Рабочая
программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по
специальности
(специальностям)
среднего
профессионального
образования (далее СПО) 53.02.06. Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской хоровой
колледж
Разработчики:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
9
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
ОСВОЕНИЯ
12
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Музыкальная литература
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности (специальностям) СПО Хоровое дирижирование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Основные программы ФГОС основного общего образования. Предметная
область «Искусство»
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору
музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных
знаний.
Задачами курса являются формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному
искусству, понимание народного, классического и современного музыкального
творчества, развитие музыкальных способностей, подготовка активных
слушателей и пропагандистов музыки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с литературными источниками и нотным материалом;
в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и
творчестве композиторов или делать общий исторический обзор, разобрать
конкретное музыкальное произведение;
определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;
применять основные музыкальные термины и определения из смежных
музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные этапы развития музыки, формирование национальных
композиторских школ;
условия становления музыкального искусства под влиянием
религиозных, философских идей, а также общественно-политических
событий;
этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и
формирование русского музыкального стиля;
основные направления, проблемы и тенденции развития современного
русского музыкального искусства.
4
Владеть следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин
федерального компонента среднего (полного) общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар
(в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую
деятельность
и
репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и
ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически
работать
над
совершенствованием
исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств
для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем
музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар
в соответствии с программными требованиями.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.8. Владеть
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 372 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 248 часов;
самостоятельной работы обучающегося 124 часов.
5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа
Объем часов
372
248
7
124
124
Итоговая аттестация в форме (указать) экзамен
6
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной
дисциплины
№
Содержание учебно-тематического материала, Объе Уровень
наимен самостоятельная работа, контрольные
м
компетен
ование мероприятия
часов
ции
темы
5 класс
1
7
1
И.С.Бах Биография краткий обзор творчества.
И.С.Ба Клавирные сочинения.
х
Органная музыка.
Контрольный урок по творчеству И.С.Баха.
2
6
1
И.Гайдн.
И.Гайд Биография и краткий обзор творчества.
н.
Сонатно-симфонический цикл:
Соната Ре мажор для фортепиано (соната ми
минор для ф-но)
Симфония № 103 Ми бемоль мажор.
Контрольный урок и сдача музыкальных тем.
3
6
1
В.А.Моцарт
В.А.М Биография и краткий обзор творчества.
оцарт Соната Ля мажор Симфония № 40 соль
минор.
Опера «Свадьба Фигаро»
«Реквием» (фрагменты)
Контрольный урок по творчеству Моцарта.
4
6
1
Л.Бетховен.
Л.Бетх Биография и краткий обзор творчества.
овен. Соната № 8 до минор («Патетическая»)
Соната № 14 до диез минор («Лунная»)
Увертюра «Эгмонт»
Симфония № 5 до минор
Контрольный урок по творчеству Бетховена
Викторина.
5
5
1
Ф.Шуберт.
Ф.Шуб Биография и краткий обзор творчества Песни.
ерт.
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»
(фрагмент).
Фортепианные произведения Симфония № 8
(«Неоконченная») Контрольный урок,
музыкальная викторина по творчеству
Шуберта.
6
5
1,2
Ф.Шопен. Биография и краткий обзор
Ф.Шоп творчества. Фортепианные сочинения.
ен.
Музыкальная викторина по творчеству
Шопена. Контрольный урок.
7
Обобщение по курсу «Зарубежная
Музыкальная литература». Итоговая
контрольная работа. Музыкальная викторина.
Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:
6 класс
1
М.И.Глинка
М. И. Биография и обзор творчества.
Глинка Опера «Иван Сусанин».
Симфонические произведения: фантазия
«Камаринская», «Вальс-фантазия».
Романсы.
2
А. С. Даргомыжский.
А. С. Биография и обзор творчества.
Дарго Романсы и песни.
мыжск Опера «Русалка».
ий
35
17,5
1
7
1
6
1
3
Музыкальная культура России 60-70 гг.
Музык XIX в., «Могучая кучка».
альная
культу
ра
России
60-70
гг.
3
1
4
А. П.
Бороди
н
А.П.Бородин.
Биография и обзор творчества.
Симфония № 2 («Богатырская»)
Опера «Князь Игорь».
6
1
5
М. П.
Мусор
гский
М.П.Мусоргский.
Биография и обзор творчества.
Песни.
Опера «Борис Годунов» (отдельные сцены).
6
1
6
Н. А.
Римск
ий Корсак
ов.
Н.А.Римский-Корсаков.
Биография и обзор творчества
Опера «Снегурочка» (или опера «Сказка о
Царе Салтане»)
Симфоническая сюита «Шехеразада».
5
1,2
2
1,2
7
Обобщение по курсу «Русская музыкальная
Обобщ литература».
ение Подготовка к контрольному уроку по всему
8
курсу «Русская музыкальная литература».
Контрольный урок по всему курсу «Русская
музыкальная литература».
Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:
7 класс
1
П.И. Чайковский. Биография и обзор
П.И.
творчества.
Чайков Симфония № 1 соль минор («Зимние грезы»)
ский
Опера «Евгений Онегин»
Цикл пьес «Времена года»
35
17,5
1
6
1
2
Русска
я
музыка
на
рубеже
Х1ХХХ
веков.
3
А.Н.
Скряби
н
Русская музыка на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Русские меценаты и музыкальнообщественные деятели.
2
1
А.Н. Скрябин.
Биография и обзор творчества.
Фортепианные сочинения.
2
1
4
С.В.
Рахман
инов
С.В. Рахманинов.
Обзор творчества.
Произведения для фортепиано.
Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Романсы.
4
1
2
1
6
1
5
И.Ф. Стравинский.
И.Ф. Обзор творчества.
Страви Балет «Петрушка».
нский
6
С.С.
Проко
фьев.
С.С. Прокофьев.
Обзор творчества.
Фортепианные произведения.
«Александр Невский»
«Ромео и Джульетта»
«Золушка»
«Седьмая симфония».
9
7
Д.Д. Шостакович.
Д.Д. Биография и обзор творчества.
Шоста Седьмая симфония.
кович
3
1
Отечественная музыка в 1960-1990-е годы.
1
Г.В. Свиридов.
Биография. «Поэма памяти С.Есенина».
2
1
А.И. Хачатурян. Творческий портрет.
Балет «Спартак».
2
1
Композиторы последней трети XX века.
В.А.Гаврилин, Р.К.Щедрин, Э.В.Денисов,
А.Г.Шнитке.
Подготовка к зачету по курсу «Музыкальная
литература 5-7 классы».
Зачетный урок.
6
1,2
Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:
8 класс
Зарубежная музыкальная литература. Вводная
беседа. Зарубежная музыка эпохи
Возрождения и Барокко.
Муз.литература ХVП-ХVШ в.в. Г.Гендель.
Жизненный и творческий путь. Оратория
«Самсон». Инструментальные сочинения.
36
18
1
3
И. С. Бах. Жизненный и творческий путь.
Инструментальная музыка. Вокальноинструментальные сочинения.
10
4
К. В. Глюк. Жизненный и творческий путь.
Опера «Орфей».
Венская классическая школа. Й. Гайдн.
Жизненный и творческий путь. Симфонии.
Оратория «Времена года».
3
8
Отечес
твенна
я
музыка
в 19601990-е
годы
9
Г.В.
Свири
дов
10
А.И.
Хачату
рян
11
Компо
зиторы
послед
ней
трети
XX
века
1
2
5
5
6
6
10
6
7
8
9
10
11
12.
13.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
В. А. Моцарт. Жизненный и творческий путь.
Оперы. Симфонии.«Реквием».
Л. В. Бетховен. Жизненный и творческий
путь. Сонаты. Симфонии. Увертюра
«Эгмонт».
Музыкальный романтизм.
Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь.
Песни. Вокальный цикл. «Прекрасная
мельничиха». Вокальный цикл «Зимний
путь». Песни из сборника «Лебединая песня».
Инструментальные произведения.
К. М. Вебер. Жизненный и творческий путь.
Опера «Вольный стрелок».
Ф. Мендельсон. Жизненный и творческий
путь. Фортепианные сочинения.
Симфонические произведения.
Р. Шуман. Жизненный и творческий путь.
Фортепианные сочинения. Вокальный цикл
«Любовь поэта».
Дж. Россини. Жизненный и творческий путь.
Опера «Севильский цирюльник». Обобщение.
Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:
9 класс
Ф.Шопен. Жизненный и творческий путь.
Фортепианные сочинения.
Ф. Лист. Жизненный и творческий путь.
Фортепианные сочинения. Симфонические
сочинения.
Г.Берлиоз. Жизненный и творческий путь.
Симфонии.
Р. Вагнер. Жизненный и творческий путь.
Оперная реформа.
И. Брамс. Жизненный и творческий путь.
Симфония № 4.
Дж. Верди. Жизненный и творческий путь.
Оперное творчество.
Французская музыкальная культура. 2 пол.
XIX в.Ш.Гуно. Опера «Фауст».
Ж. Бизе. Жизненный и творческий путь.
Опера «Кармен». «Арлезианка».
Чешская музыкальная культура XIX в.
7
9
1
8
4
3
6
4
72
36
2
8
8
3
6
3
13
3
4
1
11
10
11
12
13
14
15
Б.Сметана. Жизненный и творческий путь.
Опера «Проданная невеста».
А.Дворжак. Жизненный и творческий путь.
Симфония № 5.
Норвежская муз. культура XIX в.
Э.Григ.
Жизненный и творческий путь. Музыка к
драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
Музыкальная культура рубежа Х1Х-ХХ вв.
Музыкальный импрессионизм во Франции.
К.Дебюсси.
Жизненный и творческий путь.
«Послеполуденный отдых фавна». Прелюдии.
М. Равель. Жизненный и творческий путь.
«Болеро».
Веризм как художественное направление в
Италии. Дж.Пуччини. Жизненный и
творческий путь. Опера «Богема».
Поздний романтизм в музыкальной культуре
Германии и Австрии.
Музыкальный экспрессионизм. Обобщение по
курсу.
Всего аудиторных часов:
Самостоятельная работа:
Контрольные уроки:
№
5 класс
Тема
1
4
6
4
3
5
70
35
2
Кол-во
часов
Д.з
Шорникова.
Развитие
Зап.евр. музыки.
2 год. обуч.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
И. С. Бах
И. С. Бах. Обзор творчества.
И. С. Бах. Биография, жизненный путь.
И. С. Бах. Клавирное творчество.
И. С. Бах. Хорошо темперированный клавир.
И. С. Бах. Французские сюиты. История
создания.
И. С. Бах. Французские сюиты. Характерные
черты танцев.
И. С. Бах. Органное творчество.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Занятие 1,2
Занятие 3,4
Занятие 5
Занятие 5
Занятие 6
1 ч.
Занятие 6
1 ч.
Занятие 7
12
Й. Гайдн
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Й. Гайдн. Обзор творчества.
Й. Гайдн. Биография, жизненный путь
Й. Гайдн – основатель жанра симфонии и
сонаты.
Й. Гайдн. Симфония №103 (1 , 2 часть)
Й. Гайдн. Симфония №103 (3, 4 часть)
Й. Гайдн. Соната Ре мажор.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Занятие 8
Занятие 8
Занятие 9
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Занятие 9
Занятие 9
Занятие 10
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 14
Занятие 11
Занятие 14
Занятие 15
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 19
Занятие 20
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23
1 ч.
1 ч.
Занятие 24
Занятие 25
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 27
Повторение
В. А. Моцарт
14.
15.
16.
17.
18.
19.
В. А. Моцарт. Обзор творчества.
В. А. Моцарт. Биография, жизненный путь.
В. А. Моцарт. Симфония №40 (1 и 2 части).
В. А. Моцарт. Симфония №40 (3 и 4 части).
В. А. Моцарт. Фортепианное творчество.
Соната Ля - мажор.
В. А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро».
Л. В. Бетховен.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Л. В. Бетховен. Обзор творчества.
Л. В. Бетховен. Биография, жизненный путь.
Л. В. Бетховен. Фортепианное творчество.
Л. В. Бетховен. Симфония №5(1 и 2 части).
Л. В. Бетховен. Симфония №5(3 и 4 части).
Л. В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Ф. Шуберт.
26.
27.
28.
29.
30.
Ф. Шуберт. Обзор творчества.
Ф. Шуберт. Биография, жизненный путь.
Ф. Шуберт. Вокальное творчество.
«Прекрасная мельничиха».
Ф. Шуберт. Фортепианное творчество.
Ф. Шуберт. Симфония №8.
Ф. Шопен
31.
32.
33.
34.
Ф. Шопен. Биография, жизненный путь.
Ф. Шопен.Обзор творчества.
Ф. Шопен. Фортепианная музыка.
Контрольный урок по курсу.
13
35.
Работа над ошибками.
1 ч..
Повторение
6 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
М. И. Глинка.
М. И. Глинка. Обзор творчества.
М. И. Глинка. Опера «Руслан и
Людмила». Содержание.
М. И. Глинка. Опера «Руслан и
Людмила».Основные сцены.
М. И. Глинка. Опера «Иван
Сусанин». Содержание.
М. И. Глинка. Опера «Иван
Сусанин». Основные сцены.
М. И. Глинка. Романсы.
М. И. Глинка. Симфоническое
творчество.
Кол-во часов
Д.З.
Шорникова.
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА. Вып.3
1 ч.
1 ч.
Занятие 5
Занятие 6
1 ч.
Занятие 6
1 ч.
1 ч.
Занятие7
Занятие 8
1 ч.
1 ч.
Занятие 10
Занятие 9
1 ч.
1 ч.
Занятие 11
Занятие 13
1 ч.
Занятие 13
1 ч.
1 ч.
Занятие 12
Занятие 12
1 ч.
Занятие 12
1 ч.
Занятие 14
1 ч.
Занятие 14
А. С. Даргомыжский.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
А. С. Даргомыжский. Биография.
А. С. Даргомыжский. Опера
«Русалка». Содержание.
А. С. Даргомыжский. Опера
«Русалка». Основные сцены.
А. С. Даргомыжский. Романсы.
А. С. Даргомыжский.
Фортепианное творчество.
А. С. Даргомыжский.
Симфоническое творчество.
Музыкальная культура России 6070 – х годов 19 века. «Могучая
кучка».
14.
15.
Музыкальная культура России 6070 – х годов 19 века.
М. А. Балакирев – основатель
«Могучей кучки».
14
16.
«Могучая кучка».
1 ч.
Занятие 14
А. П. Бородин. Обзор творчества.
А. П. Бородин. Опера «Князь
Игорь». Содержание.
А. П. Бородин. Опера «Князь
Игорь». Основные цены.
А. П. Бородин. Симфония № 2
А. П. Бородин. Романсы.
А. П. Бородин. Фортепианное
творчество.
М. П. Мусоргский.
1 ч.
1 ч.
Занятие 15
Занятие 17
1 ч.
Занятие 18
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Занятие 16
Занятие 19
Занятие 19
М. П. Мусоргский. Обзор
творчества.
М. П. Мусоргский. Опера «Борис
Годунов». Содержание.
М. П. Мусоргский. Опера «Борис
Годунов». Главные герои.
М. П. Мусоргский. Опера «Борис
Годунов». Основные сцены.
М. П. Мусоргский. «Картинки с
выставки».
М. П. Мусоргский. Песни.
1 ч.
Занятие 20
1 ч.
Занятие 21
1 ч.
Занятие 22
1 ч.
Занятие 23
1 ч.
Занятие 25
1 ч.
Занятие 24
1 ч.
Занятие 26
1 ч.
Занятие 27
1 ч.
Занятие 29
1 ч.
Занятие 28
1 ч.
Занятие 30
1 ч.
Занятие 35
А. П. Бородин.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Н. А. Римский - Корсаков.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Н. А. Римский - Корсаков. Обзор
творчества.
Н. А. Римский - Корсаков. Опера
«Снегурочка». Содержание.
Н. А. Римский - Корсаков. Опера
«Снегурочка». Основные сцены.
Н. А. Римский - Корсаков.
«Шехерезада» .
Н. А. Римский - Корсаков. Опера
«Садко».
Обобщение по курсу «Русская
музыкальная литература»
Музыкальная викторина по всему
15
35.
курсу.
Тестирование по всему курсу.
1ч
Занятие 35
7 класс
№
Тема
Кол-во
часов
По учебнику
М. Шорникова.
Музыкальная
литература.
3 год обучения.
П. И. Чайковский.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
П. И. Чайковский. Творческий облик.
П. И. Чайковский. Опера «Евгений
Онегин». Содержание.
П. И. Чайковский. Опера «Евгений
Онегин». Характеристика главных героев.
П. И. Чайковский. Симфония №1
П. И. Чайковский. «Времена года» (№1 6)
П. И. Чайковский. «Времена года» (№612)
1 ч.
1 ч.
Занятие 31
Занятие 34
1 ч.
Занятие 34
1 ч.
1 ч.
Занятие 33
Занятие 32
1 ч.
Занятие 32
По учебнику
М. Шорникова.
Музыкальная
литература.
4год обучения.
Русская музыка на рубеже 19 и 20 веков.
7.
8.
Русская музыка на рубеже 19 и 20 веков.
Русские меценаты и музыкально –
общественные деятели.
Д/з
1 ч.
1 ч.
Занятие 1
Занятие 1,
вопросы
1 ч.
1 ч.
Занятие 6
Занятие 6,
вопросы
1 ч.
1 ч.
Занятие 4
Занятие 5
1 ч.
Занятие 5
1 ч.
Занятие 5,
вопросы
1 ч.
Занятие 7
А. Н. Скрябин.
9.
10.
А. Н. Скрябин. Творческий портрет.
А. Н. Скрябин. «Прометей».
С В. Рахманинов.
11.
12.
13.
14.
С. В. Рахманинов. Творческий портрет.
С. В. Рахманинов. Фортепианное
творчество.
С. В. Рахманинов. Концерты для
фортепиано с оркестром.
С. В. Рахманинов. Романсы.
И. Ф. Стравинский.
15.
И. Ф. Стравинский. Творческий портрет.
16
16.
И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».
1 ч.
Занятие 7,
Вопросы
1 ч.
1 ч.
Занятие 9
Занятие 10
1 ч.
Занятие 12
1 ч.
1 ч.
Занятие 10
Занятие 11
1 ч.
Занятие 10,
Вопросы
1 ч.
1 ч.
Занятие 13
Занятие 14
1 ч.
Занятие 14,
Вопросы
1 ч.
Занятие 18
1 ч.
1 ч.
Занятие 18
Занятие 18
1 ч.
1 ч.
Занятие 16
Занятие 17
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Занятие 19
Занятие 19
Занятие 19
Занятие 19
С. С. Прокофьев.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
С. С. Прокофьев. Творческий портрет.
С. С. Прокофьев.Фортепианные
произведения.
С. С. Прокофьев. Балет «Ромео и
Джульетта».
С. С. Прокофьев. Балет «Золушка»
С. С. Прокофьев. Кантата «Александр
Невский».
С. С. Прокофьев. Симфония №7
Д. Д. Шостакович.
23.
24.
25.
Д. Д. Шостакович. Творческий портрет.
Д. Д. Шостакович. Симфония №7 (1 и 2
части).
Д. Д. Шостакович. Симфония №7 (3 и 4
части).
Отечественная музыка в 1960-1990 – е
годы.
26.
Отечественная музыка в 1960-1990 – е
годы.
Г. В. Свиридов.
27.
28.
Г. В. Свиридов. Творческий портрет.
Г. В. Свиридов. «Поэма памяти С.
Есенина».
А.И. Хачатурян
29.
30.
А.И. Хачатурян. Творческий портрет.
А.И. Хачатурян. Балет «Спартак».
Композиторы последней трети 20 века.
31.
32.
33.
34.
В. А. Гаврилин.
Р. К. Щедрин.
Э. В. Денисов.
А. Г. Шнитке.
17
35.
36.
Повторение.
Повторение.
1 ч.
1 ч.
Подготовка
к викторине
8 класс
№
Тема
Кол-во
часов
Дом. Зад.
Галацкая В.С.
Музыкальная
литература
зарубежных стран.
Учебное пособие для
музыкальных училищ.
Вып.1. Под ред.
Е.М.Царевой.
1.
2.
3.
4.
5.
Музыка Древнего мира.
Музыка эпохи Средневековья.
Музыка эпохи Возрождения.
Музыка эпохи Барокко.
Композиторы эпохи Барокко.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
6.
7.
Г. Гендель. Жизненный путь.
Г. Гендель. Инструментальное
творчество.
Г. Гендель. Кончерто – гроссо.
Г. Гендель. Оперное творчество.
Г. Гендель. Ораториальное творчество.
Г. Гендель. Оратория «Самсон».
1 ч.
1 ч.
И. С. Бах. Биография, жизненный путь.
И. С. Бах. Полифонические жанры.
И. С. Бах. Клавирное творчество.
И. С. Бах. ХТК 1 том.
И. С. Бах. ХТК 2 том.
И. С. Бах. Французские сюиты. История
создания.
И. С. Бах. Французские сюиты.
Характеристика танцев.
И. С. Бах. Токкаты и фуги.
И. С. Бах. Хоральные прелюдии.
И. С. Бах. Месса си минор.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Конспект читать
Конспект читать
Уч. С.3-5
Уч. С.5-46
Уч. С.46-64
Уч. С.174-192
Уч. С.216-224
Уч. С.216-224
Уч. С.193-197
Уч. С.200-215
Уч. С.200-215
Уч. С.65-87
Уч. С.287-96
Уч. С.113-130
Уч. С.131-135
Уч. 136-140
Уч. С.141-145
Уч. С.145-157
Уч. С.97-108
Уч. С.109-113
Уч. С.157-174
Левик Б. В.
Музыкальная
литература
зарубежных стран.
Учебное пособие для
музыкальных училищ.
Вып.2.
22.
23.
24.
К. В. Глюк. Жизненный путь.
К. В. Глюк. «Орфей». Содержание.
К. В. Глюк. «Орфей». Основные оперные
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Уч. С.8-17
Уч. С.17-24
Уч. С.25-48
18
сцены.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Й. Гайдн. Жизненный путь.
Й. Гайдн. Симфоническое творчество.
Й. Гайдн. Симфония «Прощальная».
Й. Гайдн. Симфония №103 (1, 2 части).
Й. Гайдн. Симфония №103 (3, 4 части).
Й. Гайдн. Оратория «Времена года».
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
31.
32.
В. А. Моцарт. Жизненный путь.
В. А. Моцарт. Симфоническое
творчество.
В. А. Моцарт. Симфония №40.
В. А. Моцарт. Фортепианное творчество.
В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро».
В. А. Моцарт. «Волшебная флейта».
В. А. Моцарт. «Реквием».
1 ч.
1 ч.
33.
34.
35.
36.
37.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Л. В. Бетховен. Жизненный путь.
Л. В. Бетховен. Новаторство.
Л. В. Бетховен. Сонаты № 1, 5, 8.
Л. В. Бетховен. Сонаты № 14, 17, 23.
Л. В. Бетховен. Симфония №5.
Л. В. Бетховен. Симфония №6.
Л. В. Бетховен. Симфония №9.
Л. В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Контрольный урок по творчеству венских
классиков.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
Музыкальный романтизм.
Ф. Шуберт. Обзор творчества.
Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха».
Ф. Шуберт. «Зимний путь».
Ф. Шуберт. Вальсы.
Ф. Шуберт. Экспромты.
Ф. Шуберт. Музыкальные моменты.
Ф. Шуберт. Симфония № 8.
Ф. Шуберт. Новаторство.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
56.
57.
К. М. Вебер. Обзор творчества.
К. М. Вебер. «Вольный стрелок».
1 ч.
1 ч.
Уч. С.62-74
Уч. С.76-79
Уч. С.76-79
Уч. С.79-85
Уч. С.85-88
Уч. С.101-125
Уч. С.128--162
Уч. С.254-265
Уч. С.246-254
Уч. С.266-276
Уч. С.168-204
Уч. С.239-244
Уч. С.276-293
Галацкая В.С.
Музыкальная
литература
зарубежных стран.
Учебное пособие для
музыкальных училищ.
Вып.3. Под ред.
Е.М.Царевой.
Уч. С.8-39
Уч. С.39-45
Уч. С.45-57
Уч. С.57-82
Уч. С.98-107
Уч. С.107 - 112
Уч. С.112-125
Уч. С.125-130
Повторение с.8-130
Конспект читать
Уч. С.131-159
Уч. С.179-191
Уч. С.191-204
Уч. С.204-205
Уч. 205-207
Уч. С.207-211
Уч. С.211-223
Уч. С.159-163
Уч. С.269-282
Уч. С.282-287
19
58.
59.
Содержание.
К. М. Вебер. «Вольный стрелок».
Главные герои.
К. М. Вебер. «Вольный стрелок».
Основные сцены.
1 ч.
1 ч.
Ф. Мендельсон. Обзор творчества.
Ф. Мендельсон. Симфоническое
творчество.
Ф. Мендельсон. Фортепианное
творчество.
1 ч.
1 ч.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Р. Шуман. Обзор творчества.
Р. Шуман. Карнавал.
Р. Шуман. Альбом для юношества.
Р. Шуман. Детские сцены.
Р. Шуман. «Любовь поэта».
Контрольный урок по творчеству
романтиков.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
69.
70.
71.
72.
Дж. Россини. Обзор творчества.
Дж. Россини. «Севильский цирюльник».
Повторение.
Повторение..
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
60.
61.
62.
1 ч.
Уч. С.287-291
Уч. С.292 -310
Уч. С.310 - 328
Уч. С.346 - 361
Уч. С.332-346
Уч. С.361-389
Уч. С.402-416
Уч. С.389-395
Уч. С.396-402
Уч. С.422-430
Уч. С.431-444
Уч. С.222-241
Уч. С.242-268
Уч. С.242-268
Уч. С.242-268
9 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Ф. Шопен. Обзор творчества.
Ф. Шопен. Прелюдии.
Ф. Шопен. Ноктюрны.
Ф. Шопен. Полонезы.
Ф. Шопен. Этюды.
Ф. Шопен. Вальсы.
Ф. Шопен. Мазурки.
Кол-во
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Дом.зад.
Галацкая В.С.
Музыкальная
литература
зарубежных стран.
Учебное пособие для
музыкальных училищ.
Вып.3.
Уч.с. 447-478
Уч. с. 513-528
Уч. с. 528 - 538
Уч. с. 499- 504
Уч. с. 504- 513
Уч. с. 538- 539
Уч. с. 486-499
20
8.
Ф. Шопен. Баллада соль – минор.
1 ч.
Уч. с. 539-548
Левик Б.В.
Музыкальная
литература
зарубежных стран.
Учебное пособие для
музыкальных училищ.
Вып.4.
Уч. с. 70-103
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Ф. Лист. Творческий облик.
Ф. Лист. Годы странствий. 1 том.
Ф. Лист. Годы странствий. 2 том.
Ф. Лист.Годы странствий. 3 том.
Ф. Лист. Прелюды.
Ф. Лист. Этюды.
Ф. Лист. Соната си – минор.
Контрольный урок по творчеству
Ф. Шопена и Ф. Листа.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
17.
18.
Г. Берлиоз. Обзор творчества
Г. Берлиоз. «Фантастическая
симфония» (1, 2 части).
Г. Берлиоз. «Фантастическая
симфония» (3, 4, 5 части).
1 ч.
1 ч.
Р. Вагнер. Обзор творчества.
Р. Вагнер. Оперная реформа.
Р. Вагнер. «Тангейзер».
Содержание.
Р. Вагнер.«Тангейзер». Главные
герои.
Р. Вагнер.«Лоэнгрин». Содержание.
Р. Вагнер. «Лоэнгрин». Основные
сцены.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
И. Брамс. Обзор творчества.
И. Брамс. Симфония №4 (1, 2
части).
И. Брамс. Симфония №4 (3, 4
части).
1 ч.
1 ч.
Уч. с. 301-311
1 ч.
Уч. с. 334-338
Дж. Верди. Обзор творчества.
Дж. Верди. Жизненный путь.
Дж. Верди. «Риголетто».
Содержание.
Дж. Верди. «Риголетто». Главные
герои.
Дж. Верди. «Риголетто». Основные
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Уч. с. 5138-146
Уч. с. 146-147
Уч. с. 147-148
Уч. с. 158-174
Уч. с. 103-107
Уч. с. 149-156
Уч. с. 539-548
Уч. с. 19-44
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
1 ч.
1 ч.
Уч. с. 44-55
Уч. с. 55-69
Уч. с. 184-210
Уч. с. 210-228
Уч. с. 228-235
Уч. с. 235-239
Уч. с. 239-250
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Уч. с. 250-254
Уч. с. 330-334
Уч. с. 356-380
Уч. с. 353-356
Уч. с. 392-400
Уч. с. 400-410
Уч. с. 410-422
21
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
сцены.
Дж. Верди. «Травиата».
Содержание.
Дж. Верди. «Травиата». Главные
герои.
Дж. Верди. «Травиата». Основные
сцены.
Дж. Верди. «Аида». Содержание.
Дж. Верди. «Аида». Главные герои.
Дж. Верди. «Аида». Основные
сцены.
Дж. Верди. Новаторство.
Дж. Верди. Контрольный урок.
1 ч.
Уч. с. 422-430
1 ч.
Уч. с. 430-438
1 ч.
Уч. с. 438-445
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Уч. с. 445-455
1 ч.
1 ч.
Уч. с. 380-392
Уч. с. 455-463
Уч. с. 463 -478
Уч. с. 479-490
Левик Б.В.
Музыкальная
литература
зарубежных стран.
Учебное пособие для
музыкальных училищ.
Вып.5.
42.
43.
44.
Французская музыкальная культура 1 ч.
IIполовины 19 века.
Ш. Гуно. «Фауст». Содержание.
1 ч.
Ш. Гуно. «Фауст». Основные сцены. 1 ч.
Уч. с. 3-20
Уч. с. 21-40
Уч. с. 41-62
Ж. Бизе. Обзор творчества.
Ж. Бизе.«Кармен». Содержание.
Ж. Бизе. «Кармен». Основные
сцены.
Ж. Бизе.«Арлезианка».
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Уч. с. 67-82
1 ч.
Уч. с. 83-95
49.
Чешская музыкальная культура 19
века. Б. Сметана.
1 ч.
50.
А. Дворжак.Симфония №5.
1 ч.
51.
Норвежская музыкальная культура
19 века.
Э. Григ. Обзор творчества.
Э. Григ. «Пер Гюнт».
Э. Григ.Фортепианное творчество.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Уч. с. 223-237
Музыкальная культура рубежа 1920 веков.
Музыкальный импрессионизм во
Франции.
К. Дебюсси. Обзор творчества.
1 ч.
Уч. с. 283-285
1 ч.
Уч. с. 285-291
1 ч.
Уч. с. 292-309
45.
46.
47.
48.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Уч. с. 92-115
Уч. с. 116-126
Уч. с. 127-152
Уч. с. 182-218
Уч. с. 182-218
Уч. с. 372-382
Уч. с. 238-259
22
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
Уч. с. 330-333
К. Дебюсси. «Послеполуденный
отдых Фавна»
К. Дебюсси. Прелюдии. 1 том.
К. Дебюсси. Прелюдии. 2 том.
1 ч.
М. Равель. Обзор творчества.
М. Равель. «Болеро»
М. Равель. Фортепианное
творчество.
М. Равель.Вальс.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Веризм как художественное
направление в Италии.
Р. Леонковалло. «Паяцы».
Содержание.
Р. Леонковалло. «Паяцы».
Основные сцены.
1 ч.
Уч. с. 3-4
1 ч.
Уч. с. 5-6
1 ч.
Уч. с. 7-9
Поздний романтизм в музыкальной
культуре Германии и Австрии.
Музыкальный экспрессионизм.
Повторение.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Уч. с. 310-313
Уч. с. 313-329
Уч. с. 344-350
Уч. с. 375-387
Уч. с. 351-360
Уч. с. 360-374
Гивенталь И.А,
Щукина Л.Д.,
ИонинБ.С.
Музыкальная
литература
зарубежных стран.
Учебное пособие для
музыкальных училищ.
Вып.6.
Гивенталь И.А,
Щукина Л.Д.,
ИонинБ.С.
Музыкальная
литература
зарубежных стран.
Учебное пособие для
музыкальных училищ.
Вып.6.
Уч. с. 5-28
Уч. с. 79-98
Уч. с. 99-135
23
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1.Царева Н.А., Н. А. Сорокина. Практикум по музыкальной литературе
для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 4 класс. М.,
Престо, 2014.
2.Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе.
Полный курс обучения, Ростов – на- Дону, Феникс, 2014.
3.Сорокотягин Д. А. Музыкальная литература в таблицах: полный курс
обучения, Ростов – на- Дону, Феникс, 2013.
4..Грубер Р. И. Всеобщая история музыки, ч. 1, М., Государственное
музыкальное издательство, 1960.
5. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. СПб.-М.:
Музыка. 1998.
6. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. М.: Музыка, 1987.
7. Лихеева Л., Розова Т. В мире оперы. Л.: Советский композитор,
1989.
8.
Конен В. История зарубежной музыки,
вып. 3, М. Музыка,1984
9.
Левик Б. История зарубежной музыки,
вып. 2, М. Музыка,1961
10.Русская музыкальная литература. Вып. 2, учеб пособие для
муз.училищ. Общ. ред. М.Михайлова и Э.Фрид. -Л., Музыка,
11.Русская музыкальная литература. Вып. 3, учеб пособие для
муз.училищ. Общ. ред. М.Михайлова и Э.Фрид. -Л., Музыка
12.Русская музыкальная литература. Вып. 4, учеб.пособие для муз.
училищ. Общ. ред. М.Михайлова и Э.Фрид. -Л., Музыка, 1985.
13.Л. Рапацкая История русской музыки: от Древней Руси до "
Серебрянного века". Учеб.пособие для студентов пед. Высших
учеб. заведений. -М.: Гуманитарный центр Владос, 2001.
14.Отечественная музыкальная литература 1917-1985. Вып. 1-М.:
Музыка, 1996 (РАМ им. Гнесиных /состЕ.Дурандина).
24
15.В. Галацкая. Музыкальная литература зарубежных стран, Часть 1 3,. - М., Музыка 1985, 1983.
16.Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 4, 5,6. Учеб.
Пособие для муз.училищ. Под ред. Е. Царевой. - М., Музыка, 2002.
17.Оперные либретто. Краткое изложение содержания опер, М.
Музыка,1995.
18.Келдыш Ю., Левашева О. История русской музыки, вып. 1., М.,
Музыка, 1990 г.
19.Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка 20 века.
Четвертый год обучения. Ростов на/Д: Феникс, 2004.
20.Шорникова М. Музыкальная литература: Музыка, ее формы и
жанры. Первый год обучения. Ростов на/Д: Феникс, 2014.
21.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно –
европейской музыки.. Второй год обучения. Ростов на/Д: Феникс,
2004.
22.Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыкальная
классика. Третий год обучения. Ростов на/Д: Феникс, 2004.
23.Никитина Л. Д. Советская музыка: история и современность, м.
Музыка, 1991.
24.Басманова Т, Уфимцева Е. Зарубежная музыка 20 века в контексте
ведущих течений художественной культуры, Екатеринбург,
Акцидент, 1998.
25.Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. М.
Музыка, 1999.
26.Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. М,
Музыка, 2007.
27.Манылова С. Русская музыкальная литература в планах –
конспектах.Краснотурьинск, 2008.
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
1.
В процессе изучения данного курса учащиеся должны
овладеть следующими основными знаниями, умениями и навыками:
1. Умение активно слушать музыку.
2. Знание основных музыкальных выразительных средств, умение их
анализировать в нотном тексте и на слух.
3. Знать характерные особенности основных музыкальных жанров,
умение анализировать жанровую основу музыки.
4. Умение опознавать бытовые жанры при помощи анализа
характерных для каждого жанра выразительных средств (на слух и в
нотном тексте).
5. Знание музыкальной терминологии.
6. Знание биографических сведений и основных произведений,
изучаемых композиторов.
25
7. Знание особенностей основных стилевых направлений, изучаемых в
рамках курса.
8. Знание и определение на слух музыкальных произведений,
изучаемых в рамках курса.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо строго следовать теоретическим
основам, полученным на лекциях. Для усвоения материала рекомендуется
самостоятельно слушать изученные музыкальные произведения в разных
интерпретациях.
Основные формы самостоятельной работы (всего за курс 124 часа).
1. Прослушивание музыкальных произведений, изучаемых по программе и
написание отзыва:
Отзыв о прослушанных произведениях сдается в конце четверти.
5 класс
1 четверть – 3 часа;
2 четверть – 4,5 часа;
3 четверть – 5 часов;
4 четверть –5 часов;
6 класс
1 четверть – 3 часа;
2 четверть – 4,5 часа;
3 четверть – 5 часов;
4 четверть –5 часов;
7 класс
1 четверть – 4 часа;
2 четверть – 4 часа;
3 четверть – 5 часов;
4 четверть –5 часов;
8 класс
1 четверть – 9 часов;
2 четверть – 9 часов;
3 четверть – 9 часов;
4 четверть –9 часов;
9 класс
1 четверть – 9 часов;
2 четверть – 9 часов;
3 четверть – 9 часов;
4 четверть –9 часов;
26
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
работать с литературными
источниками и нотным материалом;
в письменной или устной форме
излагать свои мысли о музыке,
жизни и творчестве композиторов
или делать общий исторический
обзор, разобрать конкретное
музыкальное произведение;
определять на слух фрагменты
того или иного изученного
произведения;
применять основные
музыкальные термины и
определения из смежных
музыкальных дисциплин при
анализе (разборе) музыкальных
произведений;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование,
анализ
музыкальных
произведений, музыкальная викторина
Тестирование
Знания:
основные этапы развития
музыки, формирование
национальных композиторских
школ;
условия становления
музыкального искусства под
влиянием религиозных,
философских идей, а также
общественно-политических
событий;
этапы исторического развития
отечественного музыкального
искусства и формирование русского
музыкального стиля;
27
основные направления, проблемы и
тенденции развития современного
русского музыкального искусства.
анализ
музыкальных
ОК 12. Использовать умения и Тестирование,
произведений,
музыкальная
викторина
знания профильных дисциплин
федерального компонента среднего
(полного) общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно
воспринимать
и
исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно осваивать хоровой
и ансамблевый репертуар (в
соответствии
с
программными
требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую деятельность и
репетиционную работу в условиях
концертной организации, в хоровых
и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически
работать над совершенствованием
исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать
комплекс
музыкальноисполнительских
средств
для
достижения
художественной
выразительности в соответствии со
стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять
в
исполнительской
деятельности
технические средства звукозаписи,
вести репетиционную работу и
запись в условиях студии.
ПК 1.6. Выполнять
теоретический и исполнительский
анализ музыкального произведения,
применять базовые теоретические
знания
в
процессе
поиска
интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и
ансамблевый
исполнительский
репертуар
в
соответствии
с
28
программными требованиями.
ПК 2.2. Использовать знания
в области психологии и педагогики,
специальных
и
музыкальнотеоретических
дисциплин
в
преподавательской деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной
учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.8. Владеть
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией.
29