Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

МДК 02.02.02 Изучение репертуара ДМШ

Рабочая программа учебной дисциплины «Изучение репертуара ДМШ» (ПМ.02)
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности

среднего

профессионального

образования

(далее

СПО)

«Инструментальное исполнительство»
Организация-разработчик: _ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»

Разработчики:
Глухих О.Е. преподаватель ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ:

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ……………………………………………4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………… 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………… 9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ………………………………………………………………11

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Изучение репертуара ДМШ

1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
53.02.03. Инструментальное исполнительство
1.2. Место дисциплины в
образовательной программы

структуре

основной

профессиональной

Междисциплинарный курс «Изучение репертуара ДМШ» (МДК 02.02.)
реализуется в базовой части ФГОС СПО по специальности 53.02.03
«Инструментальное исполнительство» и входит в состав дисциплин
Профессиональных модулей профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
Овладение учебно-педагогическим репертуаром учащихся детских
музыкальных школ, необходимым для дальнейшей практической
деятельности в качестве преподавателей специального и общего фортепиано
ДМШ ДХШ, ДШИ, студий, музыкальных классов и др.
Задачами курса являются:
- изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их
художественно-эстетического и творческого развития, осуществление
профессионального и личностного роста обучающихся;
- развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в
работенад музыкальным произведением, способности к самообучению;
- применение при реализации учебного процесса лучших образцов
классической музыки, а также освоение и внедрение в практику обучения
произведений современных композиторов;
4

- интереса к изучению произведений мировой музыкальной культуры и
осознание высокой роли педагогического и исполнительского искусства;
- выявление и освоение способов наиболее целесообразного овладения
обучающимися музыкально-исполнительских и педагогических навыков, для
осуществления различных видов профессиональной деятельности;
- формирование представлений о принципах современной педагогической и
концертно-просветительской деятельности.
- формирование оперативного педагогического мышления (умение выявить
индивидуальность ученика и развивать его на соответствующем репертуаре);
- умение пользоваться методической литературой, ориентироваться в новых
учебных пособиях.
В результате освоения дисциплины междисциплинарного курса «Изучение
репертуара ДМШ» у обучающихся должны сформироваться общие и
профессиональные компетенции (ОК – общая компетенция; ПК –
профессиональная компетенция):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
5

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать репертуар.
ПК 1.2. Овладение приемами работы над основными музыкально –
выразительными средствами
ПК 1.3.
Развитие способности к аналитическому мышлению, к
обогащению исполнительного опыта (как своего, так и чужого);
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
1.4. Рекомендуемое количество часов

Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 45 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 9 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:
Групповые занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

9

Контрольные мероприятия

2

6

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Методика обучения игре на фортепиано»
№

Содержание учебно – тематического материала,
самостоятельная работа, контрольные мероприятия

Объем
часов

Уровен
ь
освоени
я

1

1,2

I курс
1 полугодие
1.

Тема 1. Основные цели и задачи курса «Изучение
репертуара ДМШ», последовательность изучения тем.
Тема 2. Школы и учебные пособия для начинающих.
Основные школы обучения игре на фортепиано и учебные
пособия для начинающих, принципы их построения

2.

Школа игры на фортепиано (под редакцией А. Николаева)
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
С. Ляховицкая Л. Сборник пьес, этюдов и ансамблей
Д. Баренбойм «Путь к музыке»
А.Николаев. Фортепианная игра.
О.Геталова, И.Визная. В музыку с радостью.
И. Королькова. Первые шаги в музыке.
И. Королькова. Маленькому пианисту.
Б.Милич. Хрестоматия для начинающих 1 кл. и др.

1,2

6

Дополнительные пособия для обучения игре на фортепиано
для начинающих:
Е. Геталова «В музыку с радостью» (для начинающих) 1-3 кл
В. Жакоевич. Веселые уроки музыки.
Т. Смирнова «Интенсивный курс обучения на фортепиано»
Л. Хереско «Музыкальные картинки»
«Малыш за роялем» (составители: И. Лещинская, В. Пороцкий)
«Пианист – фантазёр» (составители: Э. Тургенева, А. Малюков

1.2

Тема 3. Фортепианные пьесы в репертуаре ДМШ
1. Сборники пьес в репертуаре ДМШ и их специфика.

3.

2. Пьесы русских композиторов в репертуаре ДМШ:
П. Чайковский «Детский альбом» op.39, «Ноктюрн» op.19,
«Грустная песенка» op.40;
М. Глинка «Мазурка», «Прощальный вальс», «Разлука»,
«Андалузский танец»;
А. Лядов «Прелюдии» op.10, op.40, op.33, op.46;
А. Гречанинов «Детский альбом», «Бусинки», День ребенка».

7

3. Пьесы зарубежных композиторов в репертуаре ДМШ:
Р. Шуман «Альбом для юношества» op.68, «Листки из альбома»
op.124, “Пестрые листки» op.99;
Ф. Мендельсон «Песни без слов»;
Э. Григ «Поэтические картинки» op.3; Д. Фильд «Ноктюрны»; Ф.
Лист «Утешения».
7

Итого групповых занятий

15

Самостоятельная работа

4

Контрольный урок.

1

2 полугодие

4.

5.. Пьесы отечественных композиторов XX века в репертуаре
ДМШ:
Д. Шостакович «Детская тетрадь» op.69, «Танцы кукол»;
С. Прокофьев «Детская музыка» op.65, «Сказки старой бабушки»
op.31, «Мимолетности» op.22;
Г. Свиридов «Альбом пьес для детей»;
В. Гаврилин «Альбом пьес для детей»;
С. Слонимский «Альбом пьес для детей»;
А. Хачатурян «Детский альбом».

1,2

4

5. Пьесы зарубежных композиторов XX века в репертуаре
ДМШ:
К. Дебюсси «Детский уголок», «Арабески»;
Б. Барток «Микрокосмос».

5.

4. Этюды из репертуара младших, средних и старших классов
ДМШ. Основные задачи, сложности, рекомендуемые методы
работы над различными видами техники.
Младшие классы ДМШ:
Этюды К.Черни под редакцией Г.Гермера ч.1,
Этюды Л.Шитте, Е.Гнесиной, А. Лемуана, А.Николаева,
А.Лешгорна, Ф.Бургмюллера.
Средние классы ДМШ:
Инструктивные этюды К.Черни под ред. Г.Гермера. часть II,
К.Черни. Этюды ор.299, А.Лешгорна, И.Бертини, С. Геллера и т.д.
Программные этюды Ф.Бургмюллера, гармонические этюды
Р.Раввиной.

2

Старшие классы ДМШ:
Изучение этюдов М. Мошковского, К. Черни ор 299, ор.740,
Юношеских этюдов Ф. Листа, В Зиринга, В.Косенко, Р Щедрина,
Г.Волленгаупта и т.д.

8

6.

Тема 4. Полифоническая музыка в репертуаре ДМШ
1.Простейшие обработки народных песен.
Старинные танцы, части из классических сюит: менуэты, куранты,
сарабанды, бурре, арии (Д.Г.Тюрк, Л.Моцарт, Г.Ф. Гендель, Ф.
Рамо, И.Гайдн, Д.Циполи, Ф.Каттинг)
И.С.Бах. Нотная тетрадь А.М.Бах.
И.С.Бах. Маленькие прелюдии и фуги.
И.С.Бах. Инвенции.
2. Сборники полифонических пьес русских и зарубежных
композиторов в репертуаре ДМШ: М. Глинка Фуга amoll.
А. Лядов. Каноны op.34.
Д. Кабалевский. Прелюдии и фуги op.61.

1,2

6

Тема 6. Произведения крупной формы в репертуаре ДМШ

1,2

1.Сонатины в репертуаре ДМШ: Д. Чимароза. Сонатины; Я.
Дюссек. Сонатины; Ф. Кулау. Сонатины op.20, op.55; М.
Клементи. Сонатины op.36-38; Л. Бетховен. Сонатины; В. Моцарт.
Сонатины

6

2. Сонаты в репертуаре ДМШ: М. Клементи. Сонаты op.26 №23; Л. Бетховен. Сонаты op.1 №2, op.10 №1, op.10 №2, op.14 №1,
op.49 №1, op.49 №2;
Й. Гайдн. Сонаты F-dur, G-dur, D-dur, C-dur, A-dur;
В. Моцарт. Сонаты №2 F-dur, №5 G-dur, №7 C-dur, №9 D-dur, №13
B-dur, №15 C-dur, №19 F-dur

7.

3. Классический вариационный цикл в репертуаре ДМШ: Л.
Бетховен. Легкие сонаты, Вариации на швейцарскую тему F-dur,
Вариации G-dur, 9 вариаций A-dur, 6 вариаций на собственную
тему;
Й. Гайдн. Вариации A-dur, C-dur, c-moll;
В. Моцарт. Вариации G-dur на тему А. Сальери, Вариации F-dur
4. Вариационные циклы отечественных композиторов в
репертуаре ДМШ:
М. Глинка. Вариации;
Д. Кабалевский. Вариации op.40, op.51, op.87;
Майкапар. Вариации на русскую тему f-moll;
Б. Барток. Вариации: G-dur, Баллада g-moll
5. Классический и современный концерт в репертуаре ДМШ:
(Й. Гайдн, В. Моцарт, Д. Кабалевский, А. Роули)

Итого групповых занятий

19

Самостоятельная работа

5

Дифференцированный зачет

1

2.3 Методические рекомендации по самостоятельной работе
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Работа с нотным текстом.
9

2. Разбор и разучивание пьес.
3. Музыкальный анализ пьес. Определение сложности музыкального
материала пьесы.
4. Подбор пьес определенной сложности.
5. Изучение методической литературы по вопросам работы с
музыкальными произведениями.
6. Работа с печатными и электронными источниками. Исполнительский
анализ дополнительных произведений (по выбору преподавателя)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебных
кабинетов: кабинеты для групповых занятий.
Для полноценного проведения урока необходимы следующие средства
обучения:
- тетрадь, ручка, стол, стул;
- инструмент;
- наглядные пособия, нотные сборники;
- методическая литература;
- ноутбук, смартфон или планшет, USB – флеш накопитель для
посмотра видеозаписей;
- аудио-видео записи открытых уроков, мастер-классов известных
педагогов.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.

Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А.Д «Методика обучения игре на фортепиано». Москва «Музыка» 1978.
Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Издательство «Композитор. СанктПетербург» 2005.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1973.
Барсукова С.А. Учебно-методическое пособие для 5-7 классов «Хочу играть!» РостовнаДону «Феникс» 2011г.
10

С. А. Барсуковой Учебное пособие «Любимое фортепиано», сборник пьес для учащихся
ДМШ 3-4 классов, издание второе, Ростов-на-Дону издательство «Феникс», 2012 г
Емельянова Г. Учебно-методическое пособие «Упражнения – трансформеры» для
начинающих пианистов, Ростов- на- Дону, издательство «Феникс», 2009
Милич В. Воспитание ученика-пианиста. М., «Кифара», 2002
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984.
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я - детский педагог. – СПб.: «Союз
художников», 2002
Котомин, Е. В. Русская фортепианная миниатюра : учеб.-метод. пособие / Е. В.
Котомин ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств: МГУКИ, 2007 г.
Хомякова, О. Б. Стилевые особенности исполнения музыки XV-XVIII веков :учеб.метод. пособие М. : МГУКИ 2008г.
Щеглова, Т.Т. Стилевые особенности исполнения произведений композиторовромантиков : учеб. пособие МГУКИ 2007 г
Щеглова, Т.Т. Стилевые особенности исполнения произведений композиторовромантиков [Текст] : Моск. гос. ин-т культуры. Изд. 2, МГИК, 2015 г.
Щербаков, В.Ф. Русская музыка ХХ века в исполнительском и педагогическом
репертуаре музыканта учеб. пособие ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2010 г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Фонд оценочных средств
Оценка качества освоения дисциплины «Изучение репертуара ДМШ»
включает следующие виды контроля:
 Текущий контроль успеваемости;
 Промежуточную аттестацию;
 Итоговая аттестация.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям программы создаются фонды оценочных средств,
позволяющие оценить освоенные компетенции.
Фонд оценочных средств включает:
 Текущий – оценка выполненной самостоятельной работы учащегося,
Проверка качества усвоения знаний в течение семестра может
проводиться в форме тестов, небольших по объему письменных
контрольных работ.
 Промежуточный – включает полусеместровую аттестацию
семестровую аттестацию в форме контрольного урока

и
11

 Итоговый – дифференцированный зачет

Требования к дифференцированному зачету:
Исполнение и анализ фортепианных произведений из репертуарного списка
ДМШ должны отражать:
1. Содержание выбранного музыкального произведения
2. Основные черты стиля автора
3. Особенности музыкального языка и фактуры (мелодия и аккомпанемент,
метроритмическая организация материала, гармонический язык)
5. Выразительные средства исполнения: (особенности интонирования и
фразировки, характер звукоизвлечения, динамика и тембровая палитра,
артикуляция и штрихи)
и сделать исполнительский и педагогический анализ музыкального
произведения из репертуара ДМШ.
4.2. критерии оценки
Успеваемость учащихся определяется следующими оценками: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» (5) - яркое, убедительное исполнение произведений
школьного репертуара, глубокие знания предмета, свободное владение
специальными терминами, умение расчленять в изучаемом материале самые
существенные моменты; связь теории с практикой.
Оценка «хорошо» (4) - убедительное исполнение произведений школьного
репертуара, хорошее владение предметом, знание специальных терминов,
умение отвечать на поставленные вопросы, но ответ не очень уверенный;
недостаточно убедительна связь теории с практикой.
Оценка «удовлетворительно» (3) – не вполне убедительное исполнение
произведений школьного репертуара, поверхностное знание предмета,
путаница в специальных терминах; студент не отделяет главное от
второстепенного, не выделяет цели и задачи предмета, в ответах
преобладают общие фразы.

12

Оценка «неудовлетворительно» (2) – небрежное исполнение произведений
школьного репертуара, плохое знание предмета, на поставленные вопросы
студент не отвечает или отвечает неправильно, о сути предмета и
специальных терминах не имеет понятия.

4.3. оценка освоенных компетенций

Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)

Основные показатели оценки
результата

ПК
1.4
Выполнять
теоретический
и
исполнительский анализ
музыкального
произведения, применять
базовые
теоретические
знания в процессе поиска
интерпретаторских
решений.

Владение методологией анализа
произведений различных жанров.
Верное определение жанра,
формы, стиля.

Формы и методы
контроля и оценки

Устный
(коллоквиум)

опрос

Аргументированное обоснование
выбора выразительных средств в
интерпретации произведений.

ОК 1. Понимать сущность
Наличие мотивации к
и социальную значимость
профессиональному обучению.
своей
будущей
профессии, проявлять к Своевременность и полный объем
выполнения домашних заданий.
ней устойчивый интерес.

Выставление
текущих оценок по
всем задаваемым на
дом формам работы.

ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, определять
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач,
оценивать
их
эффективность
и
качество.

Организация продуктивной
самостоятельной работы.

Выставление
текущих оценок по
всем задаваемым на
дом формам работы.

ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные

Владение компьютером,
интернетом.

Текущий контроль по
заданной теме

13

технологии
совершенствования
профессиональной
деятельности.

для

ОК
6.
Работать
в
коллективе, эффективно
общаться с коллегами,
руководством.

Умение эффективно выстраивать
отношения с коллегами и
руководством, успешно находить
решение в проблемной ситуации.

ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.

Мотивация
самосовершенствованию,
устойчивый
интерес
современным методикам.

Отсутствие
нареканий
стороны
администрации
коллег

со
и

к Текущий контроль по
заданной теме
к

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».