адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи
Описание образовательной программы
Аннотация
к
адаптированной образовательной программе начального общего образования (вариант
5.1) для обучающихся с тяжелым нарушением речи ГБПОУ СО «СМХК»
Адаптированная образовательная программа
начального общего образования (вариант 5.1) (далее - АОП НОО) ГБПОУ СО «СМХК» для обучающихся с тяжелым нарушением
речи (далее - ТНР), представляет собой образовательную программу,
адаптированную для обучения обучающихся с ТНР 1-4 классов с учетом их возрастных,
типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных
потребностей.
АОП НОО (вариант 5.1) разработана на
основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями);
-
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный
стандарт
начального общего образования (утвержден
приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) с
изменениями и дополнениями.
-
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) с
изменениями и дополнениями.
- СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (с изменениями и дополнениями).
-
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи;
-
Устав ГБПОУ СО «СМХК».
Цель АООП НОО (вариант 5.1)
– формирование у обучающихся с ТНР общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности (нравственно- эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной
деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Задачи, реализуемые при получении НОО:
- становление основ гражданской идентичности и
мировоззрения обучающихся;
-
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие
ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
-
формирование желания и основ умения учиться, способности к организации своей
деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
учетом их индивидуальных особенностей;
-
создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья
обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего
поведения в соответствии сними;
-
формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной
и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к
знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества;
-
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
Помимо реализации общих задач НОО АООП
НОО (вариант 5.1) предусматривает решение специальных задач:
-
своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении;
-
определение особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных
уровнем их речевого развития;
-
определение особенностей организации образовательной деятельности для категории
обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой речевого
нарушения развития и степенью его выраженности;
-
коррекция индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация и
совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к
учению;
-
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи обучающимся с учётом психофизического и речевого развития и индивидуальных
возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (далее ПМПК);
-
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся;
-
оказание консультативной и
методической помощи родителям (законным представителям)
обучающихся.
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три
раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел
определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО,
а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает пояснительную
записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО; систему
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел
определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных
действий;
-
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
и курсов внеурочной деятельности;
- программу духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся с ТНР;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу
коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел
включает учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую
области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий
реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.