Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования _53.02.03 Инструментальное исполнительство
(Фортепиано)
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Чернявская Е.Н., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория
Лоскутова Е.Н., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………………………………………………..4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………………...12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ….21
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«Концертмейстерская подготовка»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа по дисциплине «Концертмейстерская подготовка»
является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО (53.02.03 Инструментальное
исполнительство, фортепиано) в части освоения основного вида
профессиональной деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Дисциплина «Концертмейстерская подготовка» УП.01.01 входит в состав
Учебной практики УП.01. и дополняет междисциплинарные курсы
профессиональных модулей.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель курса:
формирование и развитие профессионально значимых, специфических
концертмейстерских навыков чтения с листа и транспозиции,
самостоятельной работы с вокалистом по разучиванию вокальных
произведений – для будущей самостоятельной практической деятельности.
Задачами курса являются:
свободное ориентирование в нотном тексте, комплексное
восприятие нотной графики;
умение мгновенно анализировать и синтезировать исполняемый
текст, распознавать в нем знакомые типичные элементы
характерные для данного сочинения;
накопление в зрительной, слуховой и моторной памяти запаса
типовых оборотов и их производных,
наиболее часто
используемых аккордовых структур, типичных модуляционных
последовательностей;
умение играть «вслепую», без зрительной ориентировки на
клавиатуре.
умение слышать детали партии солиста, соизмеряя звучность
фортепианной партии с возможностями вокалиста и
художественным замыслом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь
практический опыт:
чтения с листа музыкальных произведений разных жанров, форм и
стилей на фортепиано в соответствии с программными требованиями;
транспонирования музыкальных произведений;
взаимодействия с вокалистом;
уметь:
мобильно реагировать на комплекс знаков нотного текста в процессе
исполнения;
«смотреть вперед» и осознанно опираться на принципы тональногармонического мышление;
воспроизводить произведение целиком, интонируя голосом
вокальную партию или исполняя ее на фортепиано вместе с
аккомпанементом;
одновременно зрительно вычленять и воплощать знаки динамики,
штрихи, темповые обозначения;
использовать технические навыки и приемы, средства
исполнительской выразительности для грамотной интерпретации
нотного текста;
использовать слуховой контроль для управления процессом
исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике.
использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной
литературой и для теоретического анализа музыкальных произведений
анализировать литературный текст вокального произведения.
знать:
художественно-исполнительские возможности инструмента;
приемы и этапы чтения нотного текста;
профессиональную терминологию;
аппликатурные, координационно-ритмические особенности фактуры;
основные фактурные формулы;
жанровые особенности произведений.
диапазоны голосов; характерные для голосов тесситуры, особенности
певческого дыхания, артикуляции
1.4. Рекомендуемое количество часов
Рекомендуемое количество часов на освоение учебной практики – 172 часов.
Из них 143 – аудиторные часы и 29 – самостоятельная работа. Время
изучения – со 11-го по 18 семестры. Форма обучения – учебно-практическая,
аудиторные индивидуальные занятия.
1.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения учебной практики «Концертмейстерская
подготовка» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и
общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.4
ОК 1
ОК 3
ОК 6
ОК 8
Наименование результата обучения
Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения,
самостоятельно
осваивать
сольный
и
ансамблевый репертуар.
Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную
работу в условиях концертной организации и ансамблевых
коллективах.
Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические
знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины.
2.1 Тематический план курса
№
Наименование темы
Рассматриваемые вопросы
Кол-во
Уровень
п/п
1.
2.
3
часов
6 класс 1 семестр
Специфическими условия процесса чтения
с листа: безостановочное проигрывание,
образное
восприятие,
динамическое
мышление.
Быстрое распознавание Прочтение текста отдельно каждой рукой,
анализ мелодического и ритмического
нотной записи.
рисунка, нотная топография.
Введение
6.
1
6
1,2
7
1,2
3
3
Контрольно – зачётные Контрольный урок
мероприятия
проверка навыков чтения с листа на
примере не сложных аккомпанементов
бытового романса до двух знаков при
ключе.
1
3
6
5.
2
Работа над вокальным Разбор
литературного
текста
в
произведением
на вокальной музыке.
примере
бытового
романса.
Чтение с листа и транспорт более лёгких
Самостоятельная работа
произведений с последующей выборочной
проверкой педагогом.
4.
освоения
материала
Работа над вокальным
произведением
на
примере
бытового
романса.
Трёхстрочная партитура
класс 2 семестр
Работа
над
трактовкой
вокального
произведения. Единство литературного
текста и музыкального сопровождения.
7
Исполнение вокальной партии
фортепиано
одновременно
аккомпанементом.
7
1,2
5
1,2
3
3
1
3
на
с
Освоение
практических Знакомство с диапазонами голосов;
навыков
работы
с характерными тесситурами,
вокалистом.
особенностями певческого дыхания и
артикуляции. Подготовка и показ
вступления.
Самостоятельная работа
Семестровая аттестация
Чтение с листа и транспорт более лёгких
произведений с последующей выборочной
проверкой педагогом.
Контрольный урок: Проверка навыков
чтения с листа аккомпанемента и
транспонирование вокальной строчки
7 класс 1 семестр
8.
Освоение
практических Распевания.
Навык
ориентировки
в
навыков
работы
с тональностях, учитывая диапазон голоса
вокалистом.
вокалиста.
5
1,2
9.
Трёхстрочная партитура
Исполнение
романса
под
свой
аккомпанемент.
Транспонирование вокальных произведений
на 1/2 тона вверх и вниз
5
1,2
5
1, 2
Чтение с листа и транспорт более лёгких
произведений с последующей выборочной
проверкой педагогом.
3
3
10. Транспозиция
Самостоятельная работа
Семестровая аттестация
Контрольный урок Исполнение романса
под свой аккомпанемент Проверка навыков
чтения с листа, транспонирования
аккомпанементов на пол тона вверх и вниз
до двух знаков при ключе.
1
3
7 класс 2 семестр
12.
Освоение практических
навыков работы с
вокалистом.
Вокализы.
Чтение
транспонирование.
с
листа
и
4
Основные принципы упрощения фактуры
в процессе работы над произведением.
13. Трёхстрочная партитура
Исполнение
романса
аккомпанемент
14. Транспозиция
Самостоятельная работа
Транспонирование на тон вверх и вниз
Семестровая аттестация
под
5
свой
5
5
4
1,2
1,2
3
1
3
Стилевые
особенности,
штрихи,
звуковой баланс в ансамбле с солистом.
4
1,2
Исполнение
романса
аккомпанемент
3
Чтение с листа и транспорт более лёгких
произведений с последующей выборочной
проверкой педагогом.
Контрольный урок Исполнение романса
под свой аккомпанемент Проверка навыков
чтения с листа, транспонирования
аккомпанементов на тон вверх и вниз до
двух знаков при ключе.
8 класс 1 семестр
16. Инструментальная
музыка
17. Трёхстрочная партитура
18. Транспозиция
под
свой
Ознакомление с транспонирование
терцию вверх и вниз
1,2
на
20. Работа над вокальным Основные принципы упрощения фактуры
произведением.
в процессе работы с вокалистом.
Чтение с листа и транспорт более лёгких
Самостоятельная работа
произведений с последующей выборочной
проверкой педагогом.
4
4
1,2
1,2
4
3
1
3
Семестровая аттестация
Контрольный урок
Инструментальная
музыка
Работа над вокальным
произведением.
Трёхстрочная партитура
Стилевые
особенности,
штрихи,
звуковой баланс в ансамбле с солистом.
Основные принципы упрощения фактуры
в процессе работы с вокалистом.
6
6
Самостоятельная работа
Исполнение
романса
под
свой
аккомпанемент
Чтение с листа и транспорт более лёгких
произведений с последующей выборочной
проверкой педагогом.
4
3
Семестровая аттестация
Контрольный урок
1
3
8 класс 2семестр
7
9 класс 1 семестр
Знакомство с
репертуаром.
оперным Несложные оперные арии и ариетты.
Работа над вокальным Основные принципы упрощения фактуры
произведением.
в процессе работы с вокалистом.
7
4
Транспозиция
Самостоятельная работа
Семестровая аттестация
Транспонирование
вокального
произведения на ½ тона и тон.
Посещение занятий в вокальных
классах.
Контрольный урок
4
4
1
9 класс 2 семестр
Знакомство с
репертуаром.
оперным Аккомпанемент
Транспозиция
Самостоятельная работа
Семестровая аттестация
хоровых
сцен
и
7
ансамблей.
Исполнение голосом одновременно с
аккомпанементом одной из партий в
ансамбле.
Транспонирование
вокального
произведения на тон вверх и вниз
7
4
Чтение с листа и транспорт более лёгких
произведений с последующей выборочной
проверкой педагогом.
Зачет Чтение с листа аккомпанемента
вокального произведения, игра по трём
строчкам,
транспонирование
4
1
аккомпанемента
вокального
произведения на тон вверх и вниз
ИТОГО:
172
часа
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).
Распределение часов тематического плана является примерным и может
варьироваться в зависимости от индивидуальных способностей и
возможностей
учащегося. Объём часов по каждой теме выдаётся
рассредоточено в течение учебного года.
Количество часов, отведенное на самостоятельную работу по закреплению
навыков и приёмов, пройденных на уроке, распределяется преподавателем
согласно индивидуальному плану обучающегося.
2.2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.
2.
3.
4.
Самостоятельный разбор нотного текста;
Систематическая подготовка домашних заданий;
Решение технических проблем и поиск интерпретаторских решений;
Поиск и отбор информации об исполняемых произведениях и
аудиозаписей
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие
учебных кабинетов: кабинеты для индивидуальных занятий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: наличие
инструмента (рояль, пианино), рабочий стол преподавателя, стулья, шкаф для
хранения музыкальной литературы, аудио воспроизводящее оборудование,
метроном, пюпитр.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Ф.Брянская Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы
обучения пианиста.
Классика XXI Москва 2007г
А.Щапов Фортепианный урок в музыкальной школе и училище
Классика XXI Москва 2009г
А.Вицинский Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным
произведением.
Классика ХХI Москва 2008г.
Э.Финкельштейн. Маленький словарь маленького музыканта.
«Композитор» С-Петербург.
Словарь иностранных музыкальных терминов.
М.Глинка Романсы и песни на стихи А.Пушкина
А.Гурилёв Избранные песни и романсы.
А.Булахов .Романсы.
А.Варламов Сборник романсов.
А.Даргомыжский Романсы.
А.Даргомыжский «Русалка» клавир»
В.Моцарт «Свадьба Фигаро» клавир
В.Моцарт «Волшебная флейта» клавир
Ф.Шуберт Песни.
Великие композиторы В.Моцарт (диск)
Электронные нотные библиотеки
Адреса:
uralconsv.org
nbrkomi.ru
window.edu.ru
piano.ru
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
Предмет «Концертмейстерская подготовка» является основой для
предмета «Концертмейстерский класс» и наряду с другими дисциплинами
специального цикла формирует у учащегося:
- художественный вкус
- чувство стиля
- широкий кругозор
- творческую волю и стремление к самосовершенствованию.
В результате изучения предмета учащийся должен уметь:
- выработать стойкие навыки чтения с листа
- быстро осваивать нотные тексты
-расширять количественный объем пройденных произведений
-понимать стилистическую и жанровую основу изучаемых
произведений
-аккомпанировать несложные произведения с листа и в транспорте
Особое внимание следует уделять выработке у студента навыков чтения
с листа, которые приобретаются в результате систематической тренировки.
На первом этапе обучения следует выбирать произведения с более простым
фортепианным сопровождением, небольшие по объёму, написанные в
медленном темпе, с небольшим количеством знаков альтерации, единым
типом фортепианной фактуры, ясным и устойчивым ритмом.
Прочесть произведение с листа — значит быстро схватить и эскизно
передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой
приблизительности воспроизведения нотной записи.
Процесс овладения навыками чтения нот с листа возможно разделить на
два этапа: чтение без инструмента (внутренне - слуховое чтение) и чтение за
инструментом (чтение-игра). Каждый этап характеризуется присущими ему
приемами работы. На более совершенной ступени развития навыков чтения
методы работы одного этапа могут переплетаться с характерными приемами
другого. Прочесть произведение с листа — значит быстро схватить и эскизно
передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой
приблизительности воспроизведения нотной записи, т.е. уметь бегло читать с
листа.
Необходимо выделить четыре основных условия беглого чтения:
- предварительное прочтение текста глазами
- относительное и обобщенное чтение
- смысловая группировка нот
- структурное чтение
К особым способам «обработки» нотного текста в процессе
тренировки и исполнения с листа относятся технологические приемы,
указанные в следующей таблице с их характеристиками.
Основные приёмы беглого чтения
Предварительное прочтение глазами: Зрительный обзор нотного
текста, содержащий общий анализ и игру «в уме»
Относительное чтение: зрительное восприятие «нотной картины», а
не отдельных нотных знаков, т.е. чтение по графическим контурам нотных
головок (горизонталь) и изображению нотных групп (вертикаль); чтение с
преобладанием зрительного процесса (образа)
Обобщённое чтение: опора при считывании нот на типовые
формулы фортепианной фактуры и звучащие обороты музыкальной речи гаммы, арпеджио, фигурации, виды аккомпанементов, стилевые
фактурные формы, ритмоформулы, секвенции, кадансы и другие формулы
- стереотипы; чтение с преобладанием интеллектуального процесса
Смысловая группировка нот: слуховое восприятие нотной записи
по целостной «звуковой картине» - группировка (озвучивание) нот на
уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений;
чтение с преобладанием слухового процесса (образа)
Структурное чтение: удерживание целостных структур, крупных
синтаксических единиц текста - фраз, предложений, повторяющихся
построений различных масштабов; чтение с преобладанием структурно синтаксического и эмоционально - образного восприятия
Упрощение фактуры: облегчение фактуры фортепианного изложения, не
затрагивающее функционального баса и мелодической линии
Игра «вслепую», не гладя на руки Ориентировка на клавиатуре без
помощи центрального (прямого) зрения; обзор большей части
нотного листа в условиях переферического (бокового) зрения; этот
приём совершенствует аппликатурную технику и ускоряет слухо двигательную реакцию на нотные знаки; основа для считывания нот,
опережающего исполнение
Мысленное опережение «забегание глазами вперёд» исполняемого
фрагмента и «фотографирование» его – запоминание, принудительное чтение
последующего фрагмента с помощью прикрывания бумагой сыгранного отрезка текста; ведёт к зрительно - слухо - моторному опережению реально
звучащего текста. Когда слышание музыкальной ткани опережает
исполнение, руки выполняют то, что подсказывает слух; обеспечивает
кратковременное запоминание последующего фрагмента, двигательную
готовность и непрерывность исполнения, облегчает смысловую догадку о
ближайшем продолжении.
Умение обучаемого самостоятельно и грамотно разбираться в нотном
тексте значительно активизирует процесс работы, который ведётся по двум
тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитие навыков
тщательного разбора (анализа) и навыков беглого чтения нот с листа. В
результате создаются необходимые условия для расширения музыкального
кругозора учащегося.
Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются
осознание ладотональности, метроритма, умения охватить мелодические
фразы, заметить и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки и
авторские ремарки, внимательное отношение к аппликатуре, понимание её
значения не только для удобства игры, но и для передачи верной фразировки,
голосоведения.
Систематическая работа в этом направлении позволит со временем
потребовать от ученика самостоятельного осмысленного и тщательного
разбора текста.
Параллельно с навыками разбора и на базе этих навыков необходимо
развивать беглое чтение нот с листа, основанное на умении схватывать
главное в музыкальной ткани, умение непрерывно вести музыкальную
линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок. Уверенная и
быстрая реакция на нотные знаки, охват всё более протяжённых
музыкальных фраз, свободная ориентировка на клавиатуре, аппликатурная
находчивость являются непременным условием успешного овладения
навыков чтения нот с листа.
3.4.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть
основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую
обучающимся внеаудиторных занятий в соответствии с заданиями
преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется
преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться обучающимся
в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных
классах, а также в домашних условиях.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для закрепления навыка необходимы систематические домашние
занятия, в процессе которых следует:
- определить тональность произведения;
-просмотреть нотный текст глазами, мысленно прослушивая
произведение, заострив внимание на сложных местах
-играть и «смотреть вперед» (и слышать!), стараться не смотреть на
клавиатуру
-обращать внимание на аппликатуру, соблюдать правила позиционной
игры
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. фонд оценочных средств
Оценка качества освоения
дисциплины «Концертмейстерский класс»
включает следующие виды контроля:
Текущий контроль успеваемости;
Промежуточную аттестацию;
Итоговая аттестация.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям программы создаются фонды оценочных средств,
позволяющие оценить освоенные компетенции.
Фонд оценочных средств включает:
Текущий – оценка выполненной самостоятельной работы учащегося,
концертное выступление;
Промежуточный – включает полусеместровую аттестацию и
семестровую аттестацию в форме контрольного урока,
прослушивания, зачета или экзамена, концерта;
4.2. оценка освоенных компетенций
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1 Целостно и
грамотно
воспринимать и
исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно
осваивать сольный,
оркестровый и
ансамблевый
репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую
деятельность
и
репетиционную
работу в качестве
концертмейстера;
ПК 1.4 Выполнять
теоретический и
исполнительский
анализ музыкального
произведения,
применять базовые
теоретические знания
в процессе поиска
интерпретаторских
Основные показатели
оценки результата
Грамотное и выразительное
исполнение на инструменте,
владение методикой
самостоятельного освоения
репертуара.
Владение методикой
репетиционной работы,
основами ансамблевой игры,
умение воплощать на сцене
поставленные
художественные задачи
Владение методологией
анализа произведений
различных жанров. Верное
определение жанра, формы,
стиля.
Аргументированное
обоснование выбора
выразительных средств в
интерпретации
Формы и
методы
контроля и
оценки
Текущий
контроль в
форме зачета,
экзамена,
итоговой
контроль в
форме
итоговой
государственно
й аттестации
Концерт
Устный опрос
(коллоквиум)
решений.
произведений.
ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.
Наличие мотивации к
профессиональному
обучению.
Своевременность и полный
объем выполнения
домашних заданий.
Выставление
текущих
оценок по всем
задаваемым на
дом формам
работы.
Организация продуктивной
самостоятельной работы.
Выставление
текущих
оценок по всем
задаваемым на
дом формам
работы.