Екатеринбург, 2018
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе:
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования;
требований к результату освоения образовательной программы основного
профессионального образования по специальности 073502 Хоровое
дирижирование;
программы формирования универсальных учебных действий;
фундаментального ядра содержания общего образования;
программы «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко.;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
2) проявление
познавательной
активности
в
области
предметной
технологической деятельности;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического
труда;
4) самооценка умственных и физических способностей при трудовой
деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
5) развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
6) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду;
7) становление
самоопределения
в
выбранной
сфере
будущей
профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной
карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной
и эффективной социализации;
8) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ
или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
9) проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности;
10) самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
11) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;
12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование
индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
1) самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и
формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
2
2) алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой
деятельности;
3) определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе
заданных алгоритмов;
4) комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
поиск новых
5) решений возникшей технической или организационной проблемы;
6) выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных
творческих работ по созданию изделий и продуктов;
7) виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и
технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и
практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
8) осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и
регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в
устной или письменной форме результатов своей деятельности;
9) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ);
выбор
для
решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
10) организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательнотрудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
11) оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой
деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств
устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических
процессах;
12) соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в
соответствии с технологической культурой производства;
13) оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
14) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты в соответствии с ФГОС СПО и ФГОС ООО:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития
общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности
технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических
последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного
производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления
изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
Направление «Индустриальные технологии»
Выпускник научится:
находить
в
учебной
литературе
сведения,
необходимые
для
конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и
эскизы разрабатываемых объектов.
Выпускник получит возможность научиться: грамотно пользоваться
графической документацией и технико-технологической информацией, которые
применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических
объектов.
Направление «Технологии ведения дома»
Выпускник научится:
понимать характеристики основных функциональных зон в жилых
помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтноотделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений;
знать средства оформления интерьера; назначение основных видов
современной бытовой техники;
уметь планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов,
инструментов, оборудования и примерных затрат;
подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением
помещений.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов, и средств ухода
за одеждой и обувью;
применять бытовые санитарно-гигиенические средства;
применять средства индивидуальной защиты и гигиены.
Направление «Технологии исследовательской, опытнической и проектной
деятельности»
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и
формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность
итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ;
составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации
замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты
выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными
видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять
проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
4
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе
установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать
и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку
проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на
рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел II. Содержание учебного предмета
Направление «Индустриальные технологии»
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов.
Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.
История художественной обработки древесины. Художественная обработка
древесины. История мозаики. Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика,
маркетри). Эстетические и эргономические требования к изделию.
Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с
древесиной.
Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.
Чеканка, история её возникновения, виды. Правила безопасного труда при
выполнении художественно-прикладных работ с металлами.
Профессии, связанные с художественной обработкой металла.
Направление «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за
ними
Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и
сельском доме.
Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение,
оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и
мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой,
кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химических средств и
препаратов в быту.
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии
ухода за обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Тема 2. Эстетика и экология жилища
Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для
поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль
освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом
потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Тема 3. Технологии ремонтно-отделочных работ
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения
ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях.
5
Основы технологии штукатурных работ. Инструменты для штукатурных работ, их
назначение. Особенности работы со штукатурными растворами.
Технология оклейки помещений обоями. Декоративное оформление интерьера.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Расчёт необходимого
количества рулонов обоев.
Виды красок и эмалей. Особенности окраски поверхностей помещений,
применение трафаретов.
Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки
стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Технология крепления плитки к стенам и
полам.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных
работ.
Соблюдение правил безопасного труда при выполнении ремонтно-отделочных
работ.
Направление «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Исследовательская и созидательная деятельность
Понятие творческого проекта.
Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и
спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах,
журналах и сети
Интернет.
Этапы выполнения
проекта
(поисковый,
технологический,
заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные
пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и
технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации.
Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль
и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и
презентации проекта. Методика проведения электронной презентации проектов
(сценарии, содержание).
Разработка варианта рекламы.
Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.
Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Программа рассчитана на 36 учебных часов. В том числе: в 6-ом классе для
специальности
«Хоровое
дирижирование»
35
часов,
для
специальности
«Инструментальное исполнительство (фортепиано) – 36 часов.
Тема
Содержание
Направление «Индустриальные технологии» (8 часов)
Технологии
Введение. Что изучает предмет «Технология».
художественноПравила безопасного труда при выполнении
прикладной обработки художественно-прикладных работ с древесиной и с
Колво
часов
1
6
материалов
металлами.
Традиционные
виды
декоративно-прикладного
творчества и народных промыслов. Основные
средства
художественной
выразительности
в
различных технологиях. Роспись по ткани. Батик.
История художественной обработки древесины.
Художественная обработка древесины. История
мозаики. Виды мозаики (инкрустация, интарсия,
блочная мозаика, маркетри). Эстетические и
эргономические требования к изделию.
Металлы и их сплавы. Технология обработки
материалов. Чеканка, история её возникновения,
виды.
Профессии, связанные с художественной обработкой
древесины и металла.
Направление «Технологии домашнего хозяйства» (17 часов)
Технологии
ремонта Интерьер жилого помещения. Требования к
деталей
интерьера, интерьеру помещений в городском и сельском доме.
одежды и обуви и ухода Прихожая, гостиная, детская комната, спальня,
за ними – 7 часов
кухня: их назначение, оборудование, необходимый
набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных
покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий
ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за
стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных
химических средств и препаратов в быту.
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и
стирка одежды. Технологии ухода за обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса
Эстетика и экология Требования к интерьеру жилища: эстетические,
жилища – 3 часа
экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме.
Современные
приборы
для
поддержания
температурного режима, влажности и состояния
воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Правила пользования бытовой техникой.
Подбор на основе
рекламной
информации
современной
бытовой
техники
с
учётом
потребностей и доходов семьи.
Технологии ремонтно- Виды ремонтно-отделочных работ. Современные
отделочных работ – 7 материалы для выполнения ремонтно-отделочных
часов
работ в жилых помещениях.
Основы
технологии
штукатурных
работ.
Инструменты для штукатурных работ, их назначение.
Особенности работы со штукатурными растворами.
Технология
оклейки
помещений
обоями.
Декоративное оформление интерьера. Назначение и
виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Расчёт
необходимого количества рулонов обоев
Виды красок и эмалей. Особенности окраски
1
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
поверхностей помещений, применение трафаретов.
Основы технологии плиточных работ. Виды плитки,
1
применяемой для облицовки стен и полов.
Материалы для наклейки плитки. Технология
крепления плитки к стенам и полам.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно1
отделочных и строительных работ.
Соблюдение правил безопасного труда при
1
выполнении ремонтно-отделочных работ
Направление «Технологии исследовательской и опытнической
деятельности» (10 часов)
Исследовательская
и Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы
1
созидательная
проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей
деятельность
и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование
требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска
1
информации в книгах, журналах и сети Интернет.
Этапы
выполнения
проекта
(поисковый,
технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при
1
проектировании изделия, возможные пути их
решения
(выбор
материалов,
рациональной
конструкции, инструментов и технологий, порядка
сборки, вариантов отделки).
Подготовка
графической
и
технологической
1
документации.
Расчёт стоимости материалов для изготовления
1
изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель
1
работы учащегося за учебный год.
Способы
проведения
презентации
проектов.
2
Использование ПК при выполнении и презентации
проекта.
Методика
проведения
электронной
презентации проектов (сценарии, содержание).
Разработка варианта рекламы.
1
Правила безопасного труда при выполнении
1
творческих проектов.
Резерв для специальности «Инструментальное
1
исполнительство (фортепиано)
ИТОГО
35 /36
часов
8