основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа
начального общего образования ГБПОУ СО «СМХК» (далее ООП НОО) - нормативный
документ, направленный на решение задач освоения обязательного минимума
содержания начального общего образования, на формирование общей культуры
личности младшего школьника, адаптации его к жизни в обществе, с учетом
образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
ООП НОО разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), на
основе Примерной основной образовательной программы начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 года № 1/15) и Примерной основной образовательной программы
начального общего образования для образовательных организаций реализующих
программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами общего образования (далее – интегрированные
образовательные программы) по специальностям 53.02.03 Инструментальное
исполнительство (по видам инструментов) и (или) 53.02.06 Хоровое
дирижирование (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.09.2016 №3/16), с учетом особенностей
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Свердловской области «Свердловский мужской хоровой колледж» (далее – ГБПОУ СО
«СМХК») определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени
начального общего образования, с учетом особенностей социума, возрастных и личностных
особенностей, потенциальных возможностей и социальных потребностей обучающихся,
а также с учетом кадровых, материально-технических и информационных ресурсов.
Основная образовательная программа начального общего образования учитывает:
-
тип образовательного учреждения;
- вид образовательного учреждения;
-
образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.
В
ООП НОО представлены все разделы в соответствии с требованиями ФГОС к структуре
ООП НОО. Структура программы включает целевой, содержательный и организационный
разделы:
I. Целевой раздел:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения
обучающимися ООП НОО
3. Система оценки достижения планируемых
результатов освоения ООП НОО
II. Содержательный раздел:
1. Программа формирования универсальных
учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
2. Программы отдельных учебных предметов,
курсов.
3. Программа духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
4. Программа формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5. Программа коррекционной работы.
III. Организационный раздел:
1. Учебный план начального общего
образования.
2. План внеурочной деятельности.
3. Систему условий реализации ООП НОО в
соответствии с требованиями ФГОС НОО Структурные компоненты ООП НОО
Обязательная часть. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Пояснительная записка:
-
отражает особенности начального общего образования как фундамента всего последующего
обучения;
- учитывает характерные для младшего
школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на
данной ступени образования - конкретизирует цели реализации ООП НОО с учетом
потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных представителей);
- уточняет принципы и подходы к
формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения
участников ОО Планируемые результаты освоения ООП НОО - уточняют и
конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных
результатов;
- адекватно отражают требования ФГОС НОО,
соответствуют возрастным возможностям учащихся;
- передают специфику образовательного
процесса в конкретном образовательном учреждении;
- являются содержательной и критериальной
основой для разработки рабочих программ учебных предметов Система оценки
достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
- обеспечивает комплексный подход к оценке
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования;
- предусматривает оценку достижений
обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
- позволяет осуществлять оценку динамики
учебных достижений обучающихся;
- предусматривает использование
разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки;
- обеспечивает оценку планируемых
результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой
участниками ОО Программа формирования универсальных учебных действий;
-
содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени
начального общего образования;
- описывает связь универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов; - обеспечивает преемственность
программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного
к начальному общему образованию;
-
уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий Программы
отдельных учебных предметов, курсов;
-
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования;
- определяют структуру программ отдельных
учебных предметов, курсов;
-
определяют (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы
учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного
процесса. Программа духовно-нравственного
развития, воспитания направлена на
обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе. Интегрирует
традиции и особенности воспитательной системы ГБПОУ СО «СМХК». Формирует
целостную образовательную среду, обучающихся образовательного учреждения, семьи
и других институтов общества. Содержит ключевые воспитательные задачи, базовые
национальные ценности российского общества включающую урочную, внеурочную и
внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и
региональную специфику; Программа формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни представляет собой
комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и
норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся; содержит базовую модель организации работы
образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного
и здорового образа жизни, расширяет и дополняет базовую модель организации
работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры
безопасного и здорового образа жизни Программа коррекционной работы, обеспечение
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в
освоении основной образовательной программы начального общего образования; выявление
особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии; осуществление индивидуально -
ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями ПМПК); возможность освоения детьми с
ограниченными возможностями здоровья ООП НОО и их интеграции в ГБПОУ СО «СМХК».
Учебный план начального общего образования определяет состав обязательных
учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам)обучения обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся; включает время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность. Учебный план
начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей по классам (годам обучения). С целью реализации учебного плана
используется линия учебников УМК «Школа России».
Предметные области. Основные задачи
реализации содержания предмета «Русский язык» и «Литературное чтение»:
Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном
языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в
России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности. Родной язык и литературное чтение на
родном языке.
Предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» представлена учебными предметами «Родной (русский)
язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке», в целях обеспечения
достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как
родного и литературного чтения в соответствии с ФГОС НОО.
«Иностранный язык». Формирование
дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных
навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на иностранном языке.
«Математика и информатика». Развитие
математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
«Обществознание
и естествознание» (Окружающий мир). Формирование уважительного отношения к
семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей
страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения
в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме «Основы религиозных культур
и светской этики». Воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской
этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России.
«Искусство». Развитие способностей к
художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру.
«Технология». Формирование опыта как
основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности
для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных
при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности. Основная образовательная
программа начального общего образования ГБПОУ СО «СМХК» реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами. Программа гарантирует право обучающихся на
образование, оптимизацию образовательного процесса, использование современного
материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное
и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Согласно
общим положениям стандарта целью реализации основной образовательной программы
начального общего образования ГБПОУ СО «СМХК» является:
·
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
·
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС на основе учебных
программ по предметам.
Достижение поставленной цели
предусматривает решение следующих основных задач:
– формирование общей культуры, духовнонравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
– обеспечение планируемых результатов по
освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося
младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
– становление и развитие личности в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
– обеспечение преемственности начального
общего и основного общего образования;
– достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее
- дети с ОВЗ);
– обеспечение доступности получения
качественного начального общего образования;
– выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему
клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной
деятельности;
– организация интеллектуальных и
творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
– участие обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников и общественности в
проектировании и развитии внутриколеджной социальной среды; – использование в
образовательной деятельности современных образовательных технологий
деятельностного типа;
– предоставление обучающимся возможности
для эффективной самостоятельной работы;
– включение обучающихся в процессы
познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта,
района, города). В основе реализации основной образовательной программы лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
задачам построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
– переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
– ориентацию на достижение цели и
основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
– признание решающей роли содержания
образования, способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
– учёт индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
– обеспечение преемственности дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального
образования;
– разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в
том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.