1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
3-5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6-9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
10
ОСВОЕНИЯ
11
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО. Рабочая программа учебной дисциплины является
частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования в
соответствии с ФГОС по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)»,
53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство» соответственно.
Программа дисциплины соответствует требованиям ФГОС СПО. Включает в себя: паспорт рабочей
программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины — требования к
результатам освоения дисциплины); структуру и примерное содержание учебной дисциплины (объем учебной
дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации
дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение
обучения, примерную тематику рефератов, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и
дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном
образовании (в программах повышения квалификации).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин основной
профессиональной образовательной программы по специальностям: 53.02.03 «Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов)», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство»
и объединяет в себе научно-теоретические знания с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта.
Дисциплина ориентирована не только на формирование базовых знаний, умений и навыков, но и на воспитание
нравственной и гражданской позиции. В курсе предусмотрены темы для самостоятельного освоения студентами с целью
развития навыков поиска и систематизации материалов и выработки на их основе собственной позиции по
определенной проблематике.
3
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель дисциплины - овладеть кругом вопросов психологии общения, коммуникативной
компетентностью и психологическим видением роли общения при взаимодействии в группе и социуме.
Задачи дисциплины - формировать умение анализировать психологические свойства, характеристики
психических процессов, различных видов общения индивидов и групп; применять общепсихологические и
социально-психологические технологии общения, позволяющие осуществлять решение профессиональных задач, задач
самосовершенствования, взаимодействия в трудовом коллективе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями, включающими в
себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования в профессиональной деятельности.
4
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях
дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях,
профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин
в преподавательской деятельности.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов Объем часов
53.02.06
53.02.03
53.02.08
72
76
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
в том числе:
практические занятия
10
10
итоговая аттестация в форме зачета либо
2
2
итоговой контрольной работы
24
24
Самостоятельная
работа
обучающегося
(всего)
6
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «психология общения»
Наименование
разделов и тем
Раздел 1.
Тема 1.1.
Раздел 2.
Тема 2.1.
Тема 2.2
Тема 2.3
Тема 2.4
Тема 2.5
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
«Введение в учебную дисциплину»
Введение в учебную дисциплину. Категория «Общение» в психологии.
Самостоятельная работа обучающихся, ознакомление с учебником
«Социальное общение»
Общение – основа человеческого бытия.
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Классификация общения, функции и виды
Структура и средства
Понятие коммуникативной компетенции личности
Самостоятельная работа: чтение конспекта, примеры из жизни
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Понятие социальной перцепции
Факторы, влияющие на восприятие человека
Искажения в процессе восприятия
Понятие имиджа. Влияние имиджа на восприятие человека
Практическое занятие: самодиагностика по теме «Общение»
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Взаимодействие как организация совместной деятельности
Практическое занятие Трансактный анализ общения
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Основные элементы коммуникации
Вербальная коммуникация, коммуникативные барьеры
Невербальная коммуникация
Практическое занятие. Методы развития коммуникативных способностей
Самостоятельная работа – прохождение коммуникативного практикума
Формы делового общения и их характеристики
Деловые беседы, переговоры, совещания
Деловые дискуссии
Самостоятельная работа – придумать темы для деловой дискуссии, кейсы для обсуждения
Правила убеждения в деловой дискуссии
Национальные особенности переговоров
Объем часов
1(+2 самост. работа)
1
самост2
29(+8 самост. Работа)
4
1
1
1
1
самост2
6
1
1
1
2
Практика1
6
2
практика 4
6
1
2
2
практика 1
самост2
7
1
1
самост2
1
1
Уровень
освоения
1
3
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
3
1
1
3
1
1
7
Раздел 3
Тема 3.1
Тема 3.2
Раздел 4
Тема 4.1
Тема 4.2
Раздел 5
Тема 5.1
Тема 5.2
Самостоятельная работа: найти примеры национальных социальных ментальных особенностей кот. Могут
стать барьерами в коммуникации и придумать способы их преодоления
Культура общения по телефону
Деловая корреспонденция
Практическое занятие деловая дискуссия, Публичные речи
«Психологические типы людей»
Личностная типология
Темперамент
Типы сотрудников. Трудные сотрудники
Зачет (53.02.06)
Самодиагностика (53.02.03)
Типология характеров
Повторение и закрепление
Зачет (53.02.03)
Самостоятельная работа – привести примеры различных типов из кино и литературы
Стили управления
Типы лидерства. Виды власти
Понятие, характеристика стилей управления
Самостоятельная работа – определить свой тип лидерства, стиль управления
«Конфликтное общение»
Конфликт и его сущность, основные характеристики
Понятие конфликта, структура. Невербальные проявления.
Стратегия разрешения, последствия конфликтов. Правила поведения в конфликте
Практическое занятие – самодиагностика. Определение уровня конфликтности. Стратегии поведения в
конфликте.
Самостоятельная работа – найти примеры конфликтов из жизни литературы
Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах
Понятие стресса. Способы борьбы со стрессом
Самостоятельная работа – поиск лучших для себя способов антистресса
Этические формы общения
Общие сведения об этической культуре, этика и мораль
Самостоятельная работа – определить понятия современной этики и морали, сравнить с прошлым и
другими ментальностями
Деловой этикет
Деловой этикет в профессиональной деятельности
Требования к внешности делового человека. Этикет в повседневности
Самост 2
1
1
Практика 1
6 (+4 самост.работа)
4
1
1
1
2
1
1
Самост.2
2
1
1
Самост 2
6(+4 самост.работа)
4
1
1
практика 2
1
1
1
Самост 2
2
1
1
Самост 2
6 (+6 самост)
1
самост2
3
3
1
1
1
1
3
2
3
3
3
1
1
3
1
1
2
1
1
3
3
1
1
8
Зачет (итоговая
контрольная
работа)
Итоговое занятие
Самостоятельная работа – подготовка к зачету, повторение по всем темам
Письменная часть
Устная часть
Беседа об этике профессиональной деятельности, обсуждение источников информации по предмету
Всего:
Самост 4
1зачет
1зачет
1
1
72 часа (48 аудиторных
часов (из них 10 –
практическая работа) и
24часа самост.работа)
– 53.02.06
76 часов (52 аудиторных
часа (из них 10 –
практическая работа) и
24часа самост.работа)
– 53.02.03
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: доска, компьютер (ноутбук с встроенной
веб камерой)
Принтер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.
Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов
учреждений ср. проф. образования/ А.П.Панфилова.- М.: Издательский
центр «Академия», 2017.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник/
Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. – Изд.3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
Интернет ресурсы:
1)
Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.psychology.ru
2)
Журнал
"Psychologies":
[Электронный
ресурс]Режим
доступа:http://www.psychologies.ru
3) Электронная библиотека учебников:[Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://studentam.net/
4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.gumer.info/
5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие":
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные
умения,
усвоенные
знания)
Освоенные умения:
-применять
техники
и
приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции
поведения в процессе межличностного
общения.
Усвоенные знания:
-взаимосвязь общения и деятельности,
цели, функции, виды и уровни
общения;
Формы и методы контроля
оценки результатов обучения
и
Проверка домашних заданий, оценка
выполнения индивидуальных заданий,
контрольная работа.
Текущий контроль на практических
занятиях,
оценка
выполнения
индивидуальных заданий.
Тестовый
контроль.
Текущий
контроль на практических занятиях,
оценка выполнения индивидуальных
заданий.
-роли и ролевые ожидания в общении;
Тестовый
контроль.
Проверка
-виды социальных взаимодействий;
домашних
заданий,
оценка
-механизмы
взаимопонимания
в выполнения индивидуальных заданий,
общении;
контрольная работа.
-техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения
-источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов.
Индивидуальные
задания.
Практическая
работа:
анализ
производственных ситуаций
Анализ
проблемных
ситуаций.
Практическая
работа:
анализ
производственных ситуаций
11