25.03.2020
1. прочитать теоретический материал (прикрепленный файл)
2. Выполнить лабораторную работу.
Лабораторная работа № 9
Тема: изменчивость, построение
вариационного ряда
и вариационной кривой
Цель: познакомить
учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости,
выработать умение
строить вариационный ряд и график
изменчивости изучаемого признака.
Вариант I
Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья
акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).
Ход работы
•
Рассмотрите несколько растений (семян,
клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте
количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.
•
Полученные данные занесите в таблицу, в
которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих
последовательное изменение признака-V (например, число колосьев в колоске,
размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого
признака (P). Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие —
редко.
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
P |
|
|
|
|
|
|
|
•
Отобразите на графике зависимость между
изменением признака и частотой его встречаемости.
•
Сделайте вывод о том, какая закономерность
модификационной изменчивости вами обнаружена.
Вариант II
Оборудование: линейка или сантиметр.
Ход работы
•
Измерьте рост каждого школьника в классе с
точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7
см, запишите, что рост — 166 см.
•
Сгруппируйте полученные цифры, которые
отличаются друг от друга на 5 см (150—155 см, 156—160 см и т. д.) и подсчитайте
количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:
Количество учащихся ... 2 Рост, в см 145—150
•
Постройте вариационный ряд изменчивости
роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси
рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся
определенного роста.
•
Вычислите средний рост учеников вашего
класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.
•
Вычислите и отметьте на графике средний
рост девочек и мальчиков.
Ответьте
на вопросы: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто,
какой — наиболее редко? Какие отклонения встречаются в росте учеников? Каков
средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в
росте?
Приложение. Модификации образуют вариационный ряд изменчивости признака
в пределах нормы реакции от наименьшей до наибольшей величины. Причина вариаций
связана с воздействием различных условий на развитие признака.
Для определения предела изменчивости
признака рассчитывают частоту встречаемости каждой варианты и строят
вариационную кривую - графическое выражение характера изменчивости признака.
Средние члены вариационного ряда встречаются чаще, что соответствует среднему
значению признака.
Средняя величина выраженности
признака высчитывается по формуле:
•
сумма
М = (P×V) P – частота встречаемости
n V - варианта
n – общее число
особей; M – среднее значение
модификации