверочных работ,

а также выполнения обучающимися индивидуальных

заданий, докладов, презентаций.
Результаты обучения
(освоенные

умения,

усвоенные

знания)

Формы

и

методы

контроля

и

оценки результатов обучения

Освоенные умения:
техники

-применять

эффективного

и

приемы Проверка домашних заданий, оценка

общения

в выполнения индивидуальных заданий,

профессиональной деятельности;

контрольная работа.

приемы Текущий контроль на практических

-использовать
саморегуляции

поведения

в занятиях,

оценка

выполнения

процессе межличностного общения. индивидуальных заданий.
Усвоенные знания:
общения

-взаимосвязь

и Тестовый

контроль.

Текущий

деятельности, цели, функции, виды контроль на практических занятиях,
и уровни общения;

оценка выполнения индивидуальных
заданий.

-роли

и

ролевые

ожидания

в Тестовый

контроль.

общении;

домашних

-виды социальных взаимодействий;

выполнения индивидуальных заданий,

-механизмы
общении;

взаимопонимания

заданий,

Проверка

в контрольная работа.

оценка

-техники

и

приемы

общения, Индивидуальные

правила слушания, ведения беседы, Практическая

задания.
работа:

анализ

убеждения;

производственных ситуаций (деловая

-этические принципы общения

игра).

-источники,

причины,

виды

способы разрешения конфликтов.

и Анализ

проблемных

Практическая

работа:

ситуаций.
анализ

производственных ситуаций (деловая
игра).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».